Рабочая программа по элективному курсу Олимпиадная математика


муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 50
Рассмотрена на педагогическом совете
Протокол № ____ от ____________
«Утверждаю»
__________ / В. И. Гулидова/
Директор МАОУ СОШ № 50
Приказ № ___ от __________
Рабочая программа
по олимпиадной математике
для «5» класса
базовый уровень обучения
Разработчик: Филиппова Ольга Эдуардовна
учитель математики
2016 год
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА PAGEREF _Toc453328281 \h 3ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ PAGEREF _Toc453328282 \h 4СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА PAGEREF _Toc453328283 \h 5ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ PAGEREF _Toc453328284 \h 6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по олимпиадной математике для 5 класса составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС (или ФК ГОС), примерной программой основного общего образования по математике, учебным планом МАОУ СОШ №50 на 2016—2017 учебный год.
В основу разработки программы положена авторская разработка Гусева А.А. Математический кружок. 5 класс: пособие для учителей и учащихся.
Программа обеспечена УМК для 5 классов автора Гусева А.А.
В учебном плане МАОУ СОШ №50 учебный предмет олимпиадная математика относится к формирующей части.
На изучение предмета математики в 5 классе отведено 35 часов в год. Соответственно – 1 час в неделю.
Основная цель данного курса – не только показать пятиклассникам набор методов решения задач, но и научить их проводить логически строгие рассуждения, показать красоту и гармонию математики.
Практическая значимость данного курса математики состоит в том, что предметом его изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Одной из основных целей изучения математики в целом является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмичных умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приёмы как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач высших уровней сложности. В процессе изучения математики так же формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения всего материала.
Формы контроля проводятся в форме различных игр и олимпиад.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯИзучение математики способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений и на принцип Дирихле;
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
решать простейшие логические задачи;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Текстовые (сюжетные) задачи
Взвешивание и переливание. Время. Календарь. Возраст. Путь и движение. Составление уравнений. Суммы и среднее арифметическое. Логические задачи. Принцип Дирихле. Обратный ход. Комбинаторные задачи. Лингвистические задачи. Обходы.
Инварианты и их применение при решении задач.
Четность. Делимость и остатки. Перестановки и раскраски. Делимость. Задачи со спичками.
Нестандартные уравнения и неравенства.
Уравнения в целых числах.
Графы.
Деревья (графы). Круги Эйлера.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ№ Тема Примерное количество часов
1. Знакомство 1
2. Взвешивание и переливание 2
3. Разрезание. 1
4. Время. Календарь. Возраст. 1
5. Задачи со спичками. 1
6. Математическая карусель №1 1
7. Разрезание и замощение. 1
8. Обратный ход. 1
9. Числовые неравенства 1
10. Разные задачи. 1
11. Винегрет. 1
12. Математическая регата 1
13. «Много» и «мало» 1
14. Чётность 1
15. Делимость и остатки. 1
16. Математическая карусель №2. 1
17. Путь и движение. 1
18. «Не в деньгах счастье» 1
19. «Работа не волк…» 1
20. Кто больше 1
21. Принцип Дирихле 2
22. Логические задачи 1
23. Комбинаторные задачи 1
24. Круги Эйлера. 1
25. Лингвистические задачи. 1
26. Деревья (графы) 1
27. Игры 1
28. Делимость 1
29. Обходы 1
30. Составление уравнений. 2
31. Суммы и среднее арифметическое 1
32. Математическая карусель № 3. 1
35
Перечень контрольных работ на 2016 – 2017 учебный год

работы Учебная тема Вид и форма контроля Дата проведения
план факт комментарий
1 Математическая карусель №1 олимпиада 2. Математическая регата игра 3. Математическая карусель №2 олимпиада 4. Математическая карусель №3 олимпиада