Внеклассное мероприятие по русскому языку «Путешествие по стране Крылатых выражений»

Северо- Казахстанская область
Аккайынский район
КГУ «Смирновская СШ №2»





Внеклассное мероприятие по русскому языку



«Путешествие по стране Крылатых выражений»

6 класс




учитель русского языка и литературы
Валеева Р.К.











Пояснительная записка



Одной из важнейших составных частей деятельности учителя русского языка является внеклассная работа, занимательные уроки по определенной теме.
К сожалению, к 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей в силу «наплыва» Интернета.
Главной задачей внеклассной работы является развитие интереса к языку и воспитание потребности изучать его.
Интерес и любовь к русскому языку развивается прежде всего на уроках, но внеклассная работа предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.
Данное мероприятие раскрывает проблему развития творческих способностей учащихся по внеурочной деятельности.
Формы работы по активизации познавательного интереса школьников самые разнообразные:
- занимательные беседы после изучения большой трудной темы, викторины,
- кроссворды, конкурсы,
- самые разные виды лингвистических игр.
Как правило, каждый ученик обладает какими-то способностями и талантами. Природа дает детям любознательность и желание учиться.
Важная задача учителя- это повысить уровень знаний по русскому языку;
-развивать любознательность, смекалку, находчивость, мышление, внимание.
Научить ребенка навыкам работы в команде, создать бодрое рабочее настроение.
Дети 21 – го века ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их интерес, активность, самостоятельность и творческие способности. Прекрасным способом решения такой проблемы являются познавательные уроки, внеклассные мероприятия, развивающие способности детей.
Развитие творческих способностей- это длительная, целенаправленная работа, которая может осуществляться как на уроках, так и во внеурочное время.
Цель данного мероприятия:
- воспитание у детей умение видеть новое в известном;
-умение использовать полученные знания в новых занимательных, видоизмененных условиях.











Содержание методической разработки

Цель: закрепление и обобщение сведений, полученных школьниками при изучении темы «Фразеология», воспитание любви к русскому языку, формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Задачи: 1)повысить интерес к фразеологии
2) уметь правильно пользоваться фразеологическим богатством языка
3) учить опознавать фразеологизмы, понимать их смысл

Оборудование: интерактивная доска, красочные рисунки, музыкальное оформление.

Основные этапы урока:
1) организационный момент
2) введение в тему, постановка проблемы
3) сообщение темы занимательного урока
4) актуализация опорных знаний
5) тренировочные упражнения
6) итог внеклассного занятия
7) домашнее задание.

Развитие неречевых процессов на каждом этапе:
-развитие логического мышления
-активизация мыслительной деятельности
-развитие логического мышления, самоконтроля.
-развитие внимания, наблюдательности, воображения.

















Ожидаемый результат

-Развитие творческого мышления, активности, совершенствования коммуникативных речевых умений, навыков учащихся для обогащения фразеологического запаса;

-Привитие любви к слову, повышение интереса учащихся к русскому языку, его
красоте и многозначности;

-Пополнение словарного запаса учащихся;

-Выявление и поддержка одаренных детей;

-Поддержка и воспитание веры в свои силы у слабоуспевающих учеников;
- развитие творческой личности;

-Учащиеся научатся самостоятельности, кооперативности, толерантности, чувству товарищества и партнерства,

- учатся вести диалог, идти на компромисс;

-положительная динамика состояния эмоциональной сферы учащихся.

























Методические рекомендации для проведения занятия

1.Занятия рекомендуется проводить после изучения темы «Фразеология»;

2.Использовать как программный, так и внепрограммный материал;

3.Создать условия для использования музыки, видео-, информационных компьютерных технологий, мультимедийного оборудования;

4.Главный момент обучения - развить у учащихся познавательный интерес к теме «Фразеология».



































Список используемой литературы:

1). Ашукин. Н.С., Ашукина М.Г. «Крылатые слова»;

2). Галигина И.Д. «Организация внеклассной работы по русскому языку»;

3). Григорян Л.Т. «Язык мой - друг мой»;

4) Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. М., 1989 г.;

5). Журнал «Русский язык и литература в украинских школах»;

6). Иванова В.А. «Занимательно о русском языке»;

7). Республиканский научно – методический журнал « Русский язык в школах и
вузах Казахстана»;2010-2012 г.г.;

8) Шанский М.М. Занимательный русский язык. М., дрофа, 1996.



























Путешествие
по стране Крылатых выражений.

У входа висит плакат «Входной билет - пословица»
Звучит музыка
(своеобразным билетом- пропуском на занимательный урок будет служить пословица)

Ведущий:

- Добрый день, ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну «Крылатых выражений». Это будет трудное путешествие, с различными преградами. Но чтобы нам справиться с трудностями, вы должны ответить на вопросы.
И после этого мы отправимся в путешествие.
Скажите, что это за крылатые слова? Назовите фразеологические обороты. (Дело в шляпе, бить баклуши, заткнуть за пояс, медвежья услуга, яблоку негде упасть)
Молодцы, ребята! Я вижу, что вы очень умные и грамотные.
Ну, что же, друзья, в путь!
Приятных вам приключений. Командир, заводи звездолёт. (Звучит космическая музыка)
Ой, смотрите, да мы уже приближаемся к городу. А какая здесь интересная архитектура. Посмотрите, что это там на башнях? А, да это же флюгеры. Они так заманчиво хлопают своими сказочными крыльями, будто бы приглашают нас в гости.

Командир:

- Внимание! Внимание! Говорит командир команды. Всем хлопнуть в ладоши. Мы приземляемся перед воротами одного из удивительных городов страны Русского языка-города «Крылатых выражений».

Ведущий:

Почему маленькая девочка задала маме такой вопрос:
- Мама, сегодня в автобусе кондуктор сказал одному дяде: «Гражданин, возьмите себя в руки».
- А как он мог это сделать?
(девочка поняла слова «взять себя в руки» буквально, то есть в прямом смысле. На самом деле, эти слова употреблены в переносном значении и обозначают «успокоиться, овладеть собой, сдержать себя»).
Учащиеся читают: у Самсона Силыча денег куры не клюют.( на слайде)
Рассматривают рисунок и устанавливают – Какую ошибку допустил художник?


Ведущий:

- В нашем языке есть такие сочетания слов, которые обычно имеют не прямое, а переносное значение и по смыслу равны одному слову. В них нельзя одну составную часть заменить другой.
Например, вместо «денег» куры не клюют нельзя сказать «денег» утки не клюют.
Такие сочетания слов выступают в речи как один член предложения.
Это неделимые сочетания.
В науке они называются
ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ или ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМИ ОБОРОТАМИ.

Итак, тема нашего своеобразного путешествия

«КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ ИЛИ КРЫЛАТЫЕ СЛОВА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ»

Игры и упражнения

Соревнуемся в знании фразеологии

Учащиеся делятся на две команды.

Задание №1. Первые номера обеих команд идут к доске и подчеркивают то слово из данных в скобках, которое употребляется в данном фразеологическом обороте.

Глаза на (мокром, влажном) месте (Сидячего, лежачего) не бьют
По (рыбьему, щучьему) велению Не (упасть, ударить) лицом в грязь
Чудеса в (лукошке, решете) Водить за (нос, ухо)
Убить двух (волков, зайцев) Считать (сорок грачей, ворон)
Свалился как (снег, град) на голову У (черта, у лешего) на куличках
Остался с (носом, ухом) (Кот, собака) наплакал

(Жюри оценивает по пятибалльной системе, в зависимости от сложности предлагаемых задач.)

Задание №2. Ведущий читает стихотворение В.Суслова
(учащиеся находят фразеологизмы и объясняют из значения):

Бывает частенько, что слово – одно.
Но очень по – разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово вода.
Вот был я мальчишкой,
Да детство прошло,
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет
А гуси и утки сухие всегда
Заметили люди: как в гуся вода.
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе?
Воды в рот набрал.
Лентяй отдыхает, а время идет-
Под камень лежачий вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду – то в ступе толочь».
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую, что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.

Задание № 3.

Ведущий: Участвуют две команды:

Задание 1-ой команде:

Замените фразеологизм одним словом (синонимом).

Он задал стрекача (удрал)
Ты делаешь из мухи слона (преувеличиваешь)
Старик вышел из себя (рассердился)
Соседки разводили тары – бары (болтали)
Сделано на быструю руку (кое – как, наспех)
Миша повесил нос (приуныл)
Держи язык за зубами (молчи)
За тридевять земель (очень далеко)
Было это при царе Горохе (очень давно)
Их водой не разольешь (неразлучны)
Остались рожки да ножки (ничего, почти ничего)
Гуляй сколько душе угодно (вволю, вдоволь)

Задание 2-ой команде:

Замените фразеологизмы одним словом (антонимом). Участники команд отвечают по очереди.


