Сценарий занятия по внеурочной деятельности Предмет и объект исследования.


Занятия 10-11. Предмет и объект исследования
Задачи:
Регулятивные УУД:
- познакомить с понятиями «исследование», «наблюдательность»;
- развивать мыслительную деятельность обучающихся и познавательный интерес к занятию учебно-исследовательской деятельностью.
Познавательные УУД:
- формировать способность наблюдать, быть внимательным, видеть незаметное;
- умение строить последовательные умозаключения;
- учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий.
Коммуникативные УУД:
- координировать свои усилия с усилиями других;
- учиться выполнять различные роли в группе;
- задавать вопросы;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению.
Личностные УУД:
- формировать мотивацию к обучению, осуществлять самоорганизацию и саморазвитие;
- развивать познавательные навыки, критическое и творческое мышление.
Оборудование: презентация, проектор, компьютер, экран.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Учащиеся становятся в круг, берутся за руки и приветствуют учителя и друг друга.
2. Сообщение темы и цели занятия.
Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что такое исследование, будем учиться наблюдать за окружающим нас миром. Очень много интересного рядом с нами, но часто мы не замечаем этого. Порой мы проходим мимо и даже не задумываемся над происходящим вокруг.
3. Актуализация знаний.
Как вы можете объяснить, что такое исследование?
Что значит «исследовать предмет»?
Давайте подведем итог нашим рассуждениям и сформулируем понятие «исследование».
Вывод: Исследование - это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизведанного как один из видов познавательной деятельности человека.
Где и когда человеку необходимы эти умения?
Когда человек может проводить исследование?
Какие могут быть исследования?
Кто проводит научные исследования?
Может ли простой человек, не ученый, что-то исследовать?
Где и как мы сможем использовать знания, полученные в результате исследования?
Какие качества нужны, чтобы стать настоящим исследователем?
Задание 3. Какие предметы изображены на рисунке? Назовите.
На доске (слайде) список качеств человека, из них учащиеся выбирают те, которые характеризуют исследователя.
Какое самое главное качество исследователя?
Как вы понимаете, что значит наблюдать?
Вывод: Наблюдение - это самый доступный и распространенный метод проведения исследования, который применяют в большинстве наук. Человек постоянно использует наблюдение в своей повседневной жизни. Оно является ценным источником получения информации об окружающем мире. Для наблюдения можно использовать различные приборы и приспособления.
Какие приборы вы знаете? Для чего их можно использовать?
Хотите стать наблюдателем?
Практическая работа.
Задание 1. Рассмотрите рисунки. Попробуйте найти 10 отличий.
Задание 2. Посчитайте, сколько треугольников и четырехугольников на чертеже.
Составление плана для исследования.
Ребята, а вы когда-нибудь пробовали наблюдать за окружающими объектами?
За кем/чем вы наблюдали?
Как вы считаете, с чего нужно начинать свои наблюдения?
Составьте план исследования.
План
Выбрать объект.
Наблюдать за ним.
Спросить об объекте наблюдения у родителей или учителя.
Найти материал в энциклопедии.
Итог занятия.
Что нового вы сегодня узнали? Чему учились?
Хотелось бы продолжить исследовать окружающие нас объекты?
Домашнее задание: понаблюдать за поведением домашнего животного, подготовить рассказ о своем наблюдении