Анализ работы по повышению мотивации учебной деятельности на уроках математики с различными категориями учащихся.


Анализ работы
по повышению мотивации учебной деятельности на уроках математики
с различными категориями учащихся.
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…
Но прежде чем развивать учебную мотивацию, ее необходимо познать, выявить ее реальный уровень и возможные перспективы, “зоны ближайшего развития“ у каждого ученика и класса в целом.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,  ручки,  пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. 
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.  
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, имеют проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.
Причина спада школьной мотивации:
У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
Отношение ученика к учителю.
Отношение учителя к ученику.
У девочек 6-7кл. снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
Личная значимость предмета.
Умственное развитие ученика.
Продуктивность учебной деятельности.
Непонимание цели учения.
Страх перед школой
Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро.
Для создания оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность, повышения учебной мотивации (учить детей так, чтобы им захотелось учиться), учителя должны знать и владеть различными формами и методами обучения.
Формы и методы обучения, которые учителя используют на уроках.
Анализ посещенных уроков показал, что чаще всего учителя нашего методического объединения используют фронтальную форму работы и только 60% учителей действительно используют парную и групповую формы работы на уроке.
Использование методов на уроках:
Анализ посещенных уроков и внеклассных мероприятий показал, что при подготовке учителя стремятся, учитывая реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать методы, которые создают оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность.
Учителя, Юзькова Р.А., Губанова В.А., Тимофеева О.В., Белова А.В., Ивлев А.Л. стараются вносить элементы новизны, строить свою работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался. Однако, не всегда это удается.
В результате были выявлены формы и методы деятельности учителя, которые реже всего используются на уроке. К таким относятся:
необычная форма изложения материала и нетрадиционная форма проведения занятий;
эмоциональность речи, заставляющая детей сопереживать;
очень ограничен арсенал методов поощрения и порицания;
не всегда на уроках создается ситуация, сориентированная на успех учащихся.
Юзькова Руфина Александровна, учитель математики, при проведении своих уроков использует различные формы деятельности: коллективную, индивидуальную, групповую, парную и методы: словесный, наглядный, деятельностный. Применяет разные приложения компьютера: электронные учебники, Paint, графический редактор MF2. Использует задания творческого характера, которые предусматривают поиски ребенком оригинальных, нестандартных решений, которые способствует развитию активного, самостоятельного, творческого, диалектического мышления ребенка; создает проблемные ситуации, что позволяют активизировать познавательную деятельность ребенка, реализовать ее творческий потенциал; применяет дополнительный материал, который значительно выходит за пределы учебной программы с целью расширения кругозора учеников; разные виды самостоятельной деятельности.
Уроки учителя тщательно обдуманны и правильно спланированы, преподавание ведется с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся, что ведет к повышению мотивации обучения, улучшению работоспособности.
Учитель математики - Тимофеева Ольга Викторовна. Учитель работает в 7-В, 8Б, 8В, 9А, 9Б классах.
При проведении своих уроков учитель использует различные формы деятельности: коллективную, индивидуальную, групповую и методы: словесный, наглядный. Применяет элементы информационных технологий. Использует задания творческого характера, дополнительный материал, который значительно выходит за пределы учебной программы с целью расширения кругозора учеников; разные виды самостоятельной деятельности, работы у доски.
Уроки учителя тщательно обдуманны и правильно спланированы, преподавание ведется с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся, что ведет к повышению мотивации обучения, улучшению работоспособности.
Учитель математики Белова Анастасия Владимировна. Учитель работает первый год в школе. Учитель работал в 5А, 5Б, 5В, 6Б, 7-Б классах.
При проведении своих уроков учитель использовал различные формы деятельности: коллективную, индивидуальную и методы: словесный, наглядный. Очень редко применяет элементы информационных технологий. Использует задания творческого характера, разные виды самостоятельной деятельности, работы у доски. Учитель работает учителем математики первый год. В течение первой четверти наблюдается не значительное понижение качества знаний учащихся по математике. По мнению учителя это связано с тем, что не все учащиеся отработали основные темы.
Уроки учителя тщательно обдуманны спланированы.
Учитель информатики – Губанова Вероника Александровна.
При проведении своих уроков учитель использует различные формы деятельности: коллективную, индивидуальную, групповую и методы: словесный, наглядный, деятельностный. Практикует постоянное применение элементов информационных технологий. Использует задания творческого характера, проводит тестовую работу с учащимися, постоянно ведется самостоятельная работа у доски и в тетрадях. Учащиеся готовят презентации, мини – проекты и защищают их перед своими одноклассниками. Создает комфортные условия работы для всех учащихся.
Уроки учителя тщательно обдуманны и правильно спланированы, преподавание ведется с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся, что ведет к повышению мотивации обучения, улучшению работоспособности.
Учитель информатики Ивлев Александр Леонидович.
При проведении своих уроков учитель использует различные формы деятельности, задания творческого характера, разные виды самостоятельной деятельности у доски и в тетрадях.
Уроки учителя тщательно обдуманны и правильно спланированы, преподавание ведется с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся, что ведет к повышению мотивации обучения, улучшению работоспособности.
Организация и результативность внеклассной работы МО
Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является внеклассная работа по математике. Внеклассная работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Формы организации внеклассной работы самые разнообразные.
Внеурочная работа по математике включает в себя:
ведение предметных факультативов;
руководство индивидуальными и групповыми проектами обучающихся (учебными, учебно-исследовательскими и другими проектами в соответствующей предметной области);
подготовку отдельных обучающихся к участию в предметных олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного уровней;
индивидуальную работу со слабоуспевающими школьниками;
организацию и проведение предметной недели и иных массовых мероприятий, связанных с преподаваемым предметом и др.
