1. Паспорт программы развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 на 2014-2018 годы


Паспорт программы развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1
на 2014-2018 годы
Название программы Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 ГО «Александровск-Сахалинский район» на 2014-2018 годы.
Основание для разработки
программы
развития
( законодательная база) Конвенция о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Стратегия социально-экономического развития России до 2020 г.;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ № 2148-р от 22.11.2012);
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Федеральная целевая программа «Дети России», подпрограмма «Одаренные дети»;
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Исполнители программы Администрация школы, педагогический коллектив, обучающиеся, родительская общественность
Сроки реализации программы Сентябрь 2014 год – август 2018 год
Финансовое обеспечение
программы Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: федеральный бюджет, местный бюджет, дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, добровольные пожертвования).
Профессиональный состав участников проекта программы,
их численность Директор школы Крутых Г.В.
Заместитель директора по УВР – Старостина О.О.
Заместитель директора по ВР – Лияськина Е.Л.
Методист – Мишина М.Р.
Педагогический коллектив школы.
Управление программой Управление реализацией программы осуществляет педагогический совет школы.
Система организации контроля за выполнением программы Годовой план учебно-воспитательной работы школы;
планы работы школьных методобъединений, подпрогаммы развития школы.
Ежегодное самообследование (размещается на сайте школы).
Принципы
реализации программы: Информационная компетентность участников образовательного процесса в перспективах развития школы.
Программно-целевой подход, предполагающий единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы.
Вариативность, предполагающая различные варианты осуществления действий по реализации программы развития. Включение всех субъектов образовательного процесса в решение задач программы.
Реализация программы основывается на едином документообороте. В основе деятельности педагогов – индивидуально-дифференцированный и гуманный подход к учащимся.
Актуальность Программы развития школы
Разрабатывая программу развития, каждое образовательное учреждение стремится соответствовать требованиям времени, в которое живет, месту, в котором находится и потребностям людей в получении образовательных услуг.
Главная задача сегодняшней школы – пробудить у молодого поколения чувство взаимопонимания, доверия, сотрудничества. Школа призвана воспитать инициативную личность, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Следовательно, ключевой характеристикой школьного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Современная школа должна удовлетворить заказ государства, общества и выйти на новое качество образования.
Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят им быть успешными в получении профессионального образования и, в дальнейшем, востребованными на рынке труда, умеющими решать моральные проблемы межличностного и социального общения.
Программа развития школы – это стремление коллектива найти себя в новых социально- экономических условиях, лучше осознать свой потенциал и свои возможности.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» названы приоритетные направления модернизации школьного образования, являющиеся актуальными как социальный заказ, актуальные, в частности для МБОУСОШ № 1, и именно поэтому определенные стратегическими для формирования целей и задач деятельности учебного заведения на дальнейшем этапе планирования учебно-воспитательного процесса в школе:
1.Обновление образовательных стандартов, которые позволят обучающимся получить возможность раскрыть свои способности, совершенствоваться в высокотехнологичном конкурентном мире.
Педагогическая и управленческая деятельность в школе осуществляются в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения;
Изучена образовательная среда школы с точки зрения ее соответствия требованиям ФГОС и определения необходимых изменений.
- нормативно- правовая база приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально- техническое обеспечение и т.п.);
- разработана и утверждена ООП НОО ОУ;
- определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающего организацию внеурочной деятельности обучающихся – это модель «Школа полного дня»;
- запланирован план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС на теоретическом, проектировочном, практическом, аналитическом, теоретическом уровнях;
- обеспечены кадровые, финансовые, материально- технические и иные условия реализации ООП НОО ОУ в соответствии с требованиями ФГОС.
- организовано усовершенствование системы управления и нормативно-правовой базы ОУ, обеспечение действенного организационного механизма деятельности всех структур и повышения эффективности деятельности администрации по введению ФГОС.
Весомое значение в реализации программы в нашей школе приобретает внеаудиторная занятость обучающихся по формированию духовного и нравственного развития и воспитания подрастающего поколения – реализуются программы гражданско-патриотического, художественно-эстетического направлений деятельности системы внеклассной работы и дополнительного образования.
2. Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся становится насущной задачей современности
В школе накоплен богатый опыт организации внеклассной и внеурочной деятельности обучающихся по гражданско-правовому, патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию обучающихся. На базе школы работает музей.
Накопленный опыт работы требует обобщения и дальнейшей реализации.
3. Развитие учительского потенциала посредством внедрения системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школы новым поколением учителей.
За годы работы в школе накоплен положительный опыт организации образовательного процесса и сложился стабильный педагогический коллектив. Немало молодых специалистов. На данный момент в школе работает 28 педагогов, 57% педагогов имеют высшее образование, 21% педагогов школы имеют высшую категорию, 14% - I категорию.
Ежегодно коллектив школы принимает участие в профессиональных педагогических конкурсах.
4. Развитие школьной инфраструктуры, которая должна отвечать современным представлениям комфорта и безопасности, обеспечивать взаимодействие школы с организациями все социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочие.
5. Оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся.
В школе высокие показатели успешности обучающихся в городских, районных, региональных соревнованиях; много направлений кружковой деятельности, спортивные секции. Сотрудничество с ДЮСШ, АСф ГОБУ СПО «СБМК» содействует результативности деятельности ОУ в направлении сохранения и развития здоровья обучающихся.
Оптимизация образовательного процесса включает и поддержку талантливых детей. В школе создается среда для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят посредством расширения системы олимпиад, конкурсов, конференций, семинаров учащихся, формирования ученических портфолио.
Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными, востребованными и имеющими определенный опыт реализации участниками образовательного процесса (учителями, обучающимися, их родителями).
Мы видим свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором будут созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
Наша школа придерживается традиционной системы обучения, опирается на выполнение основных задач образования, обозначенных в Законе РФ «Об образовании». Деятельность ОУ обусловлена новыми требованиями, определяемыми государственной политикой в сфере образования, стандартами нового поколения в контексте государственной политики в сфере образования, Проектом «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», концепции духовно- нравственного развития воспитания личности гражданина России; формирования культуры здорового образа жизни.
Психологическими основами образовательной деятельности - психологическое сопровождение педагогического процесса, психолого- педагогическое сопровождение развития ребенка; психологические основы овладения учащимися универсальными учебными действиями. Педагогические основы образовательной деятельности – личностно-ориентированные педагогические технологии, здоровьесберегающие технологии в образовании, информационно- коммуникационные технологии в образовании.
Школа выполняет государственный заказ, содержание которого определяется нормативными документами, в первую очередь ФГОС нового поколения.
Работа педагогического коллектива по формированию нового «лица» школы, считаем, должна осуществляется с учетом ориентации на конкретный социальный заказ.
Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к обучающимся ко времени окончания им школы. Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:
государство;
обучающиеся;
родители обучающиеся (законные представители);
педагогическое сообщество.
С точки зрения государства, «…главными результатами школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школы (НОИ «Наша новая школа»).
Родители обучающиеся нашей школы, по результатам анкетирования, бесед на общешкольных родительских собраниях, при индивидуальном общении выражают пожелание, чтобы школа обеспечила:
возможность получения ребенком образования;
качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;
а так же чтобы школа создавала условия для:
удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;
формирование информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;
сохранения и укрепления здоровья детей.
Обучающиеся хотят, чтобы в школе:
было интересно учиться;
имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;
была возможность получить качественное среднее образование и начальную профессиональную подготовку;
имелись условия для освоения современных информационно- коммуникационных технологий.
