Семинар школьных библиотекарей «Библиотека — центр развития творческих способностей»

Семинар школьных библиотекарей
«Библиотека – центр развития творческих способностей»
Слайд 1

Тема нашего семинара интересна, увлекательна, многогранна и непроста. Развитие творчества учащихся посредством чтения усложнено уже тем, что дети стали читать меньше. И это, скорее всего, проблема нашего стремительного технократического века, когда стремишься прожить, как можно увлекательнее и интереснее не отягощая себя лишними проблемами. Но человек не может жить серо. Каждый из нас наделен определенными способностями и нужен простой толчок, чтобы они проявились и заиграли разными красками. Поэтому в задачи нашей библиотеки мы включили задачи приобщения учащихся к чтению c дошкольного возраста. Воспитывая культуру чтения, мы прививаем хороший вкус, который впоследствии может определить и дальнейшее развитие ребенка. Но мало посоветовать прочитать хорошую книгу – необходимо заинтересовать, разрекламировать ту или иную книгу так, чтобы появилось желание и время прочитать её. И здесь в ход идут различные приемы. Еще с детского сада начинается знакомство детей с книжным миром школьной библиотеки.

Слайд 2

Дети приходят на экскурсию и знакомятся не только с читальным залом, абонементом, но и рассматривают всевозможные выставки, экспозиции, участвуют в конкурсах, получают призы. У детства такие прекрасные глаза, такие красивые мечты. Детская душа, как эмоциональный резервуар, который всегда должен быть заполнен эмоциями. Это так важно нести веру, где есть сомнения, надежду – где есть отчаяние, радость – где есть грусть, любовь – где есть ненависть.

Слайд 3

Записывать учащихся младших классов в библиотеку мы начинаем обычно по окончании изучения Букваря, но если есть читающие дети, то это происходит значительно раньше. У нас записаны родители детей, которые только собираются прийти к нам в школу, а это гарантирует пополнение рядов читателей среди самых маленьких.

Кстати, хочу отметить работу с родителями, как один из беспроигрышных вариантов приучения ребенка к чтению. На базе нашей школы работают семейные клубы, клубы по увлечениям. Их заседания проходят в теплой уютной обстановке за чашечкой горячего чая. Непринужденное общение, подготовленные самостоятельно выступления детей, помогают раскрыть таланты всех членов семьи.

Слайд 4

С чем можно сравнить удивительный мир творческих поделок детей и их родителей? Позитив, эмоциональный подъем, который мы испытываем, когда смотрим на чудеса рук наших детей – согревают наше сердце и душу. А мы как библиотекари, чувствуем свою сопричастность к этим твореньям – ведь именно книги послужили и интеллектуальному и творческому развитию наших детей и родителей.

Слайд 5

Ирина Николаевна Рожанская учитель начальных классов:
Находит время для чтения – это основа знаний,
Находит время для размышления – это источник силы,
Находит время для игры – это секрет молодости,
Находит время для творчества – это муза души.
Мы сегодня к вам пришли,
Но не для потехи,
мы сегодня рапортуем
про свои успехи.

(слово Рожанской И.Н)

Слайд 6

Мы читаем книги вместе
С папой, мамой в выходной
У меня картинок двести,
А у них нет – ни одной.
У меня – слоны, жирафы,
Звери все до одного
И бизоны, и удавы,
А у них нет никого.
У меня – в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Маму с папой очень жалко -
Ни одной картинки нет.

Слайд 7

Я леплю из пластилина,
Пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак.
Мне подумалось,
А вдруг,
Прибежит лиса на звук.
Мы её на парту сзади
Рядом с Мишею посадим.

Слайд 8

Из кленовых листочков сошью паруса,
На сосновую мачту надену.
я пущу свой кораблик искать чудеса
По реке, в серебристую пену...

Слайд 9

Никого "живого" в доме:
Ни кота, ни хомяка...
Никого "живого", кроме
Из папье-маше щенка!
Я назвал его Филиппом,
Сам не знаю: почему?
Если он болеет гриппом,
Аспирин даю ему.

