Коррекционная направленность музыкально-ритмических движений в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения


Коррекционная направленность музыкально-ритмических движений в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения

На музыкальных занятиях музыкально-ритмические движения мы выделяем в самостоятельный раздел. Эти занятия носят занимательный характер, способствуют снятию двигательной скованности. В них мы используем множество световых, цветовых атрибутов, сигналов и ориентиров, что помогает легче развивать зрительно-двигательную ориентировку в пространстве, обеспечивая детям условия для лучшего его видения. Особенно полезны для детей с нарушением зрения упражнения, танцы, игры с предметами, музыкально-речевые игры.
На первом этапе работы с детьми мы проводим их диагностическое обследование, в процессе которого выявляем имеющиеся у них отклонения в развитии. Т.е. стараемся изучить особенности зрения каждого слабовидящего ребенка, общее состояние здоровья и его двигательные возможности. Постоянно поддерживаем связь с врачом-офтальмологом. Только после этого мы определяем возможности и перспективу развития ребенка средствами музыки и движения, намечаем пути и содержание коррекционного воздействия средствами музыки и движения, подбираем упражнения, игры, танцы, последовательность и методику проведения. Учитывая недостатки детей в развитии пространственной ориентировки и координации движений, в основу занятий с детьми по музыкально-ритмическим движениям берем следующие зрительные задачи:
– формирование у детей бинокулярного зрения,
– укрепление мышц глаз и развитие прослеживающих функций,
– совмещение зрительного и слухового образов,
– употребление цветов, тренирующих сетчатку,
– развитие слуховой и пространственной ориентировки, глазомерной оценки протяженности.
Через решение этих задач решаются задачи по коррекции зрения.
В занятия мы подбираем игры и упражнения, танцы наиболее подходящие для решения коррекционных задач.
1. Те, которые сами по себе содержат элементы коррекции.
Например, упражнения: «Бегите ко мне» автор Дубянская, муз Тиличеевой (способствует развитию прослеживающих функций); «Птички летают» Банникова (способствует развитию переферического зрения, «Карусель» русская нар. мел. (развивает пространственную ориентировку), «Смело идти и прятаться» Баркович (развитие понятия «ближе-дальше», пространственной ориентировки), «Змейка» Щербачев (развивает прослеживающие функции глаз).
Игры: «Прогулка» Преображенского (способствует развитию слуховой и пространственной ориентировки), «Мотылек» Рустамова (развивает прослеживающие функции глаза и пространственную локализацию), «Зеркало» русская нар. мелодия (развивает подражательные функции), «Повтори» белорусская нар. мелодия и «Сделай, как мы» Вебер (развивает зрительную память и движения подражательного характера), «Ловим бабочек» Генералова (помогает развитию пространственной локализации и прослеживающих функций), «Зоркие глаза» муз. Глинки (развивает прослеживающие функции, фиксацию и боковое зрение).
2. Те упражнения и игры, которые дополнены коррекционными задачами.
Так, для успешного решения таких коррекционных задач, как ориентировка по цвету в упражнениях «Дождик» Меерсона, «Мячики прыгают, мячики покатились» Теплицкой, «Упражнение с флажками» муз. Шуберта, играх «Зайчики скачут в свободный домик», «Вожаки» муз. Бетховена мы вводим ориентиры определенных цветов.
3. Упражнения, танцы, игры с предметами: с мячами, обручами, лентами,
игрушками, платочками, флажками, шарами (игры «Магазин игрушек» латвийская нар. мелодия, «Дети идут в гости» Феоктистовой, «Игра со звоночками» Рожавской, «Игра с флажками» муз. Чичкова, «Прятки с платочками» венгерская нар. мелодия, «Кто скорее возьмет игрушку» латвийская нар. мелодия; упражнения «Качание рук с лентами» польская нар. мелодия, «Передача платочка» Ломовой, «Упражнения с погремущками» Жилина, «Упражнение с мячами» Александрова), которые помогают развитию зрительного анализатора, совмещая зрительный и слуховой образ.
Предмет, с которым ребенку приходится исполнять какое-либо движение, должен быть изучен им при помощи зрения и осязания. Упражнения мы показываем детям с близкого расстояния, часто подходя к каждому ребенку отдельно, делаем это вдвоем с воспитателем группы, повторяем показ по нескольку раз, развивая у детей подражательные функции. При объяснении часто используем наглядно-игровые методические приемы во время занятий с подгруппами детей. Например, прежде, чем показать детям, как расположиться по залу врассыпную, в круг, парами по кругу и т.д. объясняем и показываем это с помощью матрешек на столе.
Регулярные занятия по музыкально-ритмическим движениям к концу учебного года дают хорошие результаты:
•дети, плохо ориентирующиеся в пространстве, страдающие нарушением координации движений, начинают свободно передвигаться, выполнять различные перестроения;
•легко справляются с задачами, связанными с развитием прослеживающих функций;
•безошибочно определяют, что расположено ближе, что дальше, в каком направлении нужно двигаться, чтобы достичь цели;
•легко совмещают зрительный и слуховой образ.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.

Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Особенно сложные и серьезные задачи встают в этот период перед ребенком с нарушением зрения, ведь акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. А отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение музыкально-ритмических движений в систему коррекционной работы с детьми данной категории. На таких занятиях ребенок раскрепощается, учится владеть своим телом, сочетать свои движения с музыкой, передавая настроение средствами музыкальной выразительности, ориентироваться в пространстве, обогащать свой музыкально-слуховой опыт, учится взаимодействовать со сверстниками в движениях под музыку. Все это необходимо ребенку с нарушением зрения для его адекватного взаимодействия в социальной среде.