Рабочая программа по курсу Занимательная математика 2-4 классы


Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательная математика» для  2-4 классов разработана на основе:
Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);
Концепция модернизации Российского образования;
Концепция содержания непрерывного образования;
Положение о рабочей программе;
Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.
Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций, общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию, вводит в мир элементарной математики, расширяет и углубляет математические знания, позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Программа направлена  на развитие у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, созданию условий для развития ребенка, развитию мотивации к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия ребенка, профилактике ассоциативного поведения, интеллектуального и духовного развития личности ребенка, укреплению психического здоровья. Она способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, математической речи, внимания, умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
             Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
             Программа отражает:
принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность);
дифференцированное обучение;
владение методами контроля.
             Умственная  задача:  составить  фигуру,  видоизменить,  найти  путь  решения,  отгадать  число  -  реализуется  средствами  игры,  в  игровых  действиях.  Развитие  смекалки,  находчивости,  инициативы  осуществляется  в  активной   умственной   деятельности,  основанной  на  непосредственном  интересе.
           Занимательность  математическому  материалу  придают  игровые  элементы,  содержащиеся  в  каждой  задаче,  логическом  упражнении,  развлечении,  будь  то  ребус  или  самая  элементарная  головоломка.  
Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
Основная цель программы: создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:
формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями;
формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
расширение,  углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
развитие логического мышления и пространственных представлений;
формирование начальных элементов конструкторского мышления;
воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
формирование усидчивости и терпения;
создание прочной основы для дальнейшего обучения математике;
формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
выявление и поддержка математически одаренных и талантливых детей.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Общая характеристика курса
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Место курса в учебном плане
соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение курса «Занимательная математика»  во 2 – 4 классах выделяется 102 часа, по 34 часа  во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели  в каждом классе).
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
-освоение эвристических приемов рассуждений;
-формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Предполагаемые результаты:
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
овладение способами исследовательской деятельности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты:
умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
умение использовать знаково-символические средства;
умение формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты:
умения складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
правильно выполнять арифметические действия;
умение рассуждать логически грамотно;
знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Содержание курса
2 класс (34 ч.)
Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.). Знакомство с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» во втором классе.
Числа и операции над ними (8ч.). Знакомство с интересными приемами устного счёта. Знакомство с классом тысяч. Упражнения с многозначными числами. Коллективный счёт. Числа-великаны. Игры «Знай свой разряд», «У кого какая цифра», «Работа над ошибками», «Математические горки». Практикум «Подумай и реши». Знакомство с  элементами знаковых систем.
Занимательные задачи (10ч.). Решение занимательных задач в стихах, логических задач, задач с неполными, лишними, нереальными данными. Загадки - смекалки. Обратные задачи. Задачи с изменением вопроса. Решение олимпиадных задач. Решение задач международной игры «Кенгуру». Решение нестандартных задач. Задачи с многовариантными решениями.
Учимся отгадывать ребусы (3ч.). Знакомство с  ребусами и  приемами их разгадывания.
Оформляем школьную математическую газету «Занимательная математика» (2ч.).  Выпуск школьной математической газеты: подбор материала, оформление.
Олимпиады, конкурсы (3ч.). Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике, в районной олимпиаде, в международном конкурсе «Кенгуру».
Наглядная геометрия (3ч.). Знакомство с объёмными предметами. Выделение групп предметов, сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Знакомство с названиями перечисленных объёмных тел.
Жизнь замечательных людей (2ч.) Знакомство с великими математиками древности Архимедом и Пифагором.
Подведение итогов (2ч.) Математический КВН, круглый стол «Подведем итоги».
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.
Должны знать:
свойства арифметических действий;
разрядный состав многозначных чисел в пределах тысячи;
названия геометрических фигур: призма, шар, конус, пирамида, цилиндр;
способы решения головоломок, шарад, ребусов;
биографии математиков древности: Архимеда и Пифагора.
Должны уметь:
устно выполнять вычислительные приемы;
использовать знания для решения заданий;
узнавать и изображать геометрические фигуры;
анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня;
принимать участие в школьных, районных олимпиадах и международном конкурсе «Кенгуру».
Содержание курса
3 класс (34 ч.)
Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.). Знакомство с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» в третьем классе.
      Числа и операции над ними (5ч.).  Знакомство с классом миллионов. Числа-великаны. Коллективный счёт. Упражнения с многозначными числами. Работа с таблицей разрядов. Игра «Знай свой разряд». Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах». Познавательная игра «Семь вёрст…».
Арифметические фокусы, игры, головоломки (3ч.). Головоломки с палочками одинаковой длины, магические квадраты, арифметические ребусы.
Олимпиады, конкурсы (3ч.). Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике, в районной олимпиаде, в международном конкурсе «Кенгуру».
Наглядная геометрия (3ч.). Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию». Упражнения в построении чертежей на нелинованной бумаге. Игра «Удивительный квадрат». Преобразование фигур на плоскости.
Симметрия фигур (2ч.). Знакомство с симметрическими фигурами, построение симметричных фигур. Соединение и пересечение фигур.
Площадь и объем фигур (4ч.). Знакомство с площадью и объемом фигур. Вычисление площади фигур. Объём фигур. Конструирование предметов из геометрических фигур.
Занимательные задачи (6ч.). Задачи-смекалки, логические задачи, задачи на противоречия. Анализ проблемных ситуаций в многоходовых задачах. Логические игры «Молодцы и хитрецы». Компьютерные математические игры. Решение задач международной игры «Кенгуру». Решение нестандартных задач. Составление схем, диаграмм.
