Школьная библиотека — центр притяжения


Слайд 1
Слайд 2
Библиотека - неотъемлемая часть образовательного процесса. Библиотека - живой, меняющийся организм, энергию которому дают люди: читатели, учителя, сотрудники библиотеки. Несомненно, сегодня очень важно поддерживать и развивать интерес ребёнка к книге.
Основная работа библиотеки направлена на привлечение учащихся к систематическому чтению, воспитанию у них навыков самостоятельной работы с книгой. Идея развития и деятельности нашей библиотеки - творческое развитие читателей на основе сотрудничества. Что именно можно сделать, чтобы посеять серьёзную, прочную любовь к чтению, воспитать любовь к книге? Мы считаем, что в нашей школе есть все возможности для решения данной проблемы. Но для этого библиотека должна стать территорией сотрудничества.
Слайд 3
Образование сегодня рассматривается как важнейшая социальная единица, как главное средство социализации, обеспечивающее развитие и воспитание подрастающего поколения.
2010 год дал старт национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Смысл образовательной инициативы «Наша новая школа» заключается в создании новой современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность ребенка, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учёбе, способна быть современной, адекватной нашей жизни образовательной системой.
Слайд 4
Новый год один из любимейших праздников, как у детей, так и у взрослых. И пусть многие из нас давно выросли из сказки, но в глубине души всегда хочется верить, что в новом году все сложится хоть немного, но лучше, удачнее, счастливее. Поэтому я представляю творческий отчет «Панорама библиотечной жизни».
Слайд 5
Мы убеждены, что современная школьная библиотека - это учебная библиотека, которая обеспечивает информацией и документами учебный процесс, это и специальная библиотека, которая обслуживает педагогический коллектив, и публичная библиотека, которая предоставляет учащимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности. Это библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу, особенно в условиях перехода школы на полный день по стандартам второго поколения. В этой связи нельзя не вспомнить слова В.А.Сухомлинского о том, что школьная библиотека должна быть «кабинетом №1», над предметным кабинетом, где школьники получают целостную карту мира, используя имеющиеся носители информации. Сегодня для нас очевиден факт, что деятельность библиотеки направлена на гармоническое развитие личности читателя, и содействует накоплению и преумножению им человеческого капитала. Более благородной задачи в нашем мире трудно представить.
Слайд 6
Задачи современной школьной библиотеки
Активизировать читательскую активность у школьника
Находить новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет – проекты
Превратить школьную библиотеку в уютное, любимое и доступное место в школе
Слайд 7
Существует ясное понятие, что библиотека должна содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, уметь жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и терпимости. Обозначим формы работы школьной библиотеки по внедрению стандартов второго поколения:
- исследовательская деятельность;
- информационная деятельность;
- проектная деятельность;
- литературно-познавательная деятельность;
- мультимедийные технологии;
- работа с УМК;
- работа с фондом художественной литературы.
Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями и учителями – предметниками.
Слайд 8
Одной из самых древних форм работы библиотек является абонемент, Абонемент гостеприимно принимает всех, кто сюда приходит: школьников и их родителей, учителей и других работников школы. 
помещение библиотеки 54 кв метра. 453 учащихся являются читателями нашей библиотеки и 42 педагога, у всех свои взгляды на мир, но нас объединяет главное - книга. Фонд библиотеки 17356 экземпляров. Каждый человек уникален и неповторим, поэтому важно уметь жить большой, дружной школьной семьёй, где, несмотря на проблемы, главное место занимают уважение, доверие, понимание и сотрудничество
Слайд 9
Универсальный по своему содержанию фонд читального зала  - энциклопедии, словари и справочники. 5 рабочих мест читального зала оснащены компьютерами. Читальный зал предоставляет свой фонд всем читателям, кому он необходим в учебных, творческих, профессиональных целях и в часы досуга. Очень красиво теперь организовано само пространство нашей библиотеки - новые стеллажи и выставочные стенды, большая удобная кафедра для библиотекаря и хорошие столы и стулья для читателей. современное компьютерное оборудование. Здесь всё радует глаз поэтому педагоги и ученики приходят не только, чтобы взять нужную для урока книгу, но и просто за консультацией или информацией к урокам, просто посидеть, полистать журналы, просто поговорить и отдохнуть.
Читательский зал библиотеки на 10 посадочных мест собирает множество читателей. Здесь проходят литературные игры, викторины, оформляются тематические выставки
Слайд 10
Мечтой остаётся расширить детскую зону, где рядом с современными детскими книгами будет располагаться игровой уголок, в котором ребята смогут поиграть в настольные игры, порисовать, просто полистать журнал или рассмотреть картинки, будут находиться книжки-раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов.
Слайд 11
Приоритетными направлениями работы нашей библиотеки являются: патриотическое, духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей. Формирование здорового образа жизни и профилактика зависимого поведения, Школьное самоуправление, Работа с родителями
Слайд 12
Я остановлюсь только на работе школьной библиотеки по Реализации программы нравственно-этического воспитания «Искусство быть читателем - счастливый труд души» - это Возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе сотрудничества с его семьей.
Помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги.
Формирование круга семейного чтения,
Способствование всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка путем знакомства с лучшими произведениями классической и современной литературы.
Обобщение и распространение опыта, выработанного в ходе реализации программы.
Слайд 13
Планируемые и достигнутые результаты работы кружков
Для библиотеки:
Основной результат- заинтересовать и привлечь постоянных читателей.
Воспитать активного, внимательного, любознательного читателя.
Для школы:
Развитие библиотеки, преобразование в информационно-воспитательный центр.
Помощь в подготовке всех школьных мероприятиях.
Занятие детей во внеурочное время.
Сотрудничество с классными руководителями, школьным сообществом.
Издательство школьной газеты.
Для учеников:
Лучше узнать способы работы с информацией, научится грамотно пользоваться книгой
Умение общаться, заниматься самообразованием.
Для родителей:
Развитие партнерских отношений между учеником, родителем, библиотекой, учителем.
Привлечение родителей к активной школьной жизни своих детей.
Слайд 14
Библиотека активно участвует в проведении и подготовке всех школьных мероприятий.
Ответственным звеном по созданию школьного сайта назначена Скакун Елена Владимировна, она является и его создателем, поэтому информация обо всех событиях в жизнь нашей школы, обрабатываются в библиотеке. И можно с уверенностью сказать, что библиотека - активный участник всей школьной жизни.
Слайд 15
В стандарте второго поколения определён «портрет выпускника начальной школы», и без помощи книг и библиотекаря, здесь не обойтись.
Любознательный, активно познающий мир читатель с огромным удовольствием принимает активное участие в ежемесячных викторинах с видео-вопросами, загадками и творческими заданиями
К.Д. Ушинский писал: «Процесс чтения без радости и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветающую душу, делает её слепой к миру образования, глухой к окружающей жизни» Задача школьного библиотекаря достучаться до сердца каждого читателя. Заинтересовать, увлечь, научить сопереживать – вот цель любого мероприятия.
Тогда выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осознанно выбирать виды чтения в зависимости от цели чтения;
определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
писать отзыв о прочитанной книге;
Слайд 16
Библиотека помогает в проведении тематических классных часов, которые проводятся как на базе библиотеки, так и самим учителем при использовании моих разработок.
Чтобы активно содействовать развитию творческих способностей школьников мне необходимо осваивать новые педагогические технологии, особенно проектную деятельность. Основной результат проектной работы – привлечение новых постоянных читателей. Библиотекой, совместно с воспитательной службой разработаны и реализуются следующие пректы
проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу, она является частью самостоятельной работы учащихся.
Слайд 17
В наше время, когда потеряны нравственные ориентиры, нивелируется значение России в развитии современного мирового сообщества, необходимо  создавать у  юных граждан  положительный образ своего Отечества и развивать у них чувство сопричастности с судьбой России, ведь именно им, сегодняшним мальчишкам и девчонкам, продолжать её путь в Будущее.
Проект «Мы помним» посвящен участникам Великой Отечественной войны 1941-45 гг., тем, кто с оружием в руках отстоял независимость нашей Родины, тем, кто самоотверженно трудился в тылу. Учащиеся школы смогли рассказать всем о своих соотечественниках, героях войны, чьи имена не столь известны, о ком не написано книг, кому не воздвигли памятников. Но память об этих неизвестных солдатах бережно хранится в семейных архивах и альбомах, в сердцах их детей и внуков.
Слайд 18
Проект «Встреча трёх поколений» В проекте собран материал о поселке Войсковицы, учащиеся предоставили материалы о своих дедах и прадедах, участниках ВОв, а так же материал о отцах, служивших в рядах вооружонных сил. В проекте прослеживается связь поколений.
Слайд 19
Проект «Маленькие герои большой войны! Целью проекта является знакомство учащихся с подвигом детей, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Необходимо было:
расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
развивать интерес к историческому прошлому нашей страны;
показать на примерах, что подвиг героев Великой Отечественной войны – это великий пример для подражания, образец мужества, стойкости, патриотизма.

