Проект Традиционные зимние народные праздники



Отдел по вопросам образования администрации Ардатовского
муниципального района




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Надёжинская основная общеобразовательная школа"






Районный этап областного конкурса гуманитарно-экологических проектов
"Снежная крепость"


Номинация: «Традиционные зимние народные праздники»

Название работы :" Зимние праздники"



Автор проекта:
Будашов Алексей, 11 лет, 5 класс.
Руководитель : Будашова Вера
Семёновна, учитель русского
языка и литературы.






с. Надёжино, 2013год





Оглавление



Введение...............................3
Цель и задачи...................................................................................................................................4
Этапы работы над проектом..........................................................................................................4
История зимних народных праздников...............................................................................5
Исследование местных традиций ...............................................................................................10
Достигнутые результаты .............................................................................................................14
Список использованной литературы..........................................................................................14
































1.Введение
Данная исследовательская работа посвящена изучению новогодних традиционных праздников, таких как ряжение, колядование, посиделочные игры в помещении. Данный проект имеет большую значимость в рамках школы, актуален, влияет на всестороннее развитие личности обучающихся в современном информационном обществе.
Проект способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза.
В рамках проекта дети обучаются современным ИКТ-технологиям, знакомятся с историей традиционных праздников русского народа, учатся работать с дополнительной литературой и применять полученные знания на практике.

Актуальность темы:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Новый год - самый замечательный праздник на свете. В Новый год все веселятся, поют, танцуют, поздравляют друг друга. Вслед за Новым годом отмечают ещё один очень большой праздник - Рождество Христово. В этот день все радуются рождению Младенца Христа. Праздничные дни ,наступившие после Рождества, называются Святками. Тоже очень весёлое время! Одним из таких праздников, приуроченных к Рождеству и Святкам, стали Колядки. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.
Данный проект имеет большую значимость в рамках школы, актуален, влияет на всестороннее развитие личности обучающихся в современном информационном обществе.
Народные календарные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях. Исследуя историю праздников, дети пополняют своё представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства, учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.
Дети с огромным удовольствием распевают колядки, т.к. они близки им своим веселым содержанием, незатейливой мелодией.

Проблема проекта :
К сожалению, мы отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, тем самым лишаемся возможности прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Современная социокультурная ситуация также выдвигает на первый план требование признания социальной значимости народной культуры, которая является источником духовности каждого человека, т.е. приобщение детей к русской национальной культуре является актуальной проблемой современного образования.

2. Цели и задачи проекта.


Цель проекта:

Изучение традиций зимних народных праздников и исследование вопроса о современном понимании календарных праздников.


Задачи проекта:

- изучить историю зимних народных праздников;
- узнать о местных традициях в праздновании зимних народных праздников;
- формировать исследовательские навыки, навыки самостоятельной работы;
- развивать интерес к активной творческой деятельности, к традициям и обычаям своего народа.

3. Этапы работы над проектом.

1 этап : Сбор информации, материала по история зимних народных праздников:


- поиск и анализ литературы по теме проекта;
- анализ художественного произведения ( Н.В. Гоголь " Ночь перед Рождеством");
-знакомство с материалами электронной энциклопедии "Википедия" ;
- поиск информации в Интернете.

Методы: анализ, сравнение и сопоставление.

2 этап: Исследование местных традиций в праздновании Нового года:

- интервьюирование :
-опрос старожил с. Надёжина, д. Четвёртово, с. Юсупова; д. Малиновка.
- опрос людей среднего возраста;
- опрос молодёжи и школьников;
-осмысление информации, выделение необходимого;
-сбор и обработка материалов.

Методы: анализ, сравнение, обобщение полученного материала.

3 этап : итоговый ( анализ полученных результатов, обобщение опыта)

Ожидаемые результаты проекта:
- Возрождение и сохранение русских традиций .
- Приобщение к традиции проведения народных зимних праздников через сопереживание и непосредственное участие в их общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышение познавательного интереса к родной истории.


4. История зимних народных праздников.