Педагоги ожидают:
создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;
владение ИКТ, современными образовательными технологиями;
улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;
создания условий для творческого самореализации в профессиональной деятельности. Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами выявлены те потенциальные результаты, достижение которых может быть базой реализации программы развития школы:
модернизация содержательной и технологической, материально-технической сторон образовательного процесса в школе.создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса, содействующих, нравственно- эстетическому гражданско- патриотическому развитию и воспитанию обучающихся;
создание открытого информационного образовательного пространства:
внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения обучащихся.
реализация компетентностного метода обучения при внедрении ФГОС нового поколения в ОП.
Данные направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделение частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Результаты в развитии школы по данным направлениям будут являться показателем достижения нового качества образования.
Информационно-аналитическая справка о школе
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом, типом и видом образовательного учреждения:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 города Александровск-Сахалинского.
Юридический адрес: 6944200, Российская Федерация, Сахалинская область, город Александровск-Сахалинский, ул. Карла Маркса, 28
Фактический адрес: 693000, Российская Федерация, Сахалинская область, город Александровск-Сахалинский, ул. Карла Маркса, 28
Телефон (4242) 42192
Факс (4242) 22137.
E-mail HYPERLINK "http://e.mail.ru/messages/inbox/" shkola1_alex@mail.ru,
Адрес сайта в Интернете: http://1alsah.ru
Банковские реквизиты:УФК по Сахалинской области
л\счёт 20907000040
ИНН 6502003824 КПП 650201001
ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области г. Южно-Сахалинск.
Счёт получателя 40701810564011000007
БИК 046401001
Свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ: серия 65 № 000934152 от 01 ноября 2000г. за государственным номером 1026501182168
Лицензия на право ведения образовательной деятельности: серия 65Л01 № 0000113 от «15» марта 2013 года № 29-Ш, выдана Министерством образования Сахалинской области по следующим образовательным программам: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование.
Свидетельство о государственной аккредитации: серия 65А01 № 0000093, выдано Министерством образования Сахалинской области
Свидетельство о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе по месту её нахождения: от 01 ноября 2000г. серия 65 № 000934152, ИНН 6502003824
Учредитель: городской округ «Александровск-Сахалинский район» в лице Управления социальной политики городского округа «Александровск-Сахалинский район».
Руководитель образовательного учреждения: директор Крутых Галина Викторовна.
Организация образовательного процесса:
МБОУ СОШ № 1 работает в режиме 5 дневной учебной недели в 1 – 11 классах.
Учебный год представлен следующими периодами: четвертями с 1 – 9 классы, полугодиями – 10-11 классы.
Продолжительность учебного года:
- 33 учебных недель для 1-х классов;
- 34 учебные недели для 2 – 8 классов;
- от 34 до 37 учебных недель (с учетом экзаменационного периода) для 9-11 классов.
Сменность занятий: односменная школа.
Режим учебного дня:
Начало занятий: в 8.45.
Продолжительность урока:
- 45 минут во 2 – 11 классах;
- использование ступенчатого режима обучения в первых классах: сентябрь-октябрь: 3 урока в день по 35 минут; ноябрь-декабрь: 4 урока в день по 35 минут; январь-май: 4 урока в день по 45 минут.
Продолжительность перемен: 10-20 минут.
Начало занятий дополнительного образования: через 45 минут после окончания уроков.
Проблемно-ориентированный анализ деятельности школы
Качественная характеристика
Школа размещена в 2-х этажном отдельно стоящем, шлакоблочном здании 1957 года постройки. Имеет центральное отопление, люминесцентное освещение, холодное водоснабжение, канализацию. В школе имеется музей, кабинет психолога, столовая на 50 посадочных мест, кухня, спортивный зал, спортивная площадка, 15 учебных кабинета. Из них:
кабинеты количество
начальной школы 6
русского языка и литературы 2
иностранного языка 1
математики 2
основ информатики и вычислительной техники 1
биологии, химии 1
технологии 2
    Мультимедиа установки имеются в кабинетах русского языка, информатики, химии, биологии, начальных классов, английского языка, математики. В школе имеется видеотека по всем предметам. В учебном процессе активно используются интерактивные доски, установленные в кабинетах начальных классов, химии, биологии, информатики.
С 2010 года на I ступени обучения реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Кабинеты начальных классов имеют полное материально-техническое обеспечение для осуществления образовательного процесса по новым стандартам: учебно-методические комплекты по предметам, рекомендованные или допущенные МОН РФ, печатные пособия, экранно-звуковые пособия (видеофильмы, аудиозаписи), технические средства (телевизоры, видеомагнитофоны, CD/DVD – проигрыватели, компьютеры, принтеры), настольные развивающие игры, натуральные объекты (коллекции полезных ископаемых, гербарии культурных растений и т.д.), раздаточный материал для обучения математики.Для организации внеурочной деятельности для учащихся начальных классов используется спортивный зал, кабинеты начальных классов, а также компьютерный класс.
В кабинете основ информатики и вычислительной техники – 9 компьютеров. Тип сети – локальный. Компьютеры закуплены во все классы школы. Подключение к сети Интернет имеется в кабинетах информатики и администрации школы.
В школе имеется библиотека, которая насчитывает в своем фонде:
число книг – 4802 шт; фонд учебников – 4333 шт - 100%;
научно-педагогическая и методическая литература – 469 шт.
C целью оказания профессиональной медицинской помощи в школе оборудован медицинский кабинет, который укомплектован кадрами:
- фельдшер - ежедневно;
- врачи-специалисты - по графику.
На 2014 – 2015 учебный год в школе скомплектовано 12 классов, в которых на начало года обучается 312 учащихся. Из них:
начальная школа 1 ступень 6 классов 164
основная школа 2 ступень 6 классов 148
 Школа осуществляет образовательную деятельность по следующим направлениям:
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование;
обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья;
дистанционное обучение.
Вторая половина дня:
внеурочная деятельность по ФГОС;
занятия в ГПД (2 группы);
индивидуальные консультации;
работа кружков;
спортивные секции;
факультативы;
элективные курсы;
общешкольные творческие дела и дела классов.
Анализ контингента обучающихсяСохранность контингента
Год Кол-во уч-ся на начало года Кол-во уч-ся на конец года Сохранность
2011-2012 311 295 94,9%
2012-2013 299 297 99,3%
2013-2014 292 294 100,7%
Общее количество учебных классов, в которых осуществлялся образовательный процесс в 2013-2014 учебном году - 11.
Количество учащихся:
1-4 классы – 144 человек
5-9 классы – 150человек
Итого – 294 человека
Классы Средняя наполняемость классов Общеобразовательные
классы
кол-во классов кол-во уч-ся
1-ые 26 1 27
2-ые 32 1 36
3-и 26,5 2 53
4-ые 25 1 28
5-ые 20 2 41
6-ые 31 1 31
7-ые 26 1 26
8-ые 22 1 22
9-ые 26 1 30
Итого: 26 11 294
Данные о семьях, находящихся в социально опасном положении.
Учебный год Внутришкольный учет Учет ОДН/КДН
2011-2012 4 9
2012-2013 4 9
2013-2014 2 7
Качество подготовки обучающихся за три года
Сводная ведомость годовых оценок, полученных выпускниками начальной школы.