Учителя МО проводят следующую внеклассную работу:
Учитель Тимофеева О.В.
Ведение факультативного курса в 8Б, 8В классах – «Занимательная математика»
Дополнительные занятия по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Подготовка к олимпиаде по математике.
Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах.
Дополнительные занятия по разработке исследовательских работ учащимися и участию в научно-практической конференции в школе.
Подготовка к ОГЕ.
Учитель Юзькова Р.А.
Ведение факультативного курса в 8А классе – «За страницами учебника»; 10А классе – «Практикум решения задач».
Дополнительные занятия по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Подготовка к олимпиаде по математике.
Подготовка к ЕГЭ.
Учитель Губанова В.А.
Ведение факультативного курса в 9А. 9Б. 9В классах – «Избранные вопросы математики»; 11 классе – «Решение задач повышенной трудности».
Дополнительные занятия по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Подготовка к олимпиаде по информатике.
Учитель Белова А.В.
Дополнительные занятия по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Учитель Ивлев А.Л.
Ведение факультативного курса в 5В. 5Г классах – «За страницами учебника»;
Подготовка к ЕГЭ И ОГЭ.
Организация и результативность работы с одаренными детьми.
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в методической работе учителей и осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную работу.
В течение всего учебного года учащиеся активно участвовали: в математическом конкурсе – игре «Кенгуру – 2016», так же принимают участие в дистанционных олимпиадах по математике.
У Тимофеевой Ольги Викторовны, ученицы 8-«Б» класса, Махмудова Гульнара и Шишкина Белла стали призёрами во Всероссийской интернет олимпиаде по математике. Ученица 7-«В» - Алмазбек Нургул и ученицы 8-«Б» класса, Махмудова Гульнара и Шишкина Белла принимали участие в IV Всероссийской дистанционной олимпиаде с международным участием по математике. Алмазбек Нургул получила Диплом победителя III степени, Махмудова Гульнара – Диплом регионального победителя, а Шишкина Белла – сертификат участника.
Учащиеся, участвующие в олимпиадах получили сертификаты, дипломы и грамоты.
Организация работы учителей математики со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
В соответствии с разработанным планом работы со слабоуспевающим учащимися, в сентябре 2016 года, для выявления слабоуспевающих и неуспевающих учащихся, учителями математики и информатики проводилась входная диагностика по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
Были составлены списки слабоуспевающих учащихся. Проходили собеседования с классными руководителями по поводу выяснения причины отставания слабоуспевающих и неуспевающих учащихся. Учителями были разработаны планы индивидуальной работы с данной категорией детей, составлены графики индивидуальных занятий со слабоуспевающими учащимися, велся обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих и неуспевающих учащихся класса. Учащимися велись дополнительные тетради для выполнения упражнений, отработки навыков решения тестовых заданий.
На уроках осуществлялся дифференцированный подход в обучении: разноуровневые тесты для самостоятельной работы, дифференцированное по сложности домашнее задание, различные виды опроса учащихся.
Ликвидация пробелов в знаниях проходила и на организованных учителями дополнительных занятий с учащимися.
Организация работы по подготовке к государственной итоговой аттестации.
С начала 2016-2017 учебного года учителями математики и информатики ведется целенаправленная, планомерная, систематическая подготовка учащихся к ГИА и ОГЭ.
Руководитель ШМО учителей математики и информатики О.В.Тимофеева Подводя итоги работы методического объединения, можно отметить, что большая часть задач была успешно решена.
Повышается профессиональный уровень учителей
Учителя предметники изучали и   использовали новые педагогические технологии и приемы, в преподавании математики и информатики, химии и физики, биологии и географии, физической культуры, ОБЖ, технологии.
Увеличился процент   учащихся к участию в различных творческих и интеллектуальных конкурсах, увеличился процент победителей и призеров, что говорит о повышении интереса обучающихся среднего и старшего звена к предметам естественно – математического цикла;
  Но наряду с имеющимися положительными тенденциями в работе методического объединения имеются и определенные недостатки:
Низкое качество сдачи ЕГЭ
Недостаточна работа учителей по работе с одаренными детьми, что показывают результаты олимпиад
Остается низким качество знаний по предметам физико – математического цикла
В связи с этим педагогам методического объединения можно дать следующие рекомендации по совершенствованию работы:
Для укрепления результатов и повышения уровня знаний учащихся выпускных классов усилить и систематизировать зачётную форму работы, проводить поэлементный анализ школьного пробного ГИА и ЕГЭ, с учётом результатов которого строить дальнейшую учебную работу.
Информировать родителей о положительной или отрицательной   динамике уровня подготовленности их детей к ГИА и ЕГЭ. Это также позволит получить    хорошие результаты итоговой аттестации.
 Для достижения лучших результатов на итоговой аттестации внедрять в работу проведение проверочных работ в 8 – х и 10 – х классах по предметам в виде   тестов ГИА и ЕГЭ
Продолжать работу по организации и проведению открытых уроков, внеклассных мероприятий по предметам
Усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками.
С этой целью учителям-предметникам:
практиковать контрольные и практические работы в форме тестов для выработки умений и навыков выполнения обучающимися экзаменационных работ данного типа;
учителям необходимо чётко планировать как свою деятельность, так и деятельность учащихся, проводить мониторинг знаний учащихся, искать новые эффективные формы работы на уроках, использовать дополнительный материал для повышения мотивации к обучению;
для улучшения успеваемости и качества обучения организовать индивидуальную работу со слабоуспевающими и сильными учащимися;
для организации качественного повторения пройденного материала использовать в работе передовые технологии, разнообразные формы и методы обучения, возможности элективных курсов, дополнительную литературу, КИМы разнообразного содержания.