Педагогический совет Современные подходы с образованию в условиях введения ФГОС




АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46
протокол
заседания педагогического совета
26.03.2015 года №

Председатель педагогического совета – С.В. Чимбру, директор школы
Секретарь педагогического совета – Е.Б.Волкова, учитель

Присутствовало: 43 человека – члены педагогического совета.
Тема педагогического совета:
Современные подходы к образованию в условиях введения ФГОС ООО

Цели педсовета:
Выявление основных критериев современного урока
Повышение интереса педагогов к современных технологиям образования

Задачи:
раскрыть сущность понятия «педагогические функции»;
познакомить с психолого-педагогическими особенностями современного школьника;
рассмотреть необходимость изменений педагогических функций в соответствии с идеями модернизации образования;
проанализировать опыт учителей школы в использовании современных образовательных технологий.
Форма проведения педсовета:
Педагогический совет проводится в форме семинара-практикума с использованием групповой формы работы.
План проведения педагогического совета

1. Суть изменений современного урока в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
С.В. Чимбру, директор школы


2. Информационный блок. Современные педагогические технологии.
Богданова Е.В., заместитель директора по УВР


3. Работа в группах «Плюсы и минусы традиционного урока».
4. Критерии эффективности современного урока. Работа в группах.
5. Подведение итогов, решение педсовета.

Ход педагогического совета:

СЛУШАЛИ: по первому вопросу Чимбру С.В., директора школы.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно- коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ. Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Главной целью образования является развитие личности обучающихся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная программа. Цели реализации данной программы: создание условий для развития и воспитания личности в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Важнейшей задачей каждого учителя школы при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учётом деятельностного подхода.


СЛУШАЛИ: по второму вопросу Богданову Е.В., заместителя директора школы по УВР.
В условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, переходом на ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход к образованию. Это требует новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.  Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются те технологии, которые дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволит учителю:  отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;  развивать технологическое мышление, умение самостоятельно планировать свою учебную, деятельность по самообразованию;  воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.  Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.  Проблемное обучение  Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.  Разноуровневое обучение  У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.  Проектные методы обучения  Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.  Исследовательский метод в обучении  Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. 
 Лекционно-семинарско-зачетная система Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.  Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.  Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.  Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).  Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.  Здоровьесберегающие технологии Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.  Система инновационной оценки «портфолио».  Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.  Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на собственный опыт работы.  Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. 

3. Работа в группах «Плюсы и минусы традиционного урока»
Задание группам: сравнить традиционный и современный урок по следующим признакам:
1 группа – цели и содержание обучения; функции учителя
2 группа – методы и средства обучения; особенности и типы уроков
3 группа – формы организации учебной деятельности школьников
4 группа – стиль и характер взаимоотношений обучающихся на уроке
Традиционный и современный урок  различаются по следующим показателям: цели, изменения функции учителя на уроке, изменения отношения между учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности. Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока –– формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.
Результаты обсуждения в группах сведены в таблицу:

Признаки для сравнения
Традиционный урок
Современный урок

Цели и содержание
Формирование знаний и умений
Развитие личности учащегося, формирование опыта самостоятельной,коммуникативной  деятельности через применение знаний и умений

Функции учителя
Информирование учащихся. Четкое разграничение функций учителя и ученика. Учитель выступает в роли передатчика материала
 Учитель выступает в роли Организатора  самостоятельной деятельности учащихся.

Методы обучения
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Сочетание частично-поискового, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и исследовательского методов

Средства обучения
Традиционная (карты, учебник, наглядности)
УМК по предмету и цифровые средства обучения: мультимедийные учебники, электронные карты и презентации, космические снимки, интерактивная доска и т.д.

Формы организации учебной деятельности школьников
Фронтальная в сочетании с индивидуальной
Групповая работа, работа в парах

Особенности и типы уроков
Четкое разграничение этапов урока
Нет четкого различения этапов урока

Стиль общения
Авторитарный либо попустительский
Демократический

Характер взаимоотношений учащихся на уроке
Общение между учащимися отсутствует. Акцент делается на соревновательность между учащимися
Акцент делается на совместную коллективную работу

С введением ФГОС меняется позиция учителя на уроке. От «театра одного актера», где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъекты». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается. Эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – одна из основных составляющих современного урока, влияющая на качество обученности школьников.

4. Критерии эффективности современного урока. Работа в группах

Выработка критериев эффективности современного урока.
Задание группам: определите, какие критерии эффективности урока отвечают требованиям современности (каждой группе предложено выбрать критерии из списка).
Результаты работы групп объединены следующими позициями: 
·         Обучение через открытие
·         Самоопределение обучающегося к выполнению той или иной образовательной деятельности.
·         Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском через обсуждение истинной точки зрения.
·         Развитие личности
·         Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
·         Демократичность, открытость
·         Осознание учеником деятельности: того, как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что чувствовал  ученик при этом.
·         Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
·         Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
·         Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  -   выведенное самостоятельно понятие.
·         Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

5. Подведение итогов, решение педсовета.

СЛУШАЛИ: Богданову Е.В., заместителя директора по УВР, которая подвела итоги обсуждения на педагогическом совете современных подходов к образованию в свете введения ФГОС ООО, обобщила и охарактеризовала изменения в деятельности педагога, работающего по ФГОС, представив их в форме таблицы в рамках презентации:

 
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения


При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
 по поиску и обработке информации;
 обобщению способов действия;
 постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока
Преимущественно фронтальная
Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения
Предметные результаты
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные


Нет портфолио обучающегося
Создание портфолио


Основная оценка – оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки


Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

 
 
 
Решение педсовета

1. В процессе введения ФГОС реализовывать системно-деятельностный и компетентностный подходы к обучению как основные.
2.      Систематизировать опыт учителей школы с целью создания  банка идей и единого образовательного пространства на основе принципов системно-деятельностного обучения.
3.      Для повышения эффективности работы в данном направлении развивать обмен опытом учителей школы в рамках декад методического мастерства, методических объединений, педсоветов, семинаров.
4.      Развивать систему накопительной оценки деятельности учителя с помощью технологии портфолио.





Секретарь
педагогического совета Е.Б. Волкова
Заголовок 4 Заголовок 515