Перечень учебных предметов (по уч.плану) Количество оценок, полученных учащимися 4 классов по каждому предмету
2011-2012 уч.год2012-2013 уч.год2013-2014 уч.годкол-во уч-ся «2» «3»/% «4» и «5»/% кол-во уч-ся «2» «3»/% «4» и «5»/% кол-во уч-ся «2» «3»/% «4» и «5»/%
Русский язык 26 - 14(54%) 12(46%) 36 - 19(53%) 17(47%) 28 1(4%) 12(43%) 15(53%)
Математика 26 - 14(54%) 12(46%) 36 - 22(62%) 14(38%) 28 1(4%) 11(39%) 16(57%)
Чтение 26 - 9(35%) 17(65%) 36 - 10(28%) 26(72%) 28 - 6(21%) 22(79%)
Окружающий мир. 26 - 6(23%) 20(77%) 36 - 10(28%) 26(72%) 28 - 4(14%) 24(86%)
Английский язык 26 - 15(58%) 11(42%) 32 - 14(44%) 18(56%) 25 1(4%) 12(48%) 12(48%)
Физкультура 26 - 0 26(100%) 36 - 0 36(100%) 28 - 0 28(100%)
Музыка 26 - 0 26(100%) 36 - 0 36(100%) 28 - 0 28(100%)
Технология 26 - 0 26(100%) 36 - 0 36(100%) 28 - 1(4%) 27(96%)
ИЗО 26 - 1(4%) 25(96%) 36 - 0 36(100%) 28 - 0 28(100%)
Результаты итоговой аттестации выпускников основной школы.
Перечень учебных предметов по уч.плануКоличество экзаменационных оценок, полученных учащимися 9 классов по предметам итоговой аттестации
2011-2012 уч.год2012-2013 уч.год2013-2014 уч.годкол-во уч-ся «2» «3» «4» и «5» кол-во уч-ся «2» «3» «4» и «5» кол-во уч-ся «2» «3» «4» и «5»
Русский язык
в новой форме
в традиционной форме 19
13 2
-
13
7 4
6 24/1/-
24
3 1
- 19
2 4
1 21/1/-
- 10
- 8
- 4
-
Математика
в новой форме
в традиционной форме 19 4 15 0 24/1/-
24
1 1
- 21
1 2
- 21/1/-
- 11
- 10
- 1
-
Литература 1 - 1 - 1 - - 1 - - - -
Английский язык - - - - - - - - - - - -
География - - - - - - - - - - - -
Химия - - - - - - - - - - - -
Физика - - - - - - - - - - - -
История - - - - - - - - - - - -
Информатика и ИКТ 1 - 1 - - - - - - - - -
Биология 3 - 2 1 8 - 4 4 - - - -
Физическая культура
5 - 3 14 1 4 9 - - - -
Обществознание 15 1 5 9 23/1/- - 6/1/- 17 - - - -
Профессионально-трудовое обучение VIII вид 1 - - 1 2 - - 2 4 - - 4
Результаты итоговой аттестации выпускников средней школы.
Перечень учебных предметов по уч.плануКоличество экзаменационных оценок, полученных учащимися 11 классов по предметам итоговой аттестации
2011-2012 уч.год2012-2013 уч.год2013-2014 уч.годкол-во уч-ся Ниже минимального балла/% Выше минимального балла/% Выше 70 баллов/% кол-во уч-ся Ниже минимального балла/% Выше минимального балла/% Выше 70 баллов/% кол-во уч-ся Ниже минимального балла/% Выше минимального балла/% От 70 баллов и выше/%
Русский язык (ЕГЭ) 11 - (0%) 11(100%) - (0%) 14 - (0%) 12(86%) 2(14%) - - - -
Математика (ЕГЭ) 11 1(9%) 10(91%) - (0%) 14 3(21%) 11(79%) - (0%) - - - -
Литература (ЕГЭ) - - - - (0%) 1 1(100%) - (0%) - (0%) - - - -
Английский язык (ЕГЭ) 1 - 1(100%) - (0%) 1 - (0%) 1(100%) - (0%) - - - -
География (ЕГЭ) 3 2(67%) 1(33%) - (0%) - - - - - - - -
Химия (ЕГЭ) 2 1(50%) 1(50%) - (0%) 1 - (0%) 1(100%) - (0%) - - - -
Физика (ЕГЭ) 1 - 1(100%) - (0%) 4 3(75%) 1(25%) - (0%) - - - -
История (ЕГЭ) 4 1(25%) 3(75%) - (0%) 5 4(80%) 1(20%) - (0%) - - - -
Информатика и ИКТ (ЕГЭ) 2 1(50%) 1(50%) - (0%) 1 - (0%) 1(100%) - (0%) - - - -
Биология (ЕГЭ) 4 2(50%) 2(50%) - (0%) 6 - (0%) 6(100%) - (0%) - - - -
Обществоведение (ЕГЭ) 9 2(22%) 7(78%) - (0%) 10 5(50%) 5(50%) - (0%) - - - -
Уровень освоения выпускниками образовательных программ за последние три года
Результаты обученности выпускников начальной школы:
Количество выпускников 4 классов
2011 - 2012 уч.году2012 – 2013 уч.году2013-2014 уч.годуНе аттестованных и имеющих две и более «2» Из них переведены по программе компенсирующего обученияОсвоивших образовательную программу начального общего образования Не аттестованных и имеющих две и более«2» Из них переведены по программе компенсирующего обученияОсвоивших образовательную программу начального общего образования Не аттестованных и имеющих две и более «2» Из них переведены по программе компенсирующего обученияОсвоивших образовательную программу начального общего образования
Всего выпускников 30 36 1 27
в т.ч. выпускников
общеобразовательных классов 27 30 25
выпускников классов
компенсирующего обучения выпускников классов VII вида 3 2 выпускников VIII вида 4 3
Результаты обученности выпускников основной школы:
Кол-во выпускников 9 классов в2011 - 2012 уч.году2012 – 2013 уч.году2013-2014 уч.годуНе аттестованных и имеющих две и более «2» Из них переведены по программе компенсирующегообучения Освоивших образовательную программу основного общего образования Не аттестованных и имеющих две и более «2» Из них переведены по программе компенсирующегообучения Освоивших образовательную программу основного общего образования Не аттестованных и имеющих две и более «2» Из них переведены по программе компенсирующегообучения Освоивших образовательную программу основного общего образования
Всего выпускников 7 16 1 26 14 16
в т.ч. выпускников
общеобразовательных классов 7 15 23 14 11
выпускников классов
компенсирующего обучения выпускников классов
VII вида 1 1
выпускников VIII вида 1 2 4

Результаты обученности выпускников средней (полной) школы:
Кол-во выпускников 11 классов в2011 - 2012 уч.году2012 – 2013 уч.году2013-2014 уч.годуНе аттестованных и имеющих две и более «2» Освоивших образовательную программу среднего общего образования Не аттестованных и имеющих две и более «2» Освоивших образовательную программу среднего общего образования Не аттестованных и имеющих две и более «2» Освоивших образовательную программу среднего общего образования
Выпускников 11 класса
1 10 3 11 - -
Количество учащихся, оставшихся на повторное обучение:
По итогам
учебного года Оставлено на повторное обучение
1-4 кл. 5-9 кл. 10кл. 11 клИтого
кол-во % в т.ч. в 4 кл. кол-во % в т.ч. в 9 кл. кол-во % окончили
со справкой кол-во % в т.ч. в
4, 9,11 кл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
2011-2012 4 2,7
-
9 7,3
7
-
-
1
13
4,4
8
2012-2013 - - 3 2013-2014 7 6 1 14 9 14 - - - 21 7 15
Участие в предметных олимпиадах за 3 года
Основная и старшая школа
2011-2012 2012-2013 2013-2014
Школьный этап Участники 65 61 69
Победители 11 13 13
Призеры 20 17 19
Муниципальный этап Участники 11 16 15
Победители 1 1 1
Призеры 4 5 2
Участие в предметных олимпиадах за 3 года
в начальной школе (4 классы)
2011 - 2012 2012 – 2013 2013-2014
Школьный этап
Участники 35
Победители 8
Призеры 18
Муниципальный этап
Участники 16
Победители 1
Призеры 15
Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах.