Слайд 20
Практика последних лет показала, что наиболее эффективной формой работы по привлечению детей к чтению является проект «Читательский дневник» и «Экран»
Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению.  У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить  и понять произведение. Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а  научить делать выводы и развивать культуру читателя. 
Проект «Экран» (книга + фильм, пытаемся объединить чтение книги с просмотром фильма и последующим обсуждением. учимся размышлять, выражаем свои мысли, делаем свои выводы)
Слайд 21
Главной проблемой всех библиотек является комплектование книжного фонда. Количество новых книг ничтожно мало по сравнению с все возрастающим спросом на них.
В связи с этим наша библиотека уже несколько лет проводит акцию "Подари книгу библиотеке". Дарение – это особое явление. Это движение души, добрая воля дарителя! Каждый дар читателя важен для нашей библиотеки, ведь это дает возможность продлить жизнь книги, поддержать библиотеку в трудные времена.. Благодаря участию родителей, выпускников, населения посёлка в акции «Подари книгу библиотеке» фонд нашей библиотеки пополнится новыми, интересными книгами .Это энциклопедии, словари, справочники и конечно же художественная литература.
Слайд 22
Основополагающий вопрос: Почему люди любят сказки? Проект для учащихся начальных классов. Помогает детям научиться понимать выразительность художественного слова. Учит отличать народную сказку от авторской, выделять элементы сказки, обогащает жизненный опыт учащихся, помогает увидеть положительные и отрицательные качества личности. Учит добру и справедливости. Развивает речь, воображение. Знакомит с возможностями современных информационных и коммуникативных технологий.
Слайд 25
Учреждения общего среднего образования должны готовить учеников, умеющих учиться. И без помощи, школьных библиотекарей, здесь не обойтись.
В этой ситуации особенно важным становится развить у учащихся интерес к знаниям, любовь к чтению и познанию, умение пользоваться новыми информационными технологиями, критическое мышление и информационную культуру личности. Самостоятельно исследовать новое, получать информацию и преобразовать ее в знания, участвовать в проектной деятельности – все это требует от школьника постоянной практики. В этом процессе учителям нужны помощники, которые обеспечат информационное сопровождение исследовательской и учебной деятельности.
Таким помощником, является школьный библиотекарь.
Юные читатели имеют возможность овладевать основами умения учиться в разных направлениях, получать информацию на разных носителях как бумажных, так и электронных. В библиотеке функционируют 5 компьютеров, все подключены к Интернету, есть возможность работы с мультимедийной техникой.
Слайд 26
Какая интересная и  разнообразна  школьная жизнь. Это маленькая  страна, в  которой не так-то просто уследить за потоком событий, а тем более сохранить в памяти самые необычные,  интересные  и важные из них. Для этого группа старшеклассников  решили организовать выпуск школьной газеты, которая всегда была мечтой  мальчишек и девчонок, учителей и родителей.
Газета - это неотъемлемая часть школьной жизни. На страницах газеты можно освещать различные вопросы, общаться с учениками школы, информировать о важных событиях и прошедших праздниках, оповещать о конкурсах и организовывать новые. В нашей школе выпускается «ПриШкольная» газета. Содержание газеты - это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот и поисков, их общие радости, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.
Слайд 27
Самые важные наши помощники в организации детского чтения это родители, дружбой которых мы очень дорожим. Многие родители принимают активное участие в наших литературных вечерах, на которых они не просто зрители. Понимая ведущую роль семьи в развитии ребёнка, в формировании его духовных, нравственных качеств, мы постарались вовлечь родителей в работу школьной библиотеки и получили хорошую поддержку и понимания с их стороны. Оказывается, многие книги, читаемые в детстве родителями знакомы и любимы и их детьми.
Меня и актив библиотеки приглашаются на общешкольные родительские собрания с выставками обзорами книг. Традиционна встреча с родителями будущих первоклассников.