Традиционные праздники,  уходящие  своими корнями в далекое прошлое, по праву считаются частью нашего культурного и исторического наследия. Организация и проведение  праздников на Руси всегда составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Праздничная организация мероприятий, являясь торжественным и радостным событием,  обычно включает в себя элементы игр и развлечений, навеянные преданиями и обычаями, многие из которых дошли до нас со времен древней Руси. В старину традиционное проведение праздников представляло собой определенную последовательность событий.
В установленном традицией порядке проведение мероприятий, связанных с религиозными или крестьянскими праздниками, отмечавшими из года в год, переходило из поколения в поколение.
Народный календарь отмечает четыре самых больших праздника, приходящих на состояние солнечного движения. Первым отмечалось зимнее солнцестояние- дни пробуждения солнца - поворот солнца к лету. Это время в народе известно , как зимние Святки. Это время от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января). Считалось, что в это время закладывается основа будущего года, а потому на Руси было принято проводить Святки не просто весело, а в любви и согласии с близкими.
В эти дни принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в Святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню. Отсюда идёт современная традиция устраивать благотворительные акции в Рождественские дни.
Празднование Святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве. Это так называемые святочные рассказы. Всем известна повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Пожалуй, это самое главное в святках - знать о борьбе добра и зла. И делать все, чтобы добро победило.

Любимое народное развлечение на Святки рядиться и колядовать.

На Руси молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась и шла колядовать. Колядование - древний обычай хождения по домам с поздравительными песнями. Песни, которые исполнялись, назывались колядками и смысл их сводился к пожеланиям здоровья, обильного урожая, благополучия. В древности колядки были связаны с языческим праздником Коляды - солнечного божества. Говорят, что был когда-то во времена язычества болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от него и пошли колядки. Впоследствии, с появлением христианской религии, обряд колядования был перенесен на христианский праздник Рождества Христова. Возникли новые колядки, в которых языческие мотивы переплетались с библейскими.

Колядка всегда заключалась просьбой о подаянии. Пелись колядки под Рождество, под Старый Новый год, в прошлом приуроченный к зимнему солнцестоянию.
В Рождественский сочельник разряженная молодежь вечером начинала ходить по деревне, распевая колядные песни и славя святой праздник:






Пришла Коляда
Накануне Рождества,
Мы ходили, мы искали
Святую коляду
Мы нашли Коляду
Во Петровом (имя хозяина) дворе
У Петра-то двор
На семи столбах
На семи верстах
Дядя Мирон( имя хозяина),
Выноси пиво во двор.
Мы пиво не пьём,
Вина в рот не берём,
Как на улице мороз
Подмораживает,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать.
Отворяй , хозяин.
------------------------------
Коляда, коляда! Отворяй ворота! Мы малёшеньки колядовщики Мы пришли Вас прославлять И хозяев величать. Вам жития сто лет Да полный стол на обед!
------------------------------
Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством;
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!
--------------------------------
Коляда светлая!
Пришла Коляда
Вперёд Рождества,
Вперёд Масленицы.
Зашла Коляда
К хозяевам во двор.
Доброй хозяйке-
Корову с телёночком,
Овцу с ягнёночком,
Лошадь с жеребёночком,
Свинью с поросёночком!

Обычно обходили все дома по порядку, а само колядование напоминало целое театральное представление: никакой спешки, красивые костюмы, песни на разные голоса, ролевые колядки. За такие старания хозяева должны были одарить колядующих как можно богаче – кто деньгами, кто сластями. Как говорится, чем Бог послал. Отказать колядующим в гостинце считалось грехом, ведь обряд коляды издавна имел цель восхвалять верховное божество. Кстати, именно поэтому сладости и мелкие безделушки колядующие оставляли себе, а вот собранные деньги относили в местную церковь. После колядования компания собиралась за одним столом, выкладывала собранные вкусности и начинала веселиться. Распевали песни, водили хороводы, разыгрывали обрядовые сценки, играли в подвижные игры, прыгали через костер.
Утро Нового года (14 января по новому стилю) начинается приходом посевальщиков. Считается, что от первого новогоднего дня зависит благополучие и удача в течение всего года.
Посевать ходили мальчики и парни и при этом говорили девушкам: «Все ваша власть кончилась!». Иногда кто-либо из парней наряжался в женское платье. Этот обряд называли «водить Мыланку».
Ребята надевали через плечо большие холщовые сумки, полные семян хлебных злаков, подсолнечника, гороха, фасоли.
Появлялись на пороге и говорили: «Здравствуйте, хозяева, с Новым годом, с праздничком!».