2011-2012 119
2012-2013 142
2013-2014 155
Характеристика педагогического коллектива
Школа обладает уникальным педагогическим коллективом: зрелым, опытным, любящим свое дело. Это коллектив единомышленников, который даже в самое тяжелое время остался преданным своей профессии.
За последние 15 лет отток кадров невелик.
Средняя педагогическая нагрузка учителя - 234часа, к практической деятельности только по производственной необходимости привлекаются учителя-совместители, что, безусловно, положительно сказывается на результатах учебного процесса (в 2013 – 2014 учебном году – четыре совместителя: по истории, физической культуре и в начальной школе).
Педагогический состав школы в основном состоит из учителей, педагогический стаж которых более 15 лет, причем из 28 основных работников школы - 11 учителей работает в нашей школе с момента их трудовой деятельности. По уровню образования:
Категория специалистов Высшее педагогическое Среднее специальное
учителя начальных классов 2 4
учителя II и III ступени обучения 20 2
По квалификационным категориям:
Работники с высшей категорией С I квалификационной категорией
6 4
Количество работников, имеющих отличия:
Имеют ведомственные знаки отличия: «Отличник народного образования» 1
«Почетный работник общего образования РФ» 5
Почетная грамота МО 1
Средний педагогический стаж - 42 года.
Учитывая важность самообразования, учителя, как основной путь повышения качества обучения, педагогические работники школы, включая администрацию, регулярно повышают свою профессиональную квалификацию на базе ИРОСО и других учебных заведений. В школе имеется перспективный график повышения квалификации. Курсовая подготовка педагогических работников составляет 100%.
В школе работают следующие методические объединения учителей:
учителей гуманитарного цикла;
учителей естественно-научного цикла;
классных руководителей.
Особенности управления школой
Органами управления школы являются:
Управляющий совет;
Общее собрание трудового коллектива;
Педагогический совет;
Административный совет.
На заседаниях педагогического совета рассматриваются все вопросы по введению новых дисциплин в учебный план, деятельность школьного коллектива, ШМО, вопросы, связанные с проблемой, над которой работает педагогический коллектив школы, повышения квалификации, внедрение инновационных и экспериментальных площадок.
Административное управление осуществляет директор и его заместители:

п/п Ф.И.О. Должность Функциональные обязанности Педагоги-ческийстаж
1 Крутых Галина Викторовна директор Общее руководство
26
2 Старостина Ольга Олеговна заместитель директора
по УВР Организация учебно-
воспитательного
процесса, кураторство
предметов
12
3 Лияськина Елена Леонидовна заместитель директора
по ВР Организация
воспитательной, внеурочной работы 16
 
Субъекты и источники социального заказа школы
Деятельность школы осуществляется с учётом ориентации на конкретный социально-профессиональный состав родителей учащихся школы. На основе анализа итогов социальной диагностики микросоциума можно сделать следующие выводы о его характерных признаках:
Учебный год Всего детей Количество семей
полных неполных многодетных малообеспеченных неблагополучных Опекаемые дети, приёмные Воспитывающие детей - инвалидов
2011-2012 295 202 77 61 194 12 5/34 7
2012-2013 297
201 53 42 158 13 5/ 38 8
2013-2014 294
209 51 32 155 8 3/31 8
Таким образом, вырисовывается довольно пёстрая картина, на которой представлена вся школа развития: от детей с высоким уровнем развития, обладающих интеллектуальными, творческими способностями и стремящихся ещё больше развить их, до детей с низким уровнем готовности к обучению в школе и, к сожалению, не стремящихся развить свои способности.
    Исходя из этого, по-прежнему, социальный заказ родителей выглядит следующим образом:  
1.     Всестороннее развитие способностей ребёнка.
2.     Обеспечение подготовки для поступления в ВУЗы (глубокие и прочные знания, которые открывают возможность получения престижной, а, следовательно, высокооплачиваемой профессии).
3.     Обеспечение подготовки для поступления в средние специальные заведения.
4.     Подготовка, умение адаптироваться к жизни в условиях рынка.
Разработчиками Программы развития школы являются педагогический коллектив МОУ СОШ № 1, представители органов государственного управления, общественности.
Проблемы школы и способы их решения.
Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения – заданные социальной ситуацией, месторасположением школы, исправить которые школа может лишь частично и те проблемы, которые могут быть решены в ходе реализации программы развития школы.
Часть проблем может быть решена в ходе реализации программы развития школы. Называя эти проблемы, определяем способы их решения:
Проблемы школы Способы решения
1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса
Недостаточная осведомленность педагогов об основных направлениях реализации ФГОС второго поколения, современных методах обучения
Постоянно совершенствуемая материально- техническая база школы не в полной мере соответствует современным требованиям к организации условий внедрения ФГОС второго поколения в УВП школы Необходимо создание такой информированности пространства в школе, которое будет содействовать повышению информированности педагогов о реализации ФГОС второго поколения, их профессиональной компетенции.