Проектная деятельность (2ч.). Выполнение проектов: «Великие математики», «Зрительный образ квадрата». Оформление презентации.
Оформляем школьную математическую газету (1ч.). Выпуск школьной математической газеты «Пифагор»: подбор материала, оформление.
Подводим итоги (4ч.). Математический КВН, круглый стол «Подведем итоги». Конкурс эрудитов. Конкурс знатоков (отборочный тур,  итоговый тур). Сочинение «Место математики в моей жизни».
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса. 
Должны знать:
свойства арифметических действий;
способы сравнения и измерения площадей;
разрядный состав многозначных чисел в пределах миллиона;
названия геометрических фигур;
способы решения головоломок, шарад, ребусов.
Должны уметь:
устно выполнять вычислительные приемы;
использовать знания для решения заданий;
узнавать и изображать геометрические фигуры;
строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
осуществлять самостоятельный поиск решений.
Содержание курса
4 класс (34 ч.)
Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.). Знакомство с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» в четвертом классе.
Числа и операции над ними (6ч.). Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности). Знакомство с классом миллиардов. Числа-великаны. Коллективный счёт. Упражнения с многозначными числами. Работа с таблицей разрядов. Игра «Знай свой разряд».  Геометрические фигуры и величины. Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Волшебный квадрат. Древнерусский способ умножения. Дроби.
Решение занимательных задач (10ч.). Текстовые задачи. Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач на смекалку. Математические игры, ребусы, кроссворды. Решение логических задач. Задания со спичками.
Арифметические фокусы, игры, головоломки (2ч.). Знакомство с арифметическими фокусами. Математические игры, головоломки.
Оформляем школьную математическую газету (1ч.). Подбор материала: занимательные задачи, головоломки, магические квадраты, оформление материала.
Проектная деятельность (2ч.). Выполнение проектов. Оформление презентации.
Наглядная геометрия (5ч.). Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий.  Конструирование геометрических фигур. Параллелограммы. Формирование представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур: цилиндр, конус, шар. Установка соответствия новых геометрических форм с известными предметами. Знакомство с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса. Изображение на плоскости объемных фигур.
Олимпиады, конкурсы (3ч.). Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике, в районной олимпиаде, в международном конкурсе «Кенгуру».
Подводим итоги (4ч.) Конкурс знатоков математики. Игра «Зашифрованная переписка». Математические игры, ребусы, кроссворды.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса. 
Должны знать:
разрядный состав многозначных чисел в пределах миллиарда;
названия геометрических фигур: конус, усеченный конус, параллелограмм, цилиндр, шар;
старинные меры измерений;
алгоритм выполнения решения головоломок, шарад, ребусов;
алгоритм выполнения проектов;
дроби: чтение, запись, простейшие приёмы сложения и вычитания дробей;
древнерусский способ умножения.
Должны уметь:
решать задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный способ решения;
оформлять презентацию;
преобразовывать геометрические фигуры на плоскости по заданной программе и составлять  свои подобные задания;
конструировать геометрические фигуры;
изображать на плоскости объемные фигуры;
составлять развертку фигур и собирать по ней фигуру;
анализировать и решать головоломки, шарады;
осуществлять самостоятельный поиск решений;
выполнять объёмные фигуры конуса, цилиндра, усеченного конуса по их развёртке;
пользоваться математической терминологией.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Факультативные занятия  должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;
помочь овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности;
успешному выступлению на олимпиадах,  играх, конкурсах. 
Должны знать:
свойства арифметических действий;
разрядный состав многозначных чисел;
названия геометрических фигур;
старинные меры измерений;
алгоритм выполнения решения головоломок, шарад, ребусов;
алгоритм выполнения проектов;
дроби: чтение, запись, простейшие приёмы сложения и вычитания дробей;
древнерусский способ умножения.
Должны уметь:
устно выполнять вычислительные приемы;
анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня;
принимать участие в школьных, районных олимпиадах и международном конкурсе «Кенгуру»;
решать задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный способ решения;
оформлять презентацию;
преобразовывать геометрические фигуры на плоскости по заданной программе и составлять  свои подобные задания;
конструировать геометрические фигуры;
изображать на плоскости объемные фигуры;
составлять развертку и собирать по ней фигуру;
выполнять объёмные фигуры конуса, цилиндра, усеченного конуса по их развёртке;
пользоваться математической терминологией.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по курсу «Занимательная математика»
№ п/пРазделы и темы Количество часов (уроков)
2 класс 3 класс 4 класс
Вводное занятие «Математика – царица наук» 1 1 1
Числа и операции над ними 8 5 6
Занимательные задачи 10 6 10
Учимся отгадывать ребусы 3 - -
Оформляем школьную математическую газету 2 1 1
Олимпиады, конкурсы 3 3 3
Наглядная геометрия 3 3 5
Жизнь замечательных людей 2 - -
Симметрия фигур. - 2 -
Площадь и объем фигур - 4 -
Арифметические фокусы, игры, головоломки 3 2
Проектная деятельность - 2 2
Подведение итогов 2 4 4
Итого: 34 34 34
     
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Учебник, учебное пособие Дополнительная литература для учителя и учащихся. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград, «Учитель», 2007.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы, Волгоград, «Учитель», 2008.
Сухин И. Г. Занимательные материалы. Москва, «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. Москