Конспект урока математики в 1 классе по теме «Увеличение и уменьшение числа на 1» с использованием интерактивной доски (SMART Notebook)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Череповца
Конспект урока математики в 1 классе
по теме «Увеличение и уменьшение числа на 1»
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Составила
Гасаналиева С.Н.
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 7»
г.Череповца
2015 год
Тема урока: Увеличение и уменьшение числа на 1.
Цели: 1. Познакомить с понятиями: «предыдущее число,
последующее число»
2. Совершенствовать умения находить предыдущее,
последующее числа на шкале линейки.
3. Закреплять пространственные представления.
4. Развивать логическое мышление.
5. Воспитывать чуткое отношение к окружающим.
Оборудование:
проектор,
интерактивная доска,
игрушка черепаха,
«золотые ключики» с примерами,
линейка демонстрационная,
учебник,
рабочая тетрадь,
сигнальные цветовые карточки.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1.Организационный этап урока.

II этап Изучение нового материала
А сейчас проверь дружок,
Ты готово начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно стоят,
Все ль внимательно глядят?
На уроке математики мы познакомимся с новыми понятиями.
Будьте внимательны.
(Учитель знакомит с темой уроков и вместе с детьми выводим цель урока)
3314704635500

Отгадайте загадку:
- Кто же это ходит
в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходит …
(Открывается шторка и появляется черепаха Тортила)
-Выйдите к доске и запишите отгадку.
К нам на урок пришла героиня из сказки А.Толстого «Золотой
ключик или приключения Буратино» - черепаха.
- Как звали черепаху в этой сказке?
- Черепаха Тортила пришла к нам за помощью, но сначала она
предлагает вам решить несколько весёлых задачек.
1. У белки в дупле
5 орешков в мешке,
Ещё 3 на полке.
Посчитай-ка их сколько?
-Обведи в кружок правильный ответ.


2. Пять яблок в корзине, в вазе – 4.
Саша в корзину положила одно.
Сколько стало всего?
-Обведи в кружок правильный ответ.

3. Девять птенцов в гнезде сидят.
Прилетела мама.
Сколько их всего стало?

-Обведи в кружок правильный ответ.




В то время, как Буратино пытался найти в озере ключик, Тортила отдыхала в одиночестве. Лягушки решили сообщить ей, что в озере тонет деревянный человечек.
Сначала к Тортиле прискакали 3 лягушки.
Затем прискакала ещё одна.
- Сколько лягушек стало?
- Больше лягушек стало или меньше?

Столько же и ещё один можно записать так
3 + 1=
- Сколько получится?
4


Тортила попросила лягушек помочь Буратино выбраться из озера.
Сначала ускакала 1 лягушка.
- Сколько лягушек осталось?
- Больше или меньше лягушек стало?
Столько же, но без 1 можно записать так:
4 - 1
-Сколько получится?
= 3 Вписывают отгадку по буквам.
Ребёнок у доски складывает все орешки в корзину и считает их.
Обводит ответ (8) в числовом ряду.
Ученик выходит к доске и перемещает яблоко в корзину.
Обводит ответ.
Выходит ребёнок и добавляет маму-птицу в гнездо
Обводит верный ответ.

Ребёнок-помощник придвигает лягушку
К доске выходит ребёнок и подставляет ответ «4» в пример
Дети отвечают
Ребёнок-помощник убирает одну лягушку
Р:
- умение высказывать своё предположение, формулировать учебную проблему;
- умение ставить цель на основе того, что уже известно и усвоено
П:
- умение ориентиро-ваться в системе знаний
Р:
- умение работать по заданному алгоритму;
- умение работать с интерактивной доской;

К:
- умение слушать и понимать речь других

III этап Физминутка.
IV этап.
Работа по учебнику.

V этап. Физминутка.

VI. Первичное закрепление изученного материала.

VII этап . Итог.
Рефлексия. 1485907048500



Итак, когда мы прибавляем к любому числу 1, то получаем какое число? Следующее или предыдущее число по счёту?
Посмотрите внимательно на линейку.
- От какого числа делаем шаг?
- В каком направлении шагаем?
- Какое число получили?
- Число 5 по отношению к 4 будет последующим.
- Повторите.

- Вставьте нужный знак арифметического действия.
А, если мы вычитаем 1, то получаем предыдущее число.
Посмотрите внимательно на линейку.
- От какого числа делаем шаг?
- В каком направлении шагаем?
- Какое число получили?
- Число 3 по отношению к 4 будет предыдущим.
- Повторите.