Систематическое улучшение МТБ школы
Необходимость постоянного повышения квалификации преподавательского состава ОУ Повышение квалификации учителей Разработка собственных методических рекомендаций по организации образовательного процесса в рамках ОУ
Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования
инновационных технологий обучения Апробация и внедрение современных образовательных технологий, составленных с учетом здоровьесбережения обучающихся
Необходимость сохранения и развития здоровья учащихся и учителей Создание и реализация здоровьесберегающих подпрограмм программы развития школы
2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса
Личностный рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства
Недостаточная готовность части учителей работать в условиях введения требований ФГОС нового поколения Организация постоянно действующего семинара «Методологические основы введения ФГОС нового поколения в УВП школы»; разработка и реализация индивидуальных программ деятельности, направленной на реализацию программы развития школы; научно-педагогическое сопровождение учителя в ходе
реализации ФГОС нового поколения
Недостаточная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогической психологии и частных методик Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в научно-исследовательскую работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятельности педагогов Повышение методического уровня педагогов через участие в семинарах, курсах повышения квалификации, создание программ исследований
Преобладание субъект-объективных отношений в образовательном процессе, неготовность учителей к реализации технологий сотрудничества Освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, сотрудничества, диалога
Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления инициатив
Унификация как содержания, так и формы деятельности обучающихся, ориентация на «среднего» ученика Внедрение современных образовательных технологий
Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности обучающихся, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности Внедрение технологий проблемного обучения, проектного обучения, развитие критического мышления обучающихся на уроках; реализация программ гражданско- патриотического развития и воспитании обучающихся
Знание ориентированный подход к содержанию образования и оценке учебных достижений обучающихся Создание системы оценивания в школе, оценка результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенции и личностных качеств, приобретенных обучающимисяНедостаточная направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности: языковой, информативной, гражданской и др. Внедрение технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в условиях социума
Недостаточность инфраструктуры, обеспечивающей потребность обучающихся в получении дополнительного образования художественно-эстетического направления Создание системы дополнительного образования художественно- эстетического цикла
в профессиональной реализации преподавателей
Затруднение свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг
Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном процессе, недостаточное внимание к субъектному опыту ученика Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика
3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства
Недостаточная готовность учителей к использованию в образовательном процессе информационных технологий Прохождений учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей
Недостаточность, в соответствии с быстрым развитием ИКТ В ШКОЛЕ, необходимой материально-технической базы для развития функциональной информационной грамотности учащихся Укрепление материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной грамотности школьников
Отсутствие программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить информационные технологии в образовательный процесс Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий. Использование ресурсов глобальной информационной сети
Создание в школе системы дополнительного образования, ориентированной на освоение населением (родителями) персонального компьютера и современных информационных технологий
Низкий уровень информационной культуры населения, связанной с отсутствием свободного доступа к глобальной информационной сети Использование возможностей школы для предоставления свободного доступа населения к глобальной информационной сети
4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся
Недостаточная подготовленность учителей по вопросам укрепления здоровья обучающихся Повышение информированности и технологической грамотности учителей и обучающихся в вопросах здоровьесбережения
Отсутствие специфических критериев оценки деятельности педагогического и медицинского персонала школы по профилактике заболеваемости и укреплению здоровья обучающихся Разработка системы критериев и показателей качества медико-социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся , в том числе и с преподавателями ИГМА
Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровьесберегающего пространства и стимулирования условий, обеспечивающих физическое развитие обучающихся Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни обучающихся
Отсутствие психологической службы школы участвовать в решении задач, стоящих перед педагогическим коллективом Повышение методического уровня педагогов через участие в семинарах, курсах повышения квалификации, создание программ исследований
Отсутствие методических рекомендаций и практического опыта по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся Изучение методических рекомендаций по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся; разработка пакета диагностических методик и методического материала по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильной подготовки и ИУП
5. Цели, задачи Программы, миссия школы
Целями программы являются:
определение общей стратегии развития образования, определение роли и места школы в образовательном пространстве;
приведение системы образования в школе в состояние, адекватное потребностям социума и современной обстановки в обществе;
создание воспитательно-образовательной среды, способствующей художественно- эстетическому, нравственному и физическому развитию, социализации и самоопределению всех категорий обучающихся; повышение адаптивных возможностей и формирование конкурентоспособности как качества личности учащихся.
Основные задачи программы.
Обеспечение прав ребенка на качественное образование.
Реализация преемственности в сфере образовательных подсистем предоставляющих каждому обучающемуся реальные шансы для достижения более высоких и стабильных результатов в обучении, обеспечивающих поступление в ВУЗ и раскрытия индивидуальных особенностей личности каждого ребенка.
Построение образовательной практики с учетом реализации художественно- эстетических индивидуальных потребностей обучающихся.
Содействие повышению роли семьи в воспитании детей.
Формирование культуры здорового образа жизни.
Развитие ресурсного потенциала (материально-технического, кадрового, научно-методического) школы.
В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:
гуманизации образования, предполагающие индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;
демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;
преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.
Вышеперечисленные принципы, лежащие в основе построения образовательной политики школы, сориентированы:
на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира;
на свободное сотрудничество педагогов и обучающихся, учащихся друг с другом, педагогов и родителей;
на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого обучающихся.
Гуманистическая парадигма состоит в том, что, с одной стороны, содержание образования определяется государственными стандартами, с другой, включает многообразие форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса.
Миссия и ценности школы в условиях инновационного развития.
Наша школа – это открытое пространство для развития потенциальных возможностей и самореализации детей и взрослых. Предназначение школы – дать каждому обучающемуся возможность найти и выразить себя в соответствии со своими способностями.
Наша миссия – формирование образованной личности, способной к преобразованиям различных сфер жизнедеятельности с учетом ее собственных потребностей и меняющихся условий жизни. Воспитание ученика, готового к заботе о своем здоровье и здоровье окружающих его людей, владеющего здоровьесберегающими технологиями.
Наше предназначение – создание морально-психологического комфорта для участников образовательного процесса, подготовка обучающихся к выбору, в который человек включен на протяжении всей своей жизнедеятельности; обеспечение организационно-педагогических условий для повышения общей и художественно-эстетической культуры учащихся. Формирование духовно и нравственно развитой , физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на выбор профессии, способной в последующем на участие в духовном и экономическом развитии общества.
Основные направления реализации Программы
Направление 1. Обеспечение перехода на стандарты второго поколения. Обновленное содержание образования.
Цель: Совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост обучающихся и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Задача Условия решения поставленных задач
1. Обновление содержания школьного образования Внедрение ФГОС в начальной школе.
Изучение требований ФГОС на педагогических советах. Обеспечение реализации ФГОС на кадровом, управленческом, материально- техническом уровнях
2. Внедрение инновационных образовательных технологий Изучение и апробация современных образовательных технологий. Организация педагогических советов по ознакомлению с инновационными технологиями
3.Внедрение новых способов оценивания учебных достижений обучающихся Определение и описание критериев измерения учебных достижений обучающихся.
Разработка способов оценивания учебных достижений обучающихся школы.
Поиск и адаптация новых подходов к оцениванию учебных достижений обучающихся.
Включение в содержание обучения методов самоконтроля и саморефлексии.
Приведение в соответствие требованиям и процедуре единого экзамена, форм и методов текущей и итоговой аттестации школьников.
Разработка требований к организации объективной системы текущего контроля, адекватной специфике старшей школы.
Направление 2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.
Цель: Достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций обучающихся и профессиональной компетентность педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Задача Условия решения поставленных задач
1. Осуществление курсовой подготовки и переподготовки учителей Организация курсов повышения квалификации педагогов, направленных на разработку проектов социальной и профессиональной направленности.
Проведение в рамках школьных методических объединений разноуровневых и интегральных курсов.
2. Совершенствование научно-методической службы школы Совершенствование системы внутришкольного контроля, диагностирование проблем и точка роста.
Разработка индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений и их защита.
3. Научно-психологическое сопровождение деятельности учителя Консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов.
Изучение, обобщение методических рекомендаций по организации и психолого-педагогическому сопровождению внедрения художественно- эстетического направления в УВП в школе (учащихся и педагогов).
Организация и проведение совместно с членами педагогического коллектива комплексного мониторинга воздействий инновационной работы в школе на здоровье, психофизиологические показатели, психолого-педагогические характеристики обучающихся.
Содействие педагогическому коллективу в обеспечении психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
4. Внедрение современных образовательных технологий Внедрение технологий развивающего обучения, проблемного, проектного обучения.
Создание условий для свободного выбора и самореализации ученика в образовательном процессе посредством внедрения вариативных программ, учебников, технологий. Организация внеклассной и внеурочной деятельности школы в художественно- эстетическом направлении.
Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика.
5. Целенаправленное формирование ключевых компетенций Реализация технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной
Усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и его культуру.
Повышение воспитательного потенциала обучения, направленного на формирование духовно и нравственно развитой личности обучающихся.
Предоставление учащимся реальных возможностей для участия в общественных и творческих объединениях.
Развитие форм детского самоуправления. Разработка и внедрение модели «Школа полного дня»
Направление 3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства.
