Рабочая программа среднего общего образования учебный предмет «Биология»


Рабочая программа
среднего общего образования
учебный предмет «Биология»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
(Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.Часть II, стр. 179-181, 8-10. М. 2004)В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 - 11 классе ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ,
СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ выпускников
Раздел ОУУН
10 класс
Введение Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Формулирование полученных результатов.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия полемика).
Раздел 1:
Основы цитологии
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Раздел 2:
Размножение и индивидуальное развитие
(онтогенез) организмов
Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Формулирование полученных результатов.
Поиск нужной информации по заданной теме висточниках различного типа. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Раздел 3:
Основы генетики
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Формулирование полученных результатов.
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Раздел 4:
Генетика человека
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
11 класс
Раздел 5:
Основы учения об эволюции Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Раздел 6:
Основы селекции и биотехнологии
Участие в проектной деятельности: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдёт, если…»). Формулирование полученных результатов.
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Раздел 7:
Антропогенез
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Раздел 8:
Основы экологии
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Раздел 9:
Эволюция биосферы и человек Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (10 класс)
Введение (2 часа)
Краткая история развития биологии
Методы исследования в биологии
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Методы познания живой природы.
Раздел 1: Основы цитологии (17 часов)
Химическая организация клетки (6 часов)
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ вклетке и организме человека
Строение клетки (6 часов)
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы - неклеточные формы.
Лабораторные работы
№1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».
№2: «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах и их описание».
№3: «Сравнение строения клеток растений и животных».
Метаболизм (5 часов)
Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Питание клетки. Фотосинтез, хемосинтез. Синтез белка в клетке.
Раздел 2: Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.
Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Организм – единое целое.
Раздел 3: Основы генетики (7 часов)
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теориянаследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач.
Лабораторные работы
№4: «Составление простейших схем скрещивания».
№5: «Решение элементарных генетических задач».
Раздел 4: Генетика человека (2 часа)
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Лабораторные работы
№6 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».
Резервное время (1 час)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (11 класс)
Раздел 5: Основы учения об эволюции (9 часов)
Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения теории эволюции биологических видов. Работы К. Линнея. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Ч. Дарвин и основные положения его теории.
Вид. Критерии и структура вида. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Генетический состав популяций. Изменения генофонда популяций. Генетическое равновесие в популяциях. Причины нарушения генетического равновесия. Случайные изменения состава генофонда. Дрейф генов. Направленные изменения генофонда.
Борьба за существование и ее формы. Естественный отбор и его формы. Адаптация организмов к условиям обитания. Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция, ее доказательства. Система растений и животных – отображение эволюции. Принципы современной классификации. Главные направления эволюции органического мира. Типы эволюционных изменений. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Биологический прогресс и регресс.
Лабораторные работы
№ 1: «Описание особей вида по морфологическому критерию».
№ 2: «Выявление изменчивости у особей одного вида».
№ 3: «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

Раздел 6: Основы селекции и биотехнологии (4 часа)
Основные методы селекции и биотехнологии. Методы селекции растений. Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Методы селекции животных. Генетическое клонирование. Селекция микроорганизмов. Биотехнология в практической деятельности человека. Перспективы развития биотехнологии.
Раздел 7: Антропогенез (4 часа)
Положение человека в системе животного мира. Доказательства происхождения человека от животных. Предшественники человека. Древнейшие люди. Древние люди. Люди современного анатомического типа. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение. Гипотезы расогенеза. Критика расизма.
Лабораторная работа
№4: «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».
Раздел 8: Основы экологии (11 часов)
Развитие экологии как науки. Среда обитания организмов. Экологические факторы. Местообитание организма. Экологическая ниша. Типы экологических взаимодействий. Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции.
Экологисеккое сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера. Искусственные экосистемы. Агробиоценоз. Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи (пастбищные и детритные)ю круговороты веществ. Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессий.
Влиянияе загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования. Формирование экологического сознания.
Лабораторные работы
№5: «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».
№6: « Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
№7: «Решение экологических задач.