- Вставьте нужный знак арифметического действия.



Мы считали и устали
Дружно тихо все мы встали.
Ручками похлопали – 1, 2, 3
Ножками потопали – 1,2,3.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять считать начнём.
-Ребята, откройте учебник.
С.54 № 1
- рассмотрите внимательно первую строчку в таблице.
- в I колонке выложено столько же фишек, сколько щенков.
- во II колонке выложено столько же и ещё 1
- во III колонке выложено столько же, но без 1
Найдите вторую строчку в таблице.
- Выложите в I колонке столько же фишек, сколько котят.
- Сколько фишек вы выложили? (6)
- Выложите во II колонке столько же фишек и ещё 1
- Сколько фишек вы выложили? (7)
- Выложите в III колонке столько же фишек, но без 1
- Сколько фишек вы выложили? (5)
Найдите третью строчку в таблице.
- Выложите в I колонке столько же фишек, сколько утят.
- Сколько фишек вы выложили? (8)
- Выложите во II колонке столько же фишек и ещё 1
- Сколько фишек вы выложили? (9)
- Выложите в III колонке столько же фишек, но без 1
- Сколько фишек вы выложили? (7)

Итак, назовите соседей числа 8. Как можно получить число 7? Как
можно получить число 9? Назовите предыдущее число 8. Назовите
последующее число 8.



Физминутка.
Глазки вверх поднимите.
Глазки смирно опустите.
В воздухе круг начертите.

Откройте рабочую тетрадь.
с.3 № 1
В левом овале нарисуйте фишек больше на 1
- Сколько фишек нарисовали? Почему?
В правом овале нарисуйте фишек меньше на 1.
- Сколько фишек нарисовали? Почему?
Итак, какое предыдущее число у 5? Какое последующее число у 5?

Откройте учебник.
С.57 № 3
Работа с абаком.
- Назовите результат (работа по демонстрационной линейке)
Итак, как вы находили последующее число? Как находили
предыдущее число?

Откройте рабочую тетрадь.
С. 3 № 2
Вычислите и запишите ответ.
- Найдите первый пример. Прочитайте его.
- Сколько получится?
- Обведите цифры и запишите ответ.
Итак, как получить предыдущее число?
Как получить последующее число?
Черепахе Тортиле очень понравилось, как вы выполняли задания.
Но у неё случилась беда. Она потеряла золотой ключик. Помогите его
найти. Найдите ключик с ответом 7.
(на доске ключики с примерами 4 + 1, 5 – 1, 6 + 1, 9 -1)



- Сколько получится 6 + 1?
- Какое число предыдущее? Как вы его нашли?
- Какое число последующее? Как вы его нашли?
Молодцы, ребята! Вы очень помогли черепахе.
Она благодарит вас за работу.

- Напомните какова была тема урока сегодня.
- Какую цель вы ставили перед собой!
- Как вы считаете достигли ли вы поставленной цели? Покажите свою оценку с помощью сигнальных карточек.
(учитель подводит итоги по карточкам)
-В молодцы, ребята! Все сегодня научились увеличивать и уменьшать любое число на 1.
Звучат ответы детей
Дети отвечают: Следующее по счёту.
Ребёнок выходит к доске и вставляет нужный знак
Отвечают на вопросы учителя по линейке.
Открывается шторка
Ребёнок выходит к доске и вставляет нужный знак.

Дети работают по учебнику с помощью цветных фишек.

Дети выполняют физкультминутку для глаз.

Дети работают по тетради на печатной основе.
Дети работают по учебнику с абаком.
Работа по демонстрационной линейке
Работа в тетради на печатной основе.
Дети находят ключики с примерами.

Сложение и вычитание числа 1
Научиться прибавлять и вычитать число 1.
Узнать, что такое предыдущее или предшествующее число.
Дети «сигнализируют карточками» - рефлексируют.
У меня всё
33210519494500получилось
34988555435500У меня не всё получилось
У меня ничего
34988542291000не получилось П:
- умение преобразовывать текстовую информацию в модель;
- умение строить логические цепочки рассуждений;
- умение ориентироваться в учебнике и справочной литературе
П:
- умение ориентиро-ваться в системе знаний
Р:
- умение оценивать свою работу по заданным критериям
- умение ориентироваться в учебнике;
-умение перерабатывать знаковую информацию
Л:
-умение связать полученное знание с жизненным опытом
- представление о себе и своих возможностях
Р.:
- целеполагание
- самоанализ
К.:
- умение слушать и понимать окружающих
- уважение мнения окружающих