Конспект урока гражданственности по теме: Традиционные народные промыслы


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ГОРЛОВКА
Горловская гимназия «Интеллект»
План-конспект урока
по спецкурсу «Уроки гражданственности»
для 8-го класса
Микросфера «Секреты русских мастеров»
Традиционные народные промыслы
Подготовила
Крикун Лариса Александровна
учитель истории
Горловской гимназии «Интеллект»
Горловка, 2016
Микросфера «Секреты русских мастеров»
Тема 14. Традиционные народные промыслы
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-экскурсия
Задачи урока: 
Знакомство с основными русскими ремеслами и промыслами, с их историей и особенностями;
Обогащение духовного мира обучающихся, развитие познавательного интереса и творческих способностей;
Содействие духовно-нравственному воспитанию обучающихся, воспитание ценностного отношения к историческому и культурному наследию;
Содействие развитию эстетического вкуса
Воспитание любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.
Необходимое оборудование: операционная среда Windows XP, медиапроектор, редактор Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word.
План урока
Гжель
Хохлома
Кузнечное ремесло
Материалы к уроку
Гжель - старинное русское село на берегу реки Гжелки, в Раменском районе, в 60км от Москвы. Название село получило от слова, происходящего из лексикона древних гончаров – «жгель», или «жечь», «обжечь». В округе, возле села, располагаются богатейшие залежи глин, поэтому здесь издавна жили гончары, которые умели понимать и чувствовать глину, могли определить толщину стенок изделия пальцами на ощупь. Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.
Вокруг Гжели располагаются и другие сёла, жители которых занимаются гончарным делом – Трошкóво, Глебово, Речúцы, Турыгино, Бахтеево и многие другие. Местность эту природа одарила месторождением огнеупорных глин, поэтому, издавна все жители с детства занимались гончарством. Копать глину – дело не простое, да и находится она не столь близко к поверхности.
Залежи глины чередуются со слоем песка, причём через каждый слой – иной сорт глины. Первой идёт глина простая красная - «ширёвка», второй – «пушнина» (жёлтая), в самом низу глина – «мыловка», которая и используется для изготовления фаянса и фарфора. Последняя глина – самая лучшая, белого цвета, но докопаться до неё не так-то просто.
Сделать посуду было тоже дело не простое, и занимались им мастера со стажем, ребятишки помогали обливать готовые изделия глазурью, а девочки раскрашивали, после чего обжигали. Технология изготовления в каждой деревне была своя, и её тщательно берегли в секрете от соседей, который передавался сыновьям по наследству.
Мастера гончарного дела изготавливали посуду: крынки для молока, миски, квасники, кувшины, горшочки и горшки; да и про забаву детям не забывали – делали свистульки и разные фигурки. По указу царя Алексея Михайловича вся Гжель была закреплена за Аптекарским приказом в целях изготовления посуды. Поэтому гжельские крестьяне никогда не были крепостными.
В XVIII веке друг великого М. В. Ломоносова, учёный-химик Дмитрий Виноградов всё-таки разгадал китайский секрет фарфора. В России первая фарфоровая чашечка появилась в 1749 году. Именно Виноградов организовал первую фарфоровую мануфактуру (позднее – Императорский фарфоровый завод – ИФЗ). Даже сегодня в фарфоровом производстве учитываются некоторые тонкости, подмеченные Виноградовым.
С конца XVIII века столовая посуда из фарфора считалась не только вершиной вкуса, но и свидетельствовала о богатстве и статусе хозяина. Хотя в период XVIII - XIX некоторые господа из общества не понимали благородства и изящества фарфоровой посуды, считая её слишком простой, поэтому предпочитали серебро и золото. А у простого люда в обиходе была деревянная, керамическая или металлическая посуда.
Именно из гжельской глины был впервые изготовлен русский фарфор. С тех пор стали возникать артели по производству фарфора, которые перерастали в небольшие фабрики. В 1871 году таких производственных организаций было уже около 100. Гжельские крестьяне жили весьма неплохо, зарабатывая своим трудом, ведь сам Императорский двор заказывал гжельский фарфор. А местных заводчиков награждали серебряными медалями. Гжельские сервизы иногда доходили до150 персон…
Посмотрите внимательно, какие цвета здесь применяются? (синий, белый, голубой).Скажите, ребята, от этих изделий идёт тепло? (Нет). А почему? (Потому что они выполнены в холодной цветовой гамме). Особенность гжельской росписи состоит в том, что она выполняется в холодной цветовой гамме и здесь мы видим на белом фоне узоры от тёмно синего до всех оттенков голубого.
Источник: http://clubs.ya.ru/4611686018427449806/replies.xml?item_no=3430Хохлома
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал(раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
История золотой хохломы
Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла - олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.
А сделать настоящую хохлому совсем не просто.
Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (цветы, ягоды, листья, завитки).
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Все вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы
Входит в царство Берендея
В мир волшебной Хохломы.
Источник: http://promisly.ru/nhp/khokhlomskaya-rospis-semenovКузнечное ремесло
Русское кузнечное ремесло имеет давние традиции. Сложилось оно еще в глубокой древности. Веками накапливался опыт, совершенствовалась техника кузнечного дела. Нехитрыми, но требующими определенных значительных навыков способами из кованого железа изготовляли различные предметы: гнули толстые пруты для светцев и воротных колец, ключей и сечек, ковали и вытягивали железные ленты для сундуков и ларцов.
В жизни городов и сел ремесло кузнеца играло значительную роль. Мастера могли подковать лошадь и сделать плуг, выковать ограду и изготовить новый замок. Но безвозвратно ушли в прошлое имена тех, кто умелыми руками выполнял удивительные по красоте изделия.
Испокон веков на Руси почиталось ремесло кузнеца. Отношение к нему было особенное. Занятие это всегда вызывало в народе затаенный интерес, труд мастера окружала некая дымка таинственности и загадочности. Не зря, наверное, в русских сказках и песнях самым хитрым и умным был мужик-кузнец.
Вероятно, поэтому умение выплавить руду, верно угадать добавки к железу, температуру нагрева признавалось чуть ли не чудодейственным. И, быть может, по праву Кузнецов можно считать первыми металлургами и химиками. На Руси рано было налажено производство кричного железа, называемого так от слова «крица»— куска металла, получаемого при обработке руды. После того как механическим путем из него удаляли шлак, раскаленную болванку подвергали ковке.
Помещения для кузниц были всегда прочными и надежными. Находились они обыкновенно за пределами селения или города. Ведь кузнечное дело связано с огнем, поэтому часто кузницы строились ближе к озеру или реке, на случай пожара. Иногда они были просто земляными. Но выстроенные из сухих, крупных бревен служили восемьдесят-сто лет. Но зря в народе говорили: «Две избы переживешь, а кузницу пережить трудно».
Парк кованых фигур — парк в Донецке со скульптурными композициями, выкованными из металла. Автор и руководитель проекта — Заслуженный деятель искусств Украины Виктор Бурдук. Парк открыт в августе 2001 года. Такое же название получил и международный фестиваль кузнечного мастерства, ежегодно проходящий в Донецке. Традиционно работы, изготовленные к фестивалю остаются в парке как подарок городу. В парке представлено 220 композиций художественного металла.
Источник: http://uzovka.dn.ua/parks/park-kov-fig