Школьная библиотека как центр семейного чтения


ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ЦЕНТР ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
Сафина Г.М. Методист по ресурсному обеспечению образовательного процесса МКУ «Отдел образования» Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами школьные  библиотеки  участвуют  в реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования. Осуществить поставленные федеральным государственным образовательным стандартом цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки. Библиотека оказывает помощь детям, родителям, рекомендует литературу, подбирает и предлагает те или иные пособия, книги, журналы. Именно в помещении школьной библиотеки незаметно формируется духовное здоровье нации. Исследователи выделяют несколько обострившихся проблем, которые наблюдаются в последнее десятилетие в сфере детского чтения: спад чтения для удовольствия (некоторые исследования показывают, что до 33% детей не любят читать [4, с.47]) и функциональная (вторичная) неграмотность. Что касается детского чтения: любят читать - младшие школьники-43%,, старшие-17%, не читают кроме заданий учителя-10%школьников, читают только развлекательную литературу -40%учащихся, читают познавательную литературу-21%, читают для самообразования-10%школьников [4, с.55]. Спасение России – в чтении. Читать надо для того чтобы остаться человеком получить страховку от деградации себя, детей, внуков, страны в целом…[3, с.122]- так сказала в своей книге «Школа чтения» И.И.Тихомирова. Проведенное нами в 2015 году исследование среди учащихся некоторых школ Мамадышского района подтвердило, что наши школьники не стали исключением - налицо почти все характерные проблемы сегодняшнего детского чтения: снижение интереса к чтению для удовольствия, бесспорный приоритет делового чтения, преобладание массовой литературы в круге чтения, предпочтение чтения периодики в старшем школьном возрасте. Например, 73% опрошенных нами учащихся девятых классов ответили, что они приходят в библиотеку с целью подготовки к докладам, урокам, рефератам и т.п., 32% - для того, чтобы найти литературу для удовольствия, 20% ставят своей целью расширение кругозора. Среди учащихся 10-х классов уже 90% посещают библиотеку с целью "делового чтения" и только 10% ищут чтение для удовольствия. Все школьные библиотекари района работают совместно с педагогическим коллективом. В последнее время наряду с традиционными формами работы: устными журналами, читательскими конференциями, литературными диспутами, используются и более современные интерактивные: брейн-ринги, КВНы, игры-путешествия, бенифисы читателя. Продолжают оставаться популярными викторины, литературно-музыкальные композиции, обзоры литературы, чтение вслух. Но этого недостаточно. Необходимо возродить добрую и старую традицию семейных чтений. Конечно, там, где в семье есть традиции чтения, а, к сожалению, эту семейную традицию чтения мы тоже утрачиваем, дети читают по-другому. Анкетирование даёт нам такие цифры: 65% родителей считают, что чтение – это процесс рациональный, и только 35% - эмоциональный. Уже выросли поколения родителей, которые сами не читают или читают прагматически или вообще на уровне комиксов и клиповой культуры. Перед библиотекарями и педагогами встаёт двойная задача - воспитание и детей, и родителей. Воспитание родителей задача более трудная, чем воспитание детей. Семейные традиции чтения – это одно из самых благотворных воспитательных средств, которое не только образовывает детей, но и цементирует подлинно участливые, дружеские взаимоотношения старших и младших в семье. Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени. Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы. Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе. Для оказания помощи родителям в освоении этой роли школьные библиотекари нашего района разрабатывают специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых, составляют методические пособия для родителей на тему «Как организовать и провести в домашних условиях «Час семейного чтения». Особой популярностью в библиотеках пользуются выставки: «Корзина сказок», «Чемодан приключений», «Хочу все знать», «Сказочная ярмарка», «Почитаем вместе с мамой», «Уголок семейного чтения», где родители вместе с детьми полистают понравившуюся книгу. В читальном зале библиотеки МБОУ «Лицей №2 г.Мамадыш» состоялась презентация книги Тихомировой И.И. «Добру откроем сердце: школа развивающего чтения», которая призвана помочь взрослым развивать в детях способность мыслить, наблюдать, оценивать действия героев рассказов, включать это всё в контекст своей собственной жизни. Это издание будет полезным  как библиотекарям, учителям, также  и родителям Отобранные для обсуждения рассказы сгруппированы по циклам: «О силе воли и силе духа», «Дружба истинная и ложная», «О правде, лжи и детской фантазии», «В ответе за тех, кого приручил» и др. (Всего 10 циклов). Каждый цикл содержит введение, текст художественного произведения - рассказа, вопросы для обсуждения и дополнительный список литературы по теме [2, с.7]. Значение детского сада и школы в руководстве чтением детей трудно переоценить, что не умаляет важности домашнего чтения, когда родители и дети вместе выбирают книги, вместе читают и размышляют над книгами и жизнью. Если родители с раннего детства руководили чтением своего сына (дочери), то в юности перед нами интеллигентный, образованный молодой человек с богатым духовным миром и потребностями. [1, с.28]
Литература
1. Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству чтением. СПб: Рос. нац. библиотека, 2000.512с. 2. Тихомирова И.И. Добру откроем сердце: школа развивающего чтения (читаем, размышляем, выражаем в слове): методическое пособие для руководителей детского чтения. М: РШБА, 2014. 344 с. 3. Тихомирова И.И. Школа чтения: Опыт, теории, размышления. Хрестоматия. М.: Школьная библиотека, 2006. 304с. 4. Чудинова В.П. Журнал «Школьная библиотека», 2003, №8, 96с.