Раздел 9: Эволюция биосферы и человек (3 часа)
Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Этап химической эволюции. Биологический этап эволюции. Эволюция биосферы. Влияние человека на эволюцию биосферы. Ноосфера и место в ней человека.
Роль биологии в будущем.
Резервные уроки (3 часа)
Тематическое планирование по курсу «Общая биология 10 класс»,
к учебнику А.А. Коменского, А.А. Криксунова, Е.А. Пасечника.
(34 часа, 1 час в неделю)
№ п/пТема урока Домашнее
задание
Введение (2 часа)
1
Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии §1, 2.
Сообщения стр.8
2
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи §3, 4, Сообщение «Характе-ристика свойств живого»
повт. §1-2
Раздел 1: Основы цитологии (17 часов)
Химическая организация клетки (6 часов)
3 Цитология – наука о клетке.
Особенности химического состава клеток § 5, 6, Сообщение «История открытия и изучения клеток».
4 Неорганические вещества клетки: вода, минеральные соли §7, 8.
5
Углеводы, липиды и их роль в жизнедеятельности клетки
§9, 10.Сообщения
«Углеводы, их роль в живой природе»
Подобрать примеры конкретизирующие функции липидов в жизни представителей царств Растения и Животные.
6 Строение и функции белков §11, сообщения «Многообразие ферментов, их роль в жизнедеятельности клеток и организмов»
7 Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки §12,сообщ. «Нуклеиновые кислоты –хранители наследственной информации».
8 АТФ. Витамины §13. Повторить §7 – 12.
9 Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.
Л.Р. №1: «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» §14, записи в тетрадях
10 Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы §15
11
Строение клетки. Органоиды цитоплазмы.
Органоиды движения §16.
§17.
12 Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.
Л.Р. №2: «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» §18, задания стр.75.
13
Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.
Л.Р.№3:
«Сравнение строения клеток растений и животных» §19,
Сообщения «Вирусы – стихийное зло эволюции», «Бактериофаги – друзья человека», «История открытия и изучения вирусов».
14 Вирусы и бактериофаги §20.
Повторить §14 – 19
15 Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен §21, 22.
Сообщения «Ферменты, их многообразие и роль в метаболизме», «Два типа обмена – основа метаболизма».
16 Питание клетки. Автотрофное питание.
Хемосинтез §23,§25
17 Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере §24
18 Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке §26
19 Регуляция биосинтеза §27. Повторить §21-26
Раздел 2: Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
20 Жизненный цикл клетки.
Митоз. Амитоз §28, 29,повторить §14, сообщение «Клеточный цикл в живой природе»
21 Мейоз §30. Задания стр.116.
22 Бесполое и половое размножение §31, 32
23 Развитие половых клеток. Оплодотворение §33, 34.
24
Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный и постэмбриональный периоды §35, 36, 37.«История науки эмбриология»
Раздел 3: Основы генетики (7 часов)
25
История развития генетики. Работы Г. Менделя.
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Л. Р. №4: «Составление простейших схем скрещивания» §38, 39, задачи
26 Множественные аллели. Анализирующее скрещивание §40, задачи
27 Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков §41, задачи
28
Хромосомная теория наследственности.
Взаимодействие неаллельных генов. Л.Р. №5: «Решение элементарных генетических задач» §42, 43
повт. §41, задача
29
Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола §44, 45 повт. §17
§45, задача
30 Основные формы изменчивости. Виды мутаций §46,47
31 Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации §48.
Раздел 4: Генетика человека (2 часа)
32
Методы исследования генетика человека.
Генетика и здоровье §49, 50.
33 Проблемы генетической безопасности §51
34 Резервное время Тематическое планирование по курсу «Общая биология 11 класс»,
к учебнику А.А. Коменского, А.А. Криксунова, Е.А. Пасечника.
(34 часа, 1 час в неделю)
Дата №
п/пТема урока Домашнее
задание
Раздел 5: Основы учения об эволюции (9 часов)
1
Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина §52.
Сообщения: 1 - 2) Жизнь и деятельность К. Линея, Ж-Б Ламарка.
3) Жизнь и работы Ч. Дарвина.
2
Вид и его критерии.
Л.Р. № 1:
«Описание особей вида
по морфологическому критерию» §53, таблица.
3 Популяция – структурная единица вида, единица эволюции §54, схема.
4 Генетический состав и изменение генофонда популяций.
Л. Р. № 2: «Выявление изменчивости
у особей одного вида» §55 - 56.
5 Борьба за существование и ее формы §57, таблица.
6 Естественный отбор и его формы
§58, таблица.
7 Изолирующие механизмы. Видообразование.
Л.Р. № 3: «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» §59, 60.
8 Макроэволюция, ее доказательства §61, задания по выбору
9 Система растений и животных – отображение эволюции. Главные направления эволюции органического мира §62, 63,
Сообщения
Раздел 6: Основы селекции и биотехнологии (4 часа)
10 Основные методы селекции и биотехнологии
§64.
11 Методы селекции растений
§65, сообщения.
12 Методы селекции животных
§66, сообщения, презентация.
13
Селекция микроорганизмов.
Современное состояние и перспективы биотехнологии
§67, 68.
Раздел 7: Антропогенез (4 часа)
14 Положение человека в системе животного мира.
Л. Р. №4: «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства» §69, сообщения.
15 Основные стадии антропогенеза
§70.
16 Движущие силы антропогенеза
§71.
17 Прародина человека. Расы и их происхождение
§72, 73.
Раздел 8: Основы экологии (11 часов)
18 Что изучает экология §74.
19 Среда обитания организмов и ее факторы
§75.
20
Местообитание и экологические ниши §76.
21
Основные типы экологических взаимоотношений. Конкурентные взаимодействия §77, 78,
Задания
стр. 312.
22
Основные экологические характеристики популяций. Динамика популяций §79,80
Задания стр. 315, 318.
23 Экологические сообщества.
Л. Р. №5: «Сравнительная характеристика
природных экосистем и агроэкосистемсвоей местности» §81,
Задания
стр. 323.
24 Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах §82, 83,
Задания
стр. 327
25 Пищевые цепи.
Л. Р. №6: «Составление схем
передачи веществ и энергии (цепей питания)» §84,
Задания
стр. 331.
26 Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия.
§85, 86,
Задания
стр. 334.
27 Влияние загрязнений на живые организмы
§87,
Задания
стр. 339.
28 Основы рационального пользования.
Л.Р. №7: «Решение экологических задач»
§88.
Раздел 9: Эволюция биосферы и человек (3 часа)
29
Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни
§89, 90.
30 Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы §91, 92.
31 Антропогенное воздействие на биосферу§93.
32-34 Резервные уроки