Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе Путь к успеху


-518160-274955МОУ «Цокто-Хангильская средняя общеобразовательная
школа им. Ч-Л. Базарона»
Агинского района Забайкальского края



Программа
работы с одаренными детьми
«Путь к успеху»

Автор: учитель русского языка и литературы
Тудунова Цыбегмит Цыремпиловна

Сроки реализации программы 2013-2015 гг.

Село Цокто-Хангил, 2013 год
00МОУ «Цокто-Хангильская средняя общеобразовательная
школа им. Ч-Л. Базарона»
Агинского района Забайкальского края



Программа
работы с одаренными детьми
«Путь к успеху»

Автор: учитель русского языка и литературы
Тудунова Цыбегмит Цыремпиловна

Сроки реализации программы 2013-2015 гг.

Село Цокто-Хангил, 2013 год

Пояснительная записка
        Анализ участия учащихся школы  в различных конкурсах, смотрах, олимпиадах показывает, что в школе имеется категория одаренных детей. Вместе с тем возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать. Эта проблема диктует необходимость целенаправленной работы с одарёнными детьми. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Именно талантливые дети и молодёжь обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит сделать качественный скачок во всех сферах жизни. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят».
Такой «социальный заказ» заставляет искать каждого учителя новые формы и методы работы с одарённым ребёнком, ставить во главу угла его развитие, формировать индивидуальность, отслеживая и направляя каждый последующий виток на спирали в сторону раскрытия его творческого потенциала.
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учителей. Для целенаправленной работы необходимо создание программы работы. Данная программа работы учителя русского языка и литературы с одаренными и способными детьми предназначена для 5-11 классов. Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и познавательную деятельность учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.
Цель - обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных учащихся в различных видах творчества в процессе изучения русского языка и литературы

Задачи:
Провести диагностику одаренности
сформировать эффективную образовательную среду для развития одарённых детей в виде системы дополнительных образовательных услуг, индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ;
обеспечить участие одарённых детей в разнообразных образовательных событиях высокого качественного уровня
содействовать разнообразному стимулированию интеллектуальных творческих достижений школьников
К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:
1)  имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
2)   имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
3)   испытывают радость от умственного труда.
4) любят читать, сочинять разные произведения
Принципы подбора оптимальных методов обучения, воспитания и развития одаренных детей
Разнообразные виды поддержки учащихся:
Психолого – педагогические: комфортность, сотрудничество, совместимость;
правовые;
социальные (равные стартовые возможности в обучении);
валеологические: обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, физкультминутки, паузы, объем домашних заданий.
Право свободного выбора:
уровня;
вида творческого труда.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
При выборе форм и методов обучения можно опираться на основные положения: 
- технологии развития индивидуальности личности (РИЛ) – обучение В.В.Полякова. -технологии саморазвития личности Г.К.Селевко; - технологии развития критического мышления через чтение, письмо и др.
Реализация индивидуальности, возможностей каждого одаренного ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Поэтому в качестве показателя развития ребенка должны быть выбраны не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах), но и показатели развития индивидуальности личности.
Ожидаемые результаты:
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Создание творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации учащихся: расширение системы олимпиад, конкурсов, ученических конференций, семинаров, системы дополнительного образования.
Творческая самореализация учащихся, выпускника школы.
Повышение мотивации изучения предметов, удовлетворенности
Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школ
Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Повышение квалификации педагогов.
Основные направления образовательной деятельности учащихся
Форма Задачи Содержание деятельности
Факультатив Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей учащихся.
Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. Выполнение программ школьного компонента с учетом индивидуальных запросов учащихся, обеспечения углубления по предметам
Ученическая конференция Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
Формирование информационной культуры учащихся.
Формирование коммуникативной культуры
Использование Интернета -Неделя науки и творчества;
-Оформление портфолио учащихся;
-Создание сборника выступлений учащихся на конференции ;
-оформление поэтического сборника
Предметная неделя (декада) Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся. -День Знаний
-День открытых дверей
-Программа проведения предметных недель
Научное общество учащихся Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований. Заседания НОУ «Мысль»
Анкетирование
Диагностика
Олимпиады
Интеллектуальный марафон
Неделя науки
Ученический форум «Умники и умницы»
Кружки, студии, объединения Развитие творческих способностей учащихся.
Содействие в профессиональной ориентации.
Самореализация учащихся во внеклассной работе. Выступления, участие в конкурсах, проектах
самопрезентация Развитие умений самоанализа, самодиагностики Творческие отчеты
Приложение 1.
Литературно одарённый ребёнок
Может легко построить рассказ, начиная от завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта.
Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то знакомом и известном всем.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляя главное и характерное.
Рассказывая о чём-то придерживается выбранного сюжета. Не теряет основной мысли.
В своих рассказах передаёт эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
Любит писать рассказы и стихи.
7. В рассказах передаёт героев живыми. Изображает их чувства, настроение и характер
Литература
Журнал « Завуч школы», № 5, 2006г.
Примерное положение о портфолио ученика общеобразовательного учреждения. Юридический журнал директора школы. № 2.2008.С.10-11.
Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. пособие/ З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, Т.В. Черникова; Под ред. Т.В. Черниковой - 2-е изд., стереотипное - М.: Глобус, 2007. - 128 с.
Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 3.