План индивидуальной работы с неуспевающими обучающимися

План индивидуальной работы с неуспевающими учащимися.
Педагогическая и психологическая характеристика
учащегося.
Тема и разделы, по которым ученик имеет пробелы.
Методы и формы работы.
Число, месяц проведения занятий, к какому сроку, какая тема сдается.
Оценка.
Связь с родителями.
Связь с классными руководителями, общественными организациями.
Памятка учителю в работе с отстающими учащимися.
Когда учитель может считать, что сделал все возможное в работе с отстающими учениками :
Если есть план индивидуальной работы с отстающими учениками.
Если учитель 2-3 раза встретился с родителями ученика, сообщая им о его проблемах и успехах.
Если ученик получает индивидуальное задание.
Помощь и консультации.
Пересажен с последних парт к более сильному ученику.
Если у него проверяются все письменные работы.
Если ему рассказали и показали, как надо учить уроки.
И спросили за четверть 5-6 раз.
Единые требования к организации индивидуальной работы с учащимися.
Своевременное и грамотное изучение учащихся с помощью имеющихся в школе материалов и выявления пробелов в их знаниях.
По каждой теме производить учет умений и навыков, которыми должен овладевать учащийся.
Классификация ошибок, допущенных каждым учеником в разных видах работ.
Систематическое, тщательно спланированное повторение ранее изученного материала.
Своевременные индивидуальные задания учащимся.
Учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка.
Дополнительные занятия со слабоуспевающимися учениками во внеурочное время.
Организация взаимной помощи среди учащихся.
Причины неуспеваемости учащихся.
А. Первого порядка.
Недостатки учебно – воспитательной работы и взаимодействия школы и семьи.
Недостатки внешкольных влияний.
Отклонения в анатомо – физиологическом развитии школьника.
Б. Второго порядка.
Большие проблемы в фактических знаниях ученика и его умения.
Слабое развитие познавательных процессов.
Слабое развитие навыков учебного труда.
Недостатки воспитанности, недисциплинированность.
Отрицательное отношение к учению.
Методы изучения причин неуспеваемости.
Рекомендуется метод « Педагогического консилиума».
Суть : Наличие единой программы изучения, комплективный обмен.
Далее предлагается комплекс методов, допущенных для каждого учителя :
Целенаправленное наблюдение
Беседы с учащимися, родителями, активом класса по определенной программе.
Анализ устных ответов и письменных работ учащихся.
Проведение специальных « диагностирующих» работ и сочинений.
Ознакомление со школьной документацией / журнал, дневник, мед.карта/.
   
Программа работы с неуспевающими    детьми.
Сроки реализации проекта:
 2015 - 2016 учебный год – проектировочный
Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с учащимися в школе.
Содержание деятельности и методы реализации проекта
1. Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
2. Принципы педагогической деятельности в работе с детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Ресурсная база реализации проекта
1) Нормативно-правовые основы работы с одаренными и способными детьми
–Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН;
–основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН;
–Закон Российской Федерации «Об образовании»;
–Президентская программа «Дети России», утвержденная Правительством РФ;
Ожидаемые результаты:
Формирование системы работы с учащимися.
Ежегодное участие большего количества учащихся в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (городского, регионального и всероссийского уровней), в дистанционных олимпиадах.
Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
Технологическая карта педагогической программы работы с  детьми
Виды работ
Работа на уроке
Внеурочная деятельность
Работа с родителями

Когда?
При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики.
На индивидуальных занятиях, на занятиях научного общества «САМИ».
Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные и родительские собрания.

Зачем?        .
Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению.
Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей.
Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей.
Проведение микроисследований по теме.

Что?
Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.
Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.
Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Как?
Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения.
Творческая мастерская, клуб «САМИ», олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы.
Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных и на родительских собраниях.

Пояснительная записка
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.
Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно  оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Виды помощи в учении:
*  Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
*  Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
        *  Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
*  Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
Профилактика неуспеваемости
Контроль подготовленности учащихся        
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания
Изложение нового материала        
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал
Самостоятельная работа учащихся на уроке        
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль
Организация самостоятельной работы вне класса
        Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года  обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей;
выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации
 2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, с самим ребенком
 3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика  и  корректирование  по мере необходимости
     4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий в  течение учебного года