1.Повесить нос – Радоваться (огорчиться, впасть в уныние)
2.Капля в море - Много (мало)
3.На ночь глядя – Рано (поздно)
4.В два счета – Медленно (быстро)
5.Зарубить на носу – Забыть (запомнить)
6.Негде яблоку упасть – Просторно (тесно)
7.Как кошка с собакой – Дружно – (в ссоре)
8.Вставлять в палки в колеса – Помогать (мешать)
9.На скорую руку – Качественно - (сделать наспех)
10.Клевать носом - Бодрствовать (Дремать)
11.Без царя в голове - умный (глупый)
12.Родиться в рубашке - невезучий (быть счастливым)

Задание № 4. В левом верхнем углу доски написано «Фразеологический оборот», в правом «Обычное словосочетание» (на слайде).
Учащиеся встают между рядами парт лицом к доске.

Ведущий произносит сочетание слов, например, «пошел ко дну», а затем читает два предложения. Если выражение является фразеологизмом, учащиеся поворачиваются налево. Если обычным словосочетанием – направо.
Команда получает балл только в том случае, когда все ее члены повернутся дружно.
Будьте внимательны!!!
Камень упал в воду и пошел ко дну
Разразился кризис, и предприятие мистера Коллинза пошло ко дну
О размолвке в семье никто не знал, так как Зацепины не любили выносить сор из избы.
После уборки Петю попросили вынести сор из избы
Гость заметил, что сказал больше, чем надо, и прикусил язык.
Мальчик Ваня ел быстро и прикусил язык
Рано утром мама Квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: - Не дерись,
- Не дразнись,
- Не петушись.
Поспеши уже пора
Ну, ни пуха, ни пера!
Через час едва живой, Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера!
В.Орлов
5) С виду мы не очень схожи: Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!
Дружба дружбою,
Однако и у нас случилась драка
Скоро в ход пошли портфели,
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду-
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льется
А она еще смеется:
- Вы, действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Б.Заходер

Задание № 5. «Почему так говорят»

Заранее подготовившиеся учащиеся рассказывают о происхождении отдельных фразеологизмов.

Крокодиловы слезы.
Пускать пыль в глаза
От доски до доски
Медвежья услуга
Казанская сирота
На воре шапка горит

Задание № 6. Участники игры получают по две карточки (четные и нечетные), на каждой из которых записан фразеологизм

Четн. Нечетн.
Фразеологизм – синонимический фразеологизм.
Учащиеся встают и опознают фразеологизмы - синонимы

Задание № 7.
«Экзамен»

Учащиеся подходят к столу и выбирают билеты.
Объяснить значение фразеологизма
Употребить его в предложении
Время для подготовки 5-7 минут.
(Жюри учитывает правильные ответы.)


Задание № 8.

«Закончи фразеологизм»
Ведущий:
Ребята, я зачитаю начало фразеологического оборота, а вы его должны его закончить:

Дрожит (как осиновый лист);
Катается (как сыр в масле);
Выводить (на чистую воду);
Держать (в ежовых рукавицах);
Сидеть (сложа руки);
Знать (как свои пять пальцев);
Фома (неверующий);
Федот (да не тот);
Клевать (носом)
Втирать (очки)
Когда рак (на горе) свистнет
Бежать сломя (голову)
Кожа да (кости)

Ведущий:

- Употребление фразеологизмов делает нашу речь более образной, живописной и выразительной, поэтому их часто используют мастера слова.
- Старайтесь обогатить свой язык фразеологизмами и учитесь уместно их употреблять

Задание № 9.

- Какие фразеологизм имел в виду художник, создавая эти шутливые рисунки?
- Назовите эти фразеологизмы и составьте с ними предложения

Водить за нос
Вставлять палки в колеса
Сесть в калошу
Зарубить себе на носу
Работать спустя рукава
(на слайде)


Задание №10
«Используй в речи»

Ведущий: Я предлагаю вам 6 фразеологизмов, а вы выбираете из них 5, используя в своей речи, составьте текст.
Сломя голову Браться за ум
Как снег на голову Сойти с ума


Рукой подать Хоть глаза выколи
Не покладая рук Куда глаза глядят
Голову повесить Не твоего ума дело
Терять голову Пришло на ум
(на слайде)

Задание №11
«Сопоставление фразеологизмов»

Ведущий: Ребята, давайте вспомним фразеологизмы на казахском языке. Вам предстоит найти соответствие русским фразеологизмам:
Бес аспап – золотые руки
Jоян ж_рек – заячья душа
Ит пен мысыKтай – как кошка с собакой
ДымыS ішінде болсын – держи язык за зубами
Ештен де кеш жаKсы – лучше поздно, чем никогда.

Задание №12
«Кто скорее» (задания на слайде).