Цель: Интеграция информационных ресурсов, позволяющих осуществить сбор, хранение, передачу и обработку информации, имеющей учебную и социокультурную значимость для обучающихся. Предоставление свободного доступа к информации всем субъектам образовательного процесса и населению.
Задачи Условия решения поставленных задач
1. Подготовка учителей к использованию информационных технологий в образовательном процессе и формированию функциональной информационной грамотности обучающихся школы Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий.
Внедрение информационных технологий в образовательную практику.
Целенаправленная работа по формированию функциональной информационной грамотности обучающихся2. Создание банка программно-методических, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс и вхождение в глобальное информационное пространство Создание материально-технической базы школы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса.
Укрепление и совершенствование технического оснащения образовательного процесса.
Создание банка программно-методических материалов.
Подбор мультимедиа-программ, пособий, учебников для эффективной работы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс школы.
Использование ресурсов глобальной информационной сети в образовательном процессе.
Разработка авторских мультимедийных пособий.
Направление 4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Цель: Обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе.
Задачи Условия решения поставленных задач
1. Создание службы медико-социально-психолого-педегогического сопровождения учащихся Разработка и реализация комплесной программы построения здоровьесберегающей среды школы. Использование рекомендаций кафедры пропедевтики детских болезней с курсом поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО ИГМА Минсоцздравразвития РФ
2. Мониторинг динамики психофизического развития учащихся и условий для развития здоровья обучающихся Разработка системы критериев и показателей качества медико-социально-педегогической работы по реализации здоровьесбережения. Организация мониторинга состояния здоровья обучающихся
3. Внедрение технологий здоровьесберегающей среды в школе Разработка и проведение мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных с социальными аспектами жизни обучающихся (внедрение сбалансированного разнообразного питания; мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения и т.д.).
Пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, их родителей, педагогов.
4. Разработка технологий медико-социально-педагогического сопровождения Обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей. Создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении.
Формирование у обучающихся и воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию.
Профилактика и преподавание отклонений в психологическом здоровье обучающихся (выявление условий, содействующих сохранению здоровья школьников)
5. Создание системы медико-социально-психолого-педагогического сопровождение учащихся в ходе профильной подготовки Изучение потребностей учащихся и запросов их семей при организации ИУП.
Создание психолого-педагогической поддержки школьников в период адаптации к новым условиям обучения в старшем звене.
Разработка пакета диагностических методик и методических материалов организации психолого-педагогического тьюторского сопровождения учащихся.
Осуществление профориентации и профессионального самоопределения с учетом состояния здоровья
Реализация Программы развития школы будет осуществляться посредством комплексной и поэтапной реализации представленных направлений, которые реализуются через конкретные проекты – подпрограммы:
Управление качеством образовательного процесса
Информатизация образовательного процесса
Воспитание гражданина
Красота спасет мир
Образование и здоровье
Именно эти подпрограммы являются актуальными для нашей школы и отражают основные направления развития образования.
Подпрограмма Основная цель подпрограммы
Управление
качеством образовательного процесса Создание условий для повышения профессиональной компетентности каждого учителя (разработка и внедрение в практику преподавания эффективных технологий). Формирование и развитие творческого потенциала личности учителя и учащегося, ориентация на личностно ориентированное, индивидуальное обучение обучающихся и рост профессионального мастерства учителя через модернизированную модель методической службы. Внедрение ФГОС в начальной школе. Улучшение материально-технической базы школы.
Информатизация образовательного процесса Создание информационной образовательной среды. Интеграция информационно-коммуникационных технология в образовательный процесс. Формирование коммуникационной и информационных компетенций.
Воспитание гражданина Создание благоприятных условий для раскрытия и самораскрытия, развития и саморазвития, реализации и самореализации познавательных и творческих способностей обучающихся. Повышение профессионального мастерства классных руководителей.
Образование и здоровье Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре. Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни. Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
Красота спасет мир
Создание условий для самоутверждения, самореализации и всестороннего развития личности обучающихся разного возраста и уровня подготовки.
Таким образом, комплексная реализация вышеизложенных подпрограмм, системное развитие содержания образования, образовательного процесса, процесса управления, кадрового потенциала в школе позволит в течение 4 лет перейти на новую организационную и содержательную модель образования – «Школа – современное, комфортное и безопасное образовательное пространство»
Этапы реализации Программы развития школы:
1 этап. Подготовительный (аналитический и методологический 2014-2015 учебный год):
Общественное обсуждение и экспертиза разного уровня, утверждение окончательного варианта Программы. Обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации Программы. Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования.
Цель этапа – создание условий для отбора, систематизации и формирования банка дидактических и методических материалов, обеспечивающих содержание образования во всех образовательных областях школьного учебного плана и отбор соответствующих содержанию образования педагогических и информационных технологий, способствующих реализации основных положений концепции.
Основные задачи этапа и направления деятельности:
В системе управления:
Конструирование оптимального учебного плана с учетом обозначенных перспектив и приоритетов.
Обновление содержания, организационных и методических условий для деятельности профессиональных объединений педагогов (методических кафедр).
Совершенствование системы образовательного мониторинга, создание баз данных.
В содержании образования:
Обеспечение условий реализации образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на основе конструирования оптимальной модели школьного учебного плана.
Обеспечение условий получения вариативного, непрерывного образования с учетом запросов учащихся.
В содержании обучения:
Корректировка дидактических и методических материалов с учетом выбранных методов и средств реализации образовательных областей школьного учебного плана.
Определение оптимального сочетания методов, форм и способов организации познавательной деятельности обучающихся в целях усвоения базисного компонента содержания образования, ориентированного на индивидуальные особенности личности обучающегося.
Обеспечение условий для развития индивидуальных способностей обучающихся в процессе их учебной деятельности.
Формирование на уровне профессиональных объединений педагогов, системы объективного оценивания уровня подготовки обучающихся.
В процессе воспитания:
Отбор инструментов для отслеживания уровня сформированности качеств личности учащихся.
Отбор форм воспитательной работы, направленной на создание комфортных условий пребывания в образовательном учреждении.
В методическом обеспечении:
Обновление содержания работы методических объединений.
Внедрение разнообразных форм методической работы в профессиональные объединения педагогов, обеспечивающих развитие профессионально-педагогических качеств учителя.
Отбор оптимальных современных педагогических технологий для проведения уроков с использованием информационных технологий.
В развитии материально-технической базы:
Учебно-методическое и дидактическое оснащение преподавания, и оформление предметно-пространственной среды школы.
Оснащение ОУ средствами компьютерной техники нового поколения.
2 этап. Основной этап (деятельностный, 2015-2017 учебные годы):
Реализация ведущих направлений Программы. Осуществление промежуточного контроля их реализации Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.
Цель этапа – создание условий для апробации сформированного учебно-методического и дидактического комплексов, обеспечивающих реализацию содержания образования на всех уровнях обучения, в соответствии со структурой школьного учебного плана и анализ педагогических технологий, соответствующих содержанию образования, способствующих реализации основных положений концепции.
Основные задачи этапа и направления деятельности:
В системе управления:
Анализ результатов, полученных на первом этапе реализации программы развития.
Развитие образовательного мониторинга с целью обеспечения системы внутришкольного управления качеством образования.
Корректировка организационной структуры управления в соответствии с концепцией развития.
Организация взаимодействия администрации и педагогического коллектива с внешними инвесторами, родителями с целью получения спонсорской помощи.