Слайд 27
Мероприятия по популизации здорового образа жизни направлены на воспитание потребности в физической культуре, стремление к созданию семьи, борьбу с вредными привычками, профилактику алкоголизма и наркомании. Это «Зарница», «военная реконструкция», книжные выставки, час информации, презентации…
Слайд 28
библиотека должна стать территорией сотрудничества. А начиналось наше сотрудничество с директора школы, которая уделяет библиотеке большое внимание. В 2009 году именно Артюх Татьяна Владиславовна убедила меня попробовать свои силы на конкурсе «Школьный библиотекарь», она увидела, что мне есть что показать, поверила в мои силы, а самое главное, сумела эту уверенность передать мне. Взаимопонимание - это, пожалуй, главная составляющая нашей работы. В итоге мы стали лауреатами конкурса в номинации «Школьное краеведение»
Слайд 29
Традиционно форумы в Михайловском для многих его участников – это форумы просветителей. Я участвовала в форумах на протяжении 3 лет
Выступила на секции 
Информация и информационный сервис в школьной библиотеке. Комплектование фондов школьных библиотек на основе электронных технологий. Корпоративная среда российских школьных библиотек: состояние и перспективы развития и была награждена программным обеспечением «1С школьная библиотека»
Детское чтение — путь к творчеству и успеху: новые возможности социализации и библиотерапии в школьной библиотеке. Технологии социального партнерства
Слайд 30
Программы Форумов содержали мастер-классы, лекции, круглые столы, дискуссионные панели, выездные сессии, работали площадки инновационного опыта школьных библиотекарей России - «Творческий муравейник».
Слайд 31
● Обмен профессиональным опытом между сотрудниками библиотек образовательных учреждений и муниципальных библиотек, обслуживающих детей и юношество.
Слайд 32
В начале марта 2010 года прошел съезд школьных библиотекарей Северо-Западного федерального округа, в работе которого приняли участие я и директор школы – Артюх Татьяна Владиславовна Съезд библиотекарей Северо-Западного Федерального округа прошел под девизом «Школьная библиотека – центр притяжения», и был направлен на объединение усилий федеральных и региональных органов власти, библиотечной, педагогической и родительской общественности.
Слайд 33
Выступление на секции Съезда школьных библиотекарей Северо-Западного Федерального округа «Библиотеки и музеи в общем пространстве информации и культуры, грани сотрудничества. Музейная педагогика и литературное краеведение». Которое состоялось в Аничковом дворце
Слайд 34
Меня всегда привлекали культурно интеллектуальные мероприятия, поэтому школьная библиотека с огромным интересом приняла участие в проекте «Книгомания», направленном на популяризацию чтения среди детей и подростков. Данный проект очень актуален в Год литературы и Кино в России, так как действительно способствует  в ненавязчивой, игровой форме привлечь детей к чтению книг. Руководитель проекта «Книгомания» Карина Андреевна Домащук.
Слайд 35
Такие мероприятия увеличивают интерес к библиотеке. В результате число наших читателей увеличивается. Но не только учителя и ученики посещают библиотеку, это иностранные гости, члены Правительства Ленинградской области, ветераны, родители, бывшие учащиеся школы.
Так 1 сентября 2016 г. Минин Андрей Юрьевич – председатель Комитета по внешним связям Администрации Ленинградской области был гостем школьной библиотеки
Слайд 36
Поскольку в школьном подразделении есть детский сад – в моей работе системно присутствует взаимодействие с воспитанниками детского сада по привлечению дошколят в мир литературы. Цель таких мероприятий – привлечение внимания дошкольников и их родителей к библиотеке, книге, чтению
Слайд 37
Читающий ребенок – надежда на будущее культуры России. Но для того чтобы ребёнок стал читающим надо, что бы ему было что читать, что бы на полках школьной библиотеки его ждали красивые интересные книги, а не залатанные пусть и очень интересные издания 70-90годов. Без таких мастеров художественного слова как Ушинский, Пришвин, Паустовский, Бианки, Снегирёв и многих других невозможно воспитать у ребёнка чувства любви ко всему, что его окружает. Но если книга издана давно, то она останется, незамечена юным читателем.
Слайд 38
Школа и библиотека - это одно целое. Нас объединяет многое, цели и задачи нашей деятельности почти едины. И дети у нас одни, дети, которые зачастую не хотят учиться. И мы говорим себе: «Не заставляй, а заинтересуй, объясни, и это даст свои результаты. Вразуми, но не обидь детскую ранимую душу».
Охват чтением учащихся нашей школы -100%. Мы и в дальнейшем постараемся сделать всё возможное, чтобы дети с желанием посещали библиотеку, потому что искренне верим, что если ребёнок полюбит книгу ещё в раннем детстве, эту любовь он сохранит на всю жизнь и передаст своим детям.
Свое выступление хочу закончить прекрасными строками Марины Бородицкой.
Библиотекарь открой мне свой ковчек,
Свой каталог, звучащий как поэма,-
Мы выйдем в море с капитаном Немо,
Умчимся к звездам в двадцать третий век.
Желаю всем успехов, здоровья и процветания