Весна — Традиционные народные художественные ремесла: вышивка


МБОУ СОШ №1 п. Нарышкино Урицкого района Орловской области
Конкурс –выставка детского художественного творчества «Орловская палитра»
«Весна»
«Традиционные народные художественные ремесла»: вышивка
учащаяся 11 «А» класса
Алексеева Е. С.
руководитель
Гасилина Е.М.
2016г.
Введение.
Истоки России, ее самобытности, русской души, лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Сегодня во многих местах России и Орловщины возрождается народная культура, народные промыслы. Часто можно найти старого потомственного мастера, который готов передать народную традицию подрастающему поколению, иногда какой-нибудь народный самородок подхватывает из слабеющих рук мастера его потомственный промысел. Особенностью формирования Орловских народных промыслов можно назвать историческую удаленность наших земель от центров русской государственности – Киева и Москвы. Вятичи, населявшие наши земли, только в XIV веке, одними из последних, приняли христианство, так что традиционные символы, обычаи и традиции сохранялись здесь дольше всего и получили свое отражение в народных промыслах, игрушках и вышивке. На территории области сохранились и развиваются вышивка в стиле орловского «списа».(рис. 1)
Корни этой вышивки уходят глубоко в старину в те времена, когда на территории Орловщины жило племя вятичей – язычников, которые одними из последних, лишь в XIV веке, уступили христианству. Границы распространения списа удивительно совпадают с ареалом проживания вятичей в Орловской области. Охранительный смысл древних образов долго сохранялся в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Изображения древних символов по-прежнему почитались знаками доброй магии. Самое раннее полотенце датировано 1796 годом.Это работа крепостной крестьянки Мценского уезда. Композиция вышивки напоминает гобелены XVIII в элементы орнамента - цветы в вазонах. До нас дошли вышивки XVIII - начала XX века: полотенца, скатерти. (рис.2)
Краткая аннотация.
Спис включает в себя сочетание двух технических приемов: «набора» и «росписи». Преобладающий цвет – различные оттенки красного, достигаемые за счет плотности настила различных «бранок» – узорных заполнений внутри контура. Также добавлялся синий, а позднее – черный, желтый, зеленый. Характерными особенностями орловского списа являются необычные очертания рисунка и большое разнообразие бранок: «стожок», «вороний глазок», «сумка с кочергой», «волна», «дробнушки», «сосна», «подковка» и др. (рис.3) В списе преобладают традиционные мотивы: «древо жизни», «птица-пава», «лягушка-рожаница» , которые в древности являлись языческими символами, обладающими магической силой.
Сами причудливые формы подсказаны вышивальщицам окружающей природой: морозные узоры на окнах, облака, парящие в небе.
Сегодня традиции орловского списа продолжают развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами, используются новые образы и мотивы, но и старинные традиции сохраняются и передаются ученицам.(рис.4)
Узоры заполнении удивительно разнообразны ,напоминающей счетную "гладь" .Каждая мастерица придумывала свои, подбирала для них графический рисунок, комбинировала новые и новые варианты. Что касается цветовой гаммы, то классическое для "орловского списа" - сочетание красного и синего, с преобладанием красного. Красный цвет в "списе" богат оттенками - от насыщенного, сочного, яркого до светлого, почти прозрачного, мерцающего и переливающегося. Этот эффект достигается за счет плотности настила различных бранок. Обилие красного цвета придает узорам чрезвычайно оптимистическое, жизнеутверждающее впечатление.
Небольшие синие плоскости и вкрапления создают особую свежесть, рельефность восприятия и необыкновенный живописный эффект. Кроме того, сочетание красного и синего наполнено глубоким духовным смыслом: красный - цвет жизни, "праздника жизни"; синий - цвет неба и воды, тех начал, которые поддерживают жизнь, самую суть ее. Позднее, в начале XX века, цветовая гамма становится разнообразнее, вводятся желтый, зеленый, синий цвет заменяется на черный, цвет "земли-кормилицы".
Моя работа выполнена в техники «орловский спис» , Я использовала новый образ «птицы-павы», и новые мотивы. Образ «птицы-павы» представлен в виде « девушки –весны» с неотъемлемым атрибутом -пером, а рядом изобразила солнце- вестника весны .(рис.5)
При работе я использовала материалы:
Неотбеленная ткань полотняного переплетения разреженной структуры (например, двунитка), Мулине, красного, синего цвета.
Инструменты:Пяльцы, калька, иголка для вышивания.
Пошаговое описание работы:1. Переведите рисунок для вышивки на кальку. Разложите ткань на твердой поверхности, наложите на нее копировальную бумагу, сверху -кальку с рисунком и приколите в нескольких местах к ткани. Аккуратно обведите контуры рисунка остро отточенным карандашом или топким стержнем использованной шариковой ручки. Удалите копирку, не откалывая совсем кальку с рисунком от ткани, и проверьте, насколько четким он получился. При необходимости еще раз переведите плохо пропечатавшиеся части рисунка.2. Положите на внутренний обруч материал для вышивки с переведенным рисунком и расправьте его. Уложите на него предохраняющую ткань, а сверху — внешний обруч. Соедините пяльцы и зафиксируйте зажим, ровно натянув ткань.3. Заполните каждую деталь орнамента разделками -бранками. Каждая клеточка на схемах означает: по горизонтали — 2 нити ткани, по вертикали — 2 строчки. Выполните вышивку мулине разных цветов в 2 сложения.4. Обшейте контуры мотивов орловского списа стебельчатым швом, используя мулине в 4 сложения.
Совет
Выполняйте стебельчатый шов слева направо, отсчитывая нити ткани или выдерживая размер стежков на глаз. Следите за тем, чтобы нитка всегда была с одной стороны — снизу или сверху от иголки. Менять ее направление нельзя — это испортит шов. Лицевые стежки должны ложиться равномерно, немного наклонно, а изнаночные — ровной строчкой. Стебельчатый шов получится более широким, если, выполняя каждый последующий стежок, вкалывать иглу в ткань точно по линии мотива, а выводить ее на лицевую сторону середины предыдущего стежка на одну нить выше линии (см. рисунок).
.

Приложение.
(рис.1)
(рис. 2)
(рис.3)
(рис.4)

(рис.5)
Список использованной литературы:
Блинова Т. Рушники – наше языческое прошлое, 2002, Народное творчество, №7
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, СПб, 1996
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество. Ростов-на-Дону. , 2007, 380 с.
Интернет - источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F8%ED%E8%EA
http://www.belmos.ru/news.php?id=91