Слайд 10

Когда с папой я читаю,
В игры разные играю,
То пускаю поезда,
То взлетаю в облака.
Лечим вместе книжки, -
Так растут мальчишки!

Слайд 11

Когда с мамой я читаю,
Я крою и вышиваю,
Я танцую и пою,
Я рисую и леплю,
И кормлю зайчонка, -
Так растут девчонки!
Слайд 12

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.


Слайд 13

Яркими эмоциями насыщена и наша вторая живая выставка, которая показывает как растет детское творчество и как оно многогранно.
Как птенцов под крыло собирает наседка,
Как ручьи в океан направляет река,
Как под теплым дождем распускается ветка,
Так из сердца рождается песни строка,

Слайд 14

Вот и я собираю себя воедино,
Чтобы тут же себя по крупицам раздать.
Только я ведь не солнце, что может и льдинам,
Объяснить, что такое тепла благодать.
Но покуда от солнца тепло получаю,
Но покуда могу исцеляться от ран,
Как наседка, я вас под крыло собираю,
Как река , отпускаю я вас в океан.

Богданова Ольга Викторовна - учитель музыки. Музыкальный дар и дар учителя у этого человека от Бога. Она великолепно поет сама и может научить этому своих учеников. Её воспитанники неоднократно занимали призовые места в городских, областных, межрегиональных конкурсах. Их награждали дипломами, о них писали в газетах, их показывали по телевизору, о них можно прочитать даже в книгах. Шоу-группу «Киндер-сюрприз» знают далеко за пределами Артемовска. Вот уже на протяжении трех лет они являются лауреатами телевизионного конкурса «Зірки та зіроньки».
Ольга Викторовна в постоянном поиске. Каждая песня – это открытая книга, целый спектакль.

Слайд 15

(Песня «Емеля»)
Растут дети, а вместе с ними растут и книги. Детские смешные, волшебные сказки сменяются романами, историческими хрониками.

Слайд 14

Стало так просто, было так сложно.
Крылья выращу и сделаю взмах.
Предана!
Значит уже можно
Перестать думать о новых боях.
Эй, голоса, что на битву звали
Пропойте колыбельную, сейчас, днем!
Я так устала от звона стали,
Пора бы вечным заснуть сном
Было так сложно, стало так просто.
Ты мои слезы стер.
Завтра у небольшого помоста.
Вспыхнет яркий костер.

(звучит песня «Орлеанская дева»)

Мы с тобой пройдём весь этот пусть
Ведь маяк в ночи так ярко светит
Музыка сердец её не обмануть
Пусть она звучит на всей планете
Пусть горят на небе звёзды, как и прежде
Но летят над миром ангелы надежды

Слайд 15

(звучит песня «Ангелы надежды»)

С самой высокой звезды
К нам приходит великолепие
И тянет желание - далеко
К месту своего же рождения.

«Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и ее результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним» и, как вы видели, это действительно так.

Не только в песенных образах, но и в образах рисунков, выполненных различной техникой, отображается окружающий мир.
Слайд 16
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.

Слайд 17

А художники рождаются здесь – на земле. Они живут рядом с нами, учатся у нас. Не одну книгу прочитала и наша юная художница, чью персональную выставку мы сейчас и представим.

Бумага, краски, карандаш –
Лист ожидает откровенья:
Рука застыла на мгновенье –
И вот уже возник мираж!
Иллюзия, игра, наклоны,
Где линия, а где – шаблоны!
Есть кляксы, веточки – витраж –
И превращается мираж
В обыкновеннейшее чудо:
Как будто бы из ниоткуда
Приходят к нам цветы и небо,
И паруса, раздуты ветром,
Моря и горы, дождь и лес,
И радуга, что до небес
И солнце с теплыми лучами –
Заговорили краски с вами!....
А начиналось все так просто!
Лист чистый открывает звезды!