Ведущий: Дорогие ребята, составьте с каждым словом по одному фразеологизму.
На доске записаны слова: ветер, волосы, камень, край, язык, Кузя, рука, земля, неделя, душа.( Ветер в голове гуляет; волосы дыбом; камень с души; на краю света; язык до Киева доведет; золотые руки; за тридевять земель; без году неделя; душа ушла в пятки; показать Кузькину мать).

Задание № 13

Ведущий:

С данными фразеологизмами с помощью мимики и жестов изобразить фразеологизм: хлопать глазами, вскружить голову, скалить зубы, найти общий язык, прибрать к рукам, прожужжать все уши, зубы заговаривать.
Разминка: «Давайте поиграем»!
Сейчас с вами Белая ворона поиграет в игры «Восстанови фразеологизм» и «Фразеологический зверинец»
Белая ворона:
Ребята, внимательно послушайте условия игры:
Условия игры «Восстанови фразеологизм». В игре принимают участие три команды по четыре человека в каждой команде. По очереди каждый член команды заканчивает фразеологический оборот. Побеждает команда, которая раньше всех справится с заданием.

Задания для команд:

1 команда.
Делить шкуру неубитого ___________(медведя)
Сесть на любимого ________________(коня)

Купить ________ в мешке (кота)
Пустить __________в огород (козла)

2 команда.
Набито как в бочке _____________(селёдки)
Дуется как ____________на крупу (мышь)
Считать __________(ворон)
Дразнить ___________(слона)
3 команда.
Брать _________за рога (быка)
Смотреть как ____на новые ворота (баран)
Писать как _________лапой (курица)
Прокатить на __________(черепахе)
Белая ворона: Вашему вниманию еще одна игра
«Фразеологический зверинец»
Условия игры: Вы должны назвать животное по его определению (на слайде)
Голоден как.(волк)
Хитер как.(лиса)
Труслив как..(заяц)
Здоров как(бык)
Нем как (рыба)
Упрям как.(осел

Игра со зрителями.
Соревнование «Кто больше?»

За пять минут каждый из играющих должен записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, зуб, язык, рука, нога
(на выбор)

Подведение итогов игры: подсчет баллов, полученных каждой командой.
Слово строгому, но справедливому жюри.

Интересное домашнее задание:

Составить кроссворд «Крылатые выражения»



Ведущий:
- Но вот и закончилось наше путешествие. Время неумолимо бежит вперед. Я думаю, что вам оно понравилось, вы узнали много нового и интересного о фразеологизмах.

Я надеюсь, что в дальнейшем вы будете чаще использовать крылатые выражения в своей речи.
Всего вам доброго!
До свидания, ребята! До скорых встреч!

Командир:
- Да, жаль расставаться с весёлыми, остроумными жителями города Крылатых выражений. Но мы ещё встретимся с нашими друзьями. А сейчас в путь! (звучит музыка)


Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим вам до свидания!
До счастливых новых встреч!
(на слайде)





















Самоанализ внеклассного мероприятия
Нет слова, которое было бы так запашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н.В.Гоголь.

Для внеклассного мероприятия я выбрала форму проведения, как путешествие, в ходе которого учащиеся 6 -го класса закрепляют и обобщают свои знания по теме «Фразеология». При проведении мероприятия были использованы формы работы, как коллективная, так и индивидуальная.
Содержание внеклассного урока вполне соответствует поставленным целям, достигнутым результатам.
В проведении занятия успешно использовались элементы инновационных компьютерных технологий. Красочная слайдовая презентация по данной теме особенно привлекала учащихся, вызывая повышенный интерес ко всему, что происходило на уроке.
Данное мероприятие соответствовало возрастным особенностям 6-классников, учтены индивидуальные особенности как учащихся с высокой учебной математики, так и с низкой.
По времени внеклассное занятие выдержано- 45 минут.
Внеклассные мероприятия являются системными, так как такие занятия проводятся после изучения определенной темы, например, в данном случае, после темы «Фразеология».
У ребят данное мероприятие вызвало очень много положительных эмоций, атмосфера проведения была доброжелательная. Учащиеся готовились к данному мероприятию охотно, чувствовалась повышенная активность ребят как при подготовке к уроку, так и во время его проведения.
Методика проведения полностью соответствовала поставленным воспитательным целям и задачам, уровню развития коллектива.
В ходе « Путешествия»были созданы необходимые условия, которые постоянно поддерживали повышенный уровень внимания и интереса к мероприятию, к заданиям различного творческого характера.
И в заключение хочется отметить, что внеклассная работа по предметам дает ученикам возможность проявить творческую активность, расширять кругозор, развивать в детях находчивость, смекалку пробуждает интерес к знаниям каждого ученика.








13PAGE 15


13PAGE 14215




15