Традиционно Святки делились на две части - "святые вечера" (от Рождества до Васильева вечера) и "страшные вечера" (с ночи под Новый год ( 14 января по новому стилю) и до Крещения Господня). Чтобы привлечь удачу, рекомендовалось на святочной неделе ходить во всем новом, а не просто во всем чистом. Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем "без креста", то есть временем, когда только что родившийся Иисус еще не был крещен, особый разгул нечистой силы связывался именно со "страшными вечерами", что отразилось в соответствующем названии. По народной легенде, "в эти страшные вечера // Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот, черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь". Помимо нечистой силы, в Святки, особенно в "страшные вечера", активность проявляли, по народным представлениям, колдуны и ведьмы. Только колдун или колдунья, по поверьям, могли придти в чужую избу накануне или в день праздника и попросить огня из печи, что, несомненно, должно было привести к "выведению спорины" в доме, то есть - удачи, благополучия. В южнорусских губерниях бытовали рассказы о том, что голодные ведьмы в "страшные вечера" задаивали коров. Помимо этого, для святочных праздников были характерны очистительные обряды: подметание в доме и выбрасывание святочного мусора в пустынные места подальше от дома; сожжение рождественской соломы или разведение костров; окуривание или окропление водой хозяйственных построек; надписывание освященным мелком крестов на дверях и воротах и т.п. На святки (чаще всего - на Новый год) во многих местах производили “обновление огня”: гасили в домах все огни и зажигали новые от “живого огня”.
Ряженье было обязательным обрядом Зимних святок и совершался в "Страшные вечера" Рядились в различных животных и птиц: козу, медведя, лося, журавля; в представителей чужой, некрестьянской среды: барыню, барина, фельдшера, цыгана, татарина, еврея и др; в тех, кто скитается по свету: нищих, калек перехожих, бродяг, разбойников, странников; в людей, имеющих знания, недоступные обычным крестьянам: кузнецов, мельников, коробейников; а также в существ иного мира: смерть, покойника, кикимору, черта, беса, ведьму и т. д.





Наряжались так, чтобы вид со стороны был странный, ни на что не похожий. То есть старались оказаться неузнанными, «гостями» из другого мира. Поэтому надевали на себя шкуры животных, шубы и шапки вывернутые мехом наружу, накидывали на плечи рогожу, обвешивались ветвями деревьев, подпоясывались лыком. Во многих случаях костюм ряженого мог состоять из «морхотья», «лохмотья» - старой, рваной, грязной одежды, истоптанной обуви, а также одежды, не соответствовавшей полу и возрасту ряженого. То есть парни переодевались в женскую одежду, женщины в мужскую.
Лицо ряженого, как правило, закрывалось личиной (маской). Она изготавливалась из бересты, кожи, бумаги, меха и прочего. В сущности из того, что есть в хозяйстве под рукой. На личине часто прорисовывались глаза, брови, нос, рот. Некоторые личины были с длинным носом из бересты, бородой из пакли или конского волоса, да с зубами, вырезанными из брюквы. При отсутствии личины закрывающей лицо, само лицо ряженого мазали сажей, мелом или мукой, и раскрашивали краской.
Ряжеными ходили обычно по вечерам, по пятнадцатьдвадцать человек. Эта ватага ряженых совершала обход крестьянских домов, как это делали колядники, или же появлялись на святочных вечерках игрищах. Ряженые шли от одной избы к другой, вбегали в них, не спрашивая разрешения хозяев, и закручивали игрище. Ворвавшись в дом, ряженые пугали его хозяев, плясали или показывали действо с плясками, короткими беседами и крепкими шутками.
Считалось: коли дни на зимние святки весёлые и счастливые, то и год будет таков, а обряд колядования обеспечит хозяйственное благополучие

Зимние святки всегда были и остаются очень интересными, увлекательными и весёлыми праздниками, где участвует огромное количество участников и зрителей различного возраста. В давние времена катание с горы на санках имело даже магическое значение. Считалось, что у того, кто дальше всех спустится с горы, в новом году будут длинные стебли злаковых культур и урожай будет хорошим.






"Васильев вечер" (13 января) и последний день Святок (18 января) для незамужних девушек были очень важными днями. В эти дни святочные гадания были в самом разгаре. Наши прапрабабушки верили, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбываются и что бы ни вышло в этот вечер по гаданию, то обязательно сбудется.