В содержании образования:
Повышение качества начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на основе реализации принципа доступности, преемственности, вариативности, профилизации.
В содержании обучения:
Корректировка дидактических комплексов с учетом выбранных методов и средств интеграции образовательных процессов, учитывающих вариативность содержания образования, практико-ориентированную направленность.
Использование оптимального сочетания здоровьесберегающих методов обучения, форм и способов организации познавательной деятельности, направленных на формирование навыков ведения здорового образа жизни. Обеспечение условий для развития способностей обучающихся в процессе учебной деятельности с учетом их индивидуальных способностей и жизненных потребностей.
В процессе воспитания:
Апробация инструментария для отслеживания уровня сформированности качеств личности обучающихся. Реализация оптимальных форм воспитательной работы, направленной на создание комфортных условий пребывания в школе. Развитие системы школьных традиций.
Совершенствование системы взаимодействия с семьями учащихся на основе индивидуального подхода.
В методическом обеспечении:
Обеспечение условий повышения квалификации педагогических кадров, укрепление связей с ВУЗами, ССУЗами и другими организациями. Развитие форм методической работы в профессиональных объединениях, мотивирующих педагогов к самообразованию. Внедрение современных педагогических и информационных технологий в учебный процесс с целью личностно-ориентированного обучения.
Организация и проведение конкурса на лучший учебно-методический комплекс.
В развитии материально-технической базы: обновление кабинетов учебно-методической и дидактической базы библиотеки и кабинетов школы, приведение ее в соответствие с государственными требованиями к содержанию начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Оснащение оборудованием учебных кабинетов для проведения лабораторных и практических занятий по географии, химии и биологии.
3 этап. Обобщающий (рефлексивный 2017-2018 учебный год):
Подведение итогов и анализ результатов реализации программы, подготовка текста новой Программы развития.
Цель этапа – анализ результатов реализации второго этапа Программы развития, корректировка и апробация скорректированной программы, обеспечивающей выполнение миссии: предоставления условий для обеспечения равных возможностей всем категориям детей для получения начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования для получения последующего образования и самообразования.
Основные задачи и направления деятельности:
В системе управления:
Корректировка программы развития по результатам реализации двух этапов.
Исследование динамики изменения социального заказа на образовательные услуги с целью определения дальнейших перспектив развития.
Корректировка организационной структуры управления в соответствии с результатами, полученными на первых этапах реализации программы.
Корректировка учебного плана с учетом особенностей образовательного процесса в соответствии с результатами, полученными на первых этапах реализации программы развития.
Отбор параметров мониторинга, определяющих уровни сформированности качеств личности учащегося и уровня его образованности.
В содержании образования:
Обеспечение качества образования на основе обновления содержания образования, реализации личностно-ориентированного подхода с учетом специфики развития школы и изменяющихся потребностей населения.
В содержании обучения:
Внедрение в образовательный процесс современных учебно-методических и дидактических комплексов, учебных пособий, в т.ч. и основанных на информационных технологиях.
Разработка и внедрение средств поддержки и сопровождения продвижения учащихся на основе осуществления проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.
Формирование банка используемых в образовательном процессе новых педагогических и информационных технологий.
В процессе воспитания:
Разработка методического обеспечения воспитательной работы классных руководителей в соответствии с задачами формирования общей культуры обучающихся, развития их гражданственности, патриотизма, готовности к самопознанию и самоопределению, трудовой деятельности.
Создание технологии взаимодействия с семьями учащихся на основе индивидуального подхода.
В методическом обеспечении:
Формирование банка данных методического обеспечения индивидуальных программ обучения, направленных на коррекционную работу с учащимися, имеющими пробелы в знаниях и на работу с обучающимися, которые занимаются по индивидуальным планам (одаренными детьми).
Формирование банка материалов для информационно-методического обеспечения самообразования начинающих педагогов.
В развитии материально-технической базы:
Оснащение рабочих мест администрации школы компьютерной техникой.
Оснащение учебных кабинетов с учетом возможностей бюджетного и внебюджетного финансирования.
Управление программой
Управление реализацией, корректировка программы осуществляется администрацией школы, педагогическим советом школы, управляющим советом, педагогическим коллективом в соответствии с планом мероприятий по реализации Программы развития. (Приложение 1).
Организационная структура управления – это способ распределения полномочий и ответственности за выполнение управленческих функций между субъектами, регулярное воспроизводство связей и отношений. Одной из задач программы развития школы является плавный переход от существующей линейно – функциональной структуры управления к структуре матричного типа. (Приложение 2).
Причиной данного перехода можно считать большое количество нестандартных задач, стоящих перед школой, требующих совместной работы различных подразделений в их реализации. Создание матричной структуры позволит существенно повысить гибкость управления, что приведет к более эффективному использованию как материальных, так и человеческих ресурсов.
Необходимым органом управления является управляющий совет школы, целью деятельности которого станет привлечение дополнительных финансовых потоков для реализации программы развития школы, контроль за расходованием и целевым использованием средств, разработка программ и проектов, направленных на поддержку лучших участников образовательного процесса.
Полноправным участником в управлении школой является совет старшеклассников, который обеспечивает соучастие школьников в управлении образовательным учреждением и развитие социальной активности учащихся.
За период реализации Программы развития школы методическая работа должна перейти в научно – методическую, посредством стимулирования экспериментальной работы педагогов, системы психолого – педагогического мониторинга образовательного процесса, создания системы компьютерного мониторинга всего образовательного процесса.
Финансовое обеспечение программы.
Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет и дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, доходы от дополнительных услуг, добровольные пожертвования, средства).
Принципы реализации программы:
программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;
преемственности данной программы развития и Программы развития образовательного учреждения, реализованной в 2009-2014 годах;
информационной компетентности участников образовательного процесса;
вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы;
включения в решение задач Программы развития всех субъектов образовательного пространства.
Ожидаемые результаты реализации Программы развития школы.
В результате реализации Программы предполагается обеспечить следующие социально-экономические эффекты:
Оптимальное и эффективное развитие познавательных способностей личности учащихся, так как содержание образования по экспериментальным учебным курсам, спецкурсам, учебникам и учебным пособиям, реализуемых по современным моделям обучения и технологиям развивает природные способности ребенка.
Формирование и развитие творческого потенциала личности учителя и учащегося, ориентация на личностно-ориентированное, индивидуальное эффективное обучение учащихся и рост профессионального мастерства учителя через модернизированную модель методической службы.
Формирование школьной модели оценки качества предоставляемых образовательных услуг.
Повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности школы, обусловленное повышением качества кадрового потенциала и эффективностью использования трудовых ресурсов.
Укрепление материально-технической базы здания школы. Повышение эффективности использования бюджетных средств в школе.
Повышение доступности, качества, открытости деятельности школы для всех заинтересованных сторон; внедрение принципов государственно-общественного управления; модернизация технологической и социальной инфраструктуры школы.
Обеспечение эффективного доступа школы к федеральным и региональным образовательным информационным ресурсам.
Воспитание нравственности, патриотизма, гражданских позиций.
Обеспечение эффективного взаимодействия и повышения воспитательного потенциала семьи, школы и общественных организаций.
Обеспечение условий, гарантирующих сохранение здоровья детей, защиту прав личности, психологический комфорт и безопасность участников образовательного процесса.
Формирование нового поколения преподавательского состава в необходимом количестве и соответствующей квалификации.
Формирование гибкой системы непрерывного профессионального образования, способствующей профессиональному, карьерному и личностному росту граждан.
Внедрение социального партнерства в образовании.
Организация тьюторской модели управления, создание системы поддержки педагогов, направленной на развитие индивидуального стиля педагогической деятельности, повышение методической, психологической, исследовательской, технологической культуры общения.
Контроль исполнения Программы развития.
Контроль исполнения Программы развития школы будет обеспечен следующими организационно-управленческими действиями:
Организационная деятельность педагогического коллектива по реализации основных целей и задач Программы;
Анализ результатов этапа в реализации Программы и корректировка задач и основных направлений программы через текущее и ежегодное планирование;
Корректировка программных мероприятий на всех уровнях внутришкольного управления;
Ежегодное подведение итогов реализации этапов Программы;
Определение уровня соответствия реального и нормативного состояния деятельности общеобразовательного учреждения;
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.
Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы.
Учитывая, что успех реализации Программы частично зависит от внешних факторов, мы осознаем возможные риски, которые не позволят реализовать программу в полном объеме, и предлагаем пути их минимизации.
Риски Пути, методы минимизации
Социально психологический аспект.
Сопротивление родителей и педагогов проводимым мероприятиям в силу сложившихся стереотипов общественного мнения Разъяснительная работа с населением, проведение специальных рекламных компаний, издание печатного органа школы, привлечение общественности к соуправлению образовательным процессом, вовлечение родителей в деятельность школы. Повышение педагогического мастерства педагогического коллектива
Финансово экономический аспект.
Недостаточное финансирование реализации Программы развития Работа Управляющего совета школы по привлечению внебюджетных источников финансирования.
Организационно-управленческий аспект.
Рассогласование целей и результатов программы Определение четких сроков, отслеживание и корректировка основных этапов реализации программы. Регулярный анализ промежуточных результатов и их связей с основными целями. Трехсторонняя система контроля (администрация, Управляющий совет школы, общественность).
Приложение 1
План мероприятий по реализации Программы развития
Целевое назначение Содержание Ожидаемые результаты Финансирование
Реализация подпрограммы «Управление качеством образовательного процесса»
ответственный: администрация школы.
Создать условия для повышения профессиональной компетентности каждого учителя
( разработка и внедрение в практику преподавания эффективных, современных технологий). Введение ФГОС НО. Обеспечить непрерывное повышение квалификации педагогов.
Разработать систему взаимодействия педагогов через проведение постоянно действующих семинаров.
Стимулирование деятельности учителей по внедрению современных образовательных технологий.
Создание и организация работы творческих групп.
Стимулирование инициативы и усилий работников, направленных на реализацию программы развития школы.
Формирование положительного общественного мнения о деятельности школы. Обеспечение объективной информацией участников учебно-воспитательного процесса о работе школы. Создание системы методического сопровождения внедрения образовательных технологий.
Методологическая компетентность учителей в различных областях знаний.
Управление образовательным процессом на основе расширения общественного характера управления школой. Улучшение МТБ школы. Реализация проекта требует выделения средств на:
-обеспечение курсовой подготовки педагогов;
-укрепление МТБ школы с целью создания возможностей использования современных технологий;
-систематическое пополнение библиотечного фонда;
-приобретение программных продуктов для создания банка передового педагогического опыта;
-финансирование печатного органа школы
Реализация подпрограммы «Образование и здоровье»
ответственные: заместитель директора по ВР, психолог, фельдшер.
Сохранение физического и психического здоровья обучающихся на протяжении всего периода обучения в школе, формирование у них навыков здорового образа жизни. Обследование детей, поступающих в школу. Выявление группы риска больных детей. Мониторинг состояния здоровья учащихся.
Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся и педагогов.
Диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы учащихся.
Организация и проведение контроля за соблюдением САНПиНов.
Расширение сети спортивных секций. Совершенствование применения в образовательный процесс малых форм физического воспитания: динамических пауз на уроках, дни и часы здоровья.
Внедрение в образовательный процесс конкурса «Самый спортивный класс, семья».
Регулярное проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения.
Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся и учителей.
Разработка и внедрение программы «Здоровье» Повышение компетентности педагогов в соблюдении санитарно-гигиенических требований.
Формирование культуры здорового образа жизни участников образовательного процесса.
Улучшение состояния здоровья участников образовательного процесса. Реализация подпрограммы требует выделение средств на:
-создание кабинета психологической разгрузки;
-организацию и проведение оздоровительных мероприятий;
-совершенствование материально-технической базы спортивно – оздоровительных сооружений.
Реализация подпрограммы «Красота спасет мир»
ответственные: зам. директора по ВР.
Создание благоприятных условий для раскрытия и самораскрытия, развития и саморазвития, реализации и самореализации познавательных и творческих способностей обучающихся Закрепление и развитие школьных традиций.
Повышение рейтинга школы. Создание системы школьного самоуправления на всех ступенях обучения.
Разработка методического обеспечения воспитательной работы классных руководителей в соответствии с задачами формирования общей культуры обучающихся.
Создание технологии взаимодействия с семьями учащихся на основе индивидуального подхода. Апробация инструментария для отслеживания уровня сформированности качеств личности обучающихся. Реализация оптимальных форм воспитательной работы, направленной на создание комфортных условий пребывания в школе. Реализация проекта требует выделения средств на:
-привлечение специалистов из учреждений культуры и организацию экскурсий;
-организацию и оформление общешкольных мероприятий;
-совершенствование материальной базы воспитательного процесса;
-финансирование участия детей в районных, республиканских, региональных и всероссийских мероприятиях и конкурсах.
Реализация подпрограммы «Информатизация образовательного процесса»
ответственные: директор, заместитель директора по УВР, программист, учитель информатики.
Создание информационной образовательной среды. Внедрение информационно коммуникативных технологий в образовательный процесс.
Обеспечение возможности использования Интернет ресурсов, сетевого взаимодействия в процессе обучения.
Совершенствование материально - технической базы информатизации образовательного процесса.
Использование информационных технологий для совершенствования системы управления школы.
Создание системы компьютерного мониторинга всего учебно-воспитательного процесса.
Организация мультимедиа класса, в котором будут проходить не только уроки информатики, но и занятия по другим предметам, а также дополнительные занятия и курсы. Подключение его к сети Internet. Сформировать у учеников школы, умение владеть средствами и методами новых информационных технологий на уровне, достаточном для продолжения обучения в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Повысить уровень освоения ИКТ в управлении школой.
Модернизировать материально-техническую базу. Увеличение числа педработников, использующих информационные технологии в образовательном процессе. Установление системы внешних связей посредством ИКТ.
Организация и проведение компьютерного тестирования при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Организации творческой группы учащихся для обслуживания и обновления школьного сайта. Реализация проекта требует выделения средств на:
- курсовую подготовку педагогов к использованию ИТК в образовательном процессе;
-средства для укрепления МТБ школы с целью создания возможностей использования современных информационных технологий;
-средства на создание мультимедиа кабинета;
-введение ставок для технического обслуживания компьютерной техники. -приобретение программного обеспечения по различным учебным дисциплинам, интерактивных досок.
Приложение 2
Организационная структура МБОУСОШ № 1
Управляющий совет школы
Педсовет
Директор
Зам.директора по ВР
Зам.директора по УВР
Зам.директора по АХЧ
Органы ученического самоуправления
Родительские комитеты классов
Педагог-психолог
ШМО
Совет старшеклассников
Школьный актив
Зав.
библиотекой
Временные творческие группы
Общее собрание