(интервью)


Как давно ты рисуешь?
Над какой работой пришлось потрудиться больше всего и почему?
Что тебе помогает в процессе творчества: иллюстрации к книге (рисунки художников) или все-таки сюжет произведения?
Есть ли заветная мечта и какая?


Каждый ребенок – художник. И трудность заключается в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Мы желаем тебе вдохновения, интересных работ и пусть никогда у тебя не опускаются крылья твоего творчества как у этой девочки.

Слайд 18

Человек не терпит пустоты. Оказавшись в пустоте, он стремится ее заполнить воображаемыми звуками и видениями. И пока человек мал палитра красок так разнообразна, что рисунки кажутся яркими, красочными. Но по мере взросления каждый определяет для себя преобладание определенных контрастов, например: красный (страсть, любовь, жизнь) и черный (тайна, сдержанность, власть). Два эпохальных цвета отмечены особыми символами как в живописи, музыке, так и в литературе.


Леонардо да Винчи сказал: «В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни».
И как справедливы слова Гесиода «Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем»
Стендаль - писатель вместивший целую эпоху в романе «Красное и черное».
Я подхожу к полке, беру в руки книгу в потертом переплете и раскрываю её.
Мне кажется - читая, я делаюсь богаче ещё на одну жизнь - на жизнь писателя, создавшего книгу.
Вселенная мой путь.
Любовь мой закон.
Опыт моя школа.
Совершенство моя судьба
Давайте заглянем на урок литературы, где игра слов и образов автора оживают и наполняют наш мир.

Слайд 19

В таинстве рождения романа
Волшебство присутствует всегда:
Будто за оконной черной рамой
Загорелась новая звезда

Будто где-то в темноте небесной
Вдруг забрезжит тихий ровный свет,
И словам становится так тесно,
Что внезапно появляется портрет!
Вот один, второй и дальше, дальше
И что странно, только в двух цветах –
Красно-черном! – ни единой фальши!
Как свеча зажженная в руках!

Под пером уже Судьба искрится,
Чья-то красно-черная судьба!
И роман Стендаля, словно птица,
Голос свой несет через века

О чем это «Красное и черное?» затрудняясь ответить на вопрос все же скажем «О любви, о движениях человеческого сердца, о науке жить, о неумении высокой души лицемерить».
Роман интересен двумя трагически пересеченными любовными линиями. Любовь рождается постепенно, проходя несколько фаз: восхищение, надежду, наслаждение и сомнения, которые бросают главного героя на преступление.
Стендаль умело обнажает тайные мысли своих героев и их внутренний мир.

(презентация «Красное и черное»)

Интегрированный урок литературы в 10 классе

У жизни, как известно есть творец,
Что наполняет красками Судьбу,
Огонь, зажженный в глубине сердец,
В душе переплетает свет и тьму.

Два цвета по судьбе, как два крыла -
Где золото, где тьма – не разберешь,
Как будто Душу делят пополам:
Где правда – алым, где черно – там ложь.

Но так изменчива судьба порой
Цвета меняет лихо, как с плеча,
И вот уж черный – власть над всей толпой,
А красный – страсть, что жгуче горяча!

И в отблеске прочитанных страниц,
В романе, будто в зеркале, видны,
Свет озаренных благородством лиц,
И мрачный блеск обратной стороны!

Слились два цвета в роковой узор:
Любовь и смерть, прощенье и вина
И авторским пером подписан приговор,
Судьба героями испита вся до дна!

(обзор литературы)


День наш выпит до дна
За окном тишина,
Промелькнули часы, как минута одна.
Мы все вместе смогли прошагать сквозь века.
Все менялось вокруг: моды, люди, слова;
Что-то было всерьез, что-то – ложно.
Лишь любовь оставалась бесценной всегда,
Без которой идти невозможно!

Человеку, который знает, куда он идет, мир дает дорогу. И это действительно так! Творчество не остается незамеченным. Если человек одарен природой – он оставляет свой талантливый след на земле. И не случайно у нас в школе открыты выставочные залы, где собраны уникальные работы наших учащихся и мы вас туда приглашаем.

(экскурсия в залы вышивок)






15