А. С. Пушкин: " Настали святки. То-то радость! Гадает ветреная младость... "

Заканчивались Святки 18 января, накануне Крещения Господня. Двенадцать дней длятся Святки, продолжается веселье. Но всему приходит конец. Те, кто колядовал и гадал на Святках, а стало быть, нагрешил, с окончанием Святок должны были пройти очищение – искупаться в проруби, вырубленной в форме православного креста (иордани), или хотя бы умыться крещенской водой. Так на Крещение искупались рождественские шалости и безумства.


5. Исследование местных традиций.

Я познакомился с историй зимних народных праздников, и мне захотелось исследовать местные новогодние и Рождественские традиции. С этой целью были опрошены местные жители , которые родились в селе Надёжино, деревне Четвёртово, селе Юсупово, деревне Малиновка.

Зайцева Антонина Семёновна ,1918 года рождения , с. Надёжино:

-Вот раньше колядовали, так улица от песен звенела, от веселья деревня хороводом шла. Много народу было. Собирались колядовщички- подросточки. Выбирали самого бойкого, обряжали козой. Другие наряжались , кто во что горазд, но чаще тулупы выворачивали шерстью вверх- и тепло, и по обычаю. Лицо старались скрыть, чтобы не узнали, чаще всего сажей мазали, тряпьём закрывали. Шли по деревне с песней:
Уж и ходим мы
Уж и бродим
Мы по улочкам,
По закоулочкам.

Подходили к дому любому и начинали семейство хвалить:

Что светел-то месяц-
А и наш-то он,
Как и красно солнышко-
Хозяюшка его,
Как и часты звёздочки-
Его детушки,
Дай, Господи,
Нашему хозяину,
Пожилось. побылось
На двор много лилось:
Скота, живота:
Корову с телёночком,
Овцу с ягнёночком,
Лошадь с жеребёночком,
Свинью с поросёночком.

Если хозяева не выходили, просили: " Выходите скорей, не морозьте людей!"
А если хозяева не встречали, не угощали, грозили:

Не подашь лепёшки-
Расколем окошки.
Не подашь хлеба-
Стащим с печи деда.
Не подашь пирога-
Мы корову за рога,
Поведём на торжок,
Продадим за пирожок.

Хозяева в дом приглашали, угощали, а мы по избе ходили и зерно рассевали. чтобы всё в доме было благополучно:

Чтобы курочки водились,
Чтобы свинки поросились,
Чтоб коровушки телились,
Чтоб кобылки жеребились....

Пели и другие колядки:

Коляда, Коляда!
Накануне Рождества!
Пришла Коляда,
Открывай ворота.
Эй, народ честной,
Потряси казной!
На капустный пирожок.
А червончик найдёшь
До ста лет проживёшь.
С праздником поздравляем.
С похмелья умираем.
Нет ли гривен шести
Чтобы душу отвести.

Весело было. На улице мороз, а колядовщикам всё нипочём, от песен и плясок жарко становится. Наберут в мешки, лукошки еды всякой и отправятся на горку кататься в санях без лошадей. Вот веселье-то было, не то, что сейчас. Вот как в праздник наигрывались...

Моя бабушка, Будашова Евдокия Михайловна,1937 года рождения , поделилась своими воспоминаниями о праздновании зимних Святок в деревне Четвёртово:

- В ночь под Старый Новый год собирались по человека 3-4, обязательно был гармонист, Наряжались по- разному, но старались, чтобы было посмешнее, лицо обязательно прятали, разукрашивали, надевали лапти, овечьи тулупы. По деревне шли, песни пели:

Таусенька за рекой,
Марусенька за быстрой
Там живут люди,
Люди богаты
Гребут деньги лопатой...

Кстати, говорили, что идут не колядовать, а на "таусеньки". Даже некоторые колядки начинались так:

Таусень, серый русень
На печь лазил, кошку гладил.
В горнушке орут, кишки продают:
По копеечке, по сопелечке.
Подавай пирожок!
Не дашь пирожок,
Уведём корову за рожок.

В каждом доме обязательно что-то подавали. Чаще всего это были пироги, блины, некоторые давали деньги, вино. Всё это собиралось в мешок, его носил кто-то один, потом все шли в гости к кому-нибудь , и всё это съедалось и выпивалось - начиналось веселье. Была в Четвёртове тоже традиция: кататься на санях с гор, а горы местные высокие, прямо в пруд угождали -весело и страшно, да молодым всё нипочём....
Бабушка сейчас живёт в Надёжине и иногда ходит сама колядовать, но только к самым близким людям, очень она любит веселить людей.
Бабушка рассказала также о гаданиях, которые совершались в крещенский вечерок.
- Гадали просто: на стол ставили блюдо, в него наливали воды и сверху накрывали платком. Каждый в это блюдо своё кольцо бросал. Песни пели особые. Каждая песня что-то предвещала. Под песню девушке завязывали глаза, и она из блюда доставала одно из колец. Чьё это кольцо оказывалось, тому и судьба в песне нагадывалась. А ещё бросали валенок за забор, куда носком покажет, оттуда и жениха нужно ждать; спрашивали у первого встречного мужчины имя - так звать будут мужа; в ночь клали под подушку на ночь записки с именами и говорили:"Суженый -ряженый , приди наряженный".

От дедушки, Ляблина Семёна Кузьмича, 1933 года рождения., о зимних праздниках я узнал не очень много, но ясно одно, что и в селе Юсупово ходили в своё время ряженые,
всего несколько женщин, которые были самыми весёлыми, голосистыми, смелыми. В каждом доме их встречали с радостью. А ещё дедушка рассказал об очистительном обряде:
-Накануне Крещения нужно проставить над каждым окном и дверью дома мелом крестики, говоря следующее: всем дверям -аминь, всем щелям -аминь, а всему дому благодать.
Кстати, это он исполняет каждый год.

Шиненков Александр Владимирович исполнил мне колядку, которую сам пел в д. Малиновка в детстве:

Ты Таусен, старый русен,
На гармошке конёк,
Прыг-прыг в кузовок,
Тётка- Лебёдка, подай конька,
Не подашь конька, не родишь сынка,
Родишь девицу- расщеперицу,
Не ткать, не прясть-
С горы вёдра катать.
Покатилося ведро
Под Ивановско село,
Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок!

Интересно было узнать , как колядовало поколение моих родителей. В Святки они
собиралась большой компанией и отправлялась "вдоль по улице ".Тоже пели песни. шутили, но немного меньше, чем бабушки и дедушки. Колядок знали меньше. Катание на санях сменилось катанием на мешках ,набитых соломой, с ледяной горки ( которую заливали заранее).Хозяевам, которые не открывали ряженым, засыпали выход снегом, заливали ступеньки крыльца водой, превращая их в каток...

Отрадно то, что в настоящее время традиции зимних народных праздников вновь возрождаются. У нас в селе каждый год под Старый новый год можно встретить колядующих. Ходят целыми компаниями, иногда по 2-3 человека. встречаются и одиночки. Больше ,конечно, детей, но ходят и взрослые. То там, то здесь слышится:

Коляда. Коляда!
Ты подай пирога,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком:
------------------------------
Хозяин и хозяюшка, не морозьте.
Хоть копеечку да бросьте!
------------------------------
Коляда-маляда!
Накануне Рождества!
Везде поспевай,
С Новым годом поздравляй.
Хозяева- добрячки
Открывайте сундучки.
Доставайте пятачки

В каждый доме, куда заходят, одаривают конфетами и деньгами. Все обязательно наряжаются, украшают себя мишурой, лицо закрывают масками. Шумно и весело в этот вечер на улице. А на следующий день все обмениваются впечатлениями.





6.Достигнутые результаты

Данный проект помог мне узнать историю зимних новогодних праздников, вспомнить о давно забытом. Интересно было узнать о местных традициях. А многие колядки я возьму себе на заметку и , конечно, посоветую своим друзьям. И в этом году в Надёжине вновь по старой доброй традиции будут раздаваться песни и шутки детей, пожелания доброго и светлого.
Традиционные праздники, перешедшие в нашу современную жизнь, практически не изменили своей смысловой нагрузки, и сценарии мероприятий, связанные с их проведением, берут свои корни из прошлого, несут  положительные эмоции, любовь, радость  всем  людям. 




7. Список использованной литературы

1.Битютская Н.П. Система педагогического проектирования. Учитель, 2012.
2.Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник.-
2-е изд.-М.: Флинта: Наука,2001.
3.Клубный вестник № 9.
4.Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников.- М.:РИГ,1997.

Интернет – источники

Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рождественские картинки. Сайт: viki.rdf.ru.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14- 2 -15




Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 2Гадание с петухомРисунок 6Гадание с петухом