Работа с детьми с повышенной мотивацией к обучению








Зайцева Ирина Ивановна
учитель математики

2015 год

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»                                                                                     А. Н. Колмогоров



Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест.  Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования, сегодня открываются новые возможности для развития личности учащихся, и, одаренной личности, в частности. Целенаправленно работаю с одаренными учащимися, начиная с 5-го класса. При обучении одарённых детей применяю два способа: обогащение и ускорение. В процессе классно-урочных занятий обогащение происходит в двух направлениях: ознакомление с темами, выходящими за рамки школьного учебника, и поиск интересующих областей занятий. Эти направления касаются всех учащихся. У одарённых детей появляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний и стремление к открытиям.
Имея  19 летний стаж работы в Днепропетровской школе, мне не посчастливилось  работать с одаренными детьми.  Детей с повышенной мотивацией к обучению было немного. Эти дети отличаются высокой любознательностью и исследовательской активностью.


Цели работы с одаренными детьми.
Выявление одарённых детей. 
Создание условий для оптимального развития одаренных детей. 
Задачи: 
- знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;  - проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;  - предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.


Для достижения поставленных целей нужно учитывать и исходные принципы: 
1. Разностороннее развитие ученика; 
2. Формирование устойчивого интереса к учению; 
3.Обучение грамотному выполнению заданий; 
4. Постоянный контроль; 
5. Индивидуальный подход; 
6. Полное раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей;



Получая 5 класс, я, как и все учителя, начинаю выявлять одарённых детей, проводить кропотливую работу по развитию способностей. «Примеряя» портрет одарённого ребёнка к своим ученикам, вижу -  все дети, в основном, способные в той или иной области. Шалва Амонашвили говорил: « В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить...». Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему.  Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности.
Используя современные и традиционные образовательные технологии, начинаю работу с этими детьми  в математическом направлении на уроках и во внеурочное время. Учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы на уроке создавалась максимальная комфортность, хороший рабочий микроклимат. Дети загружаются решением «изящных» задач различными способами, нестандартными задачами в ходе изучения основных тем. Каждая четверть завершается проведением уроков в нестандартной форме или интерактивным уроком: «Крестики-нолики», «Морской бой», «Математический аукцион», «Ярмарка задач». На таких уроках проявляется творчество детей, желание показать свои способности. Реализовать свои возможности одарённые дети могут в предметных олимпиадах. Ежегодно мои ученики участвуют в школьных, дистанционных и международных конкурсах, олимпиадах, конференциях. В международном математическом конкурсе «Кенгуру» мои ученики принимают самое активное участие. Одна из главнейших задач учителя – научить учащихся думать, делать открытия. Именно поэтому исследовательская деятельность учащихся является одной из самых удачных форм внеклассной работы с учащимися по предмету. При организации исследовательской деятельности по математике мы применяем  информационные технологии. На мой взгляд, наиболее сложная проблема, которую приходится решать учителю при организации исследовательской деятельности в школе – находить интересные, перспективные темы для исследования, то есть темы, обещающие интересные результаты. Мечта для учителя, чтобы ученик сам нашёл перспективную тему для своего исследования. Хочется назвать темы  исследовательских работ по математике, которые разрабатывали мои ученики.




 В 2013 году ученица 6 класса Майоренко Анастасия участвовали в школьном конкурсе и заняли 3 место, затем в районе, но призового места не заняли, с темой « Симметрия в архитектуре Казахстана».



В 2014 году ученица 6 класса Бройко Дарья приняла участие в школьном конкурсе «Зерде» с исследовательской работой по теме « Математику нужно изучать с интересом».








Современная жизнь диктует новые формы обучения. На различных этапах урока используются  фрагменты электронных учебников. При изучении темы для графического решения уравнений, при контроле знаний используются персональные компьютеры. Ученики готовят мультимедийные презентации своих творческих работ, тем самым обучая меня. Развитие любого ребенка, в том числе и одаренного, не может и не должно определяться только работой школы. Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить. В классе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность нашего класса через познавательные, творческие и спортивные мероприятия. Учебный год завершается традиционным  родительским собранием и праздником для учащихся, где отмечаются достижения детей в научной, спортивной и культурной деятельности.  Все юные таланты обязательно награждаются дипломами и ценными подарками. Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в обучении одарённых детей. И всё же, работая с ними много лет, считаю: очень важно, чтобы зёрна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребёнком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, умеющий создать и лелеять тот климат, в котором расцветают способности его учеников.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей; 
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития одаренных детей в условиях массовой школы. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжается, так как я абсолютно убеждена в том, что обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методы творческого характера:
проблемный, поисковый.







Применяю различные формы работы с одаренными детьми:  - использование возможностей нетрадиционных уроков (уроки-конкурсы, уроки-сказки, уроки-аукционы и др.) 
- использование активных форм обучения: проблемные ситуации, проблемные лекции, дискуссии, игровых и практических занятий; 
- проведение интегрированных занятий;  - организация самостоятельной работы учащихся;  - проведение исследований; 
- проведение рейтинговой системы обучения;  использование новых педагогических технологий, инновационных форм и методов обучения и воспитания (технология метода проектов, игровые технологии, компьютерные технологии); 
- применение разноуровневого контроля знаний в ходе внеурочной работы; 
- проведение предметных олимпиад, турниров, конкурсов, выставок. 

Создание и постоянное совершенство методической
системы работы с одаренными детьми.  Учитель должен быть: 














Приложение.
Портрет одарённого ребёнка.
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво и энергично отстаивает его. Склонен к рискованным действиям. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться смешными другим. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.












увлечен своим делом

способным к экспериментальной,
научной и творческой деятельности 

профессионально грамотным

интеллектуальным, нравственным и эрудированным

проводником передовых педагогических технологий




Рисунок 6Рисунок 7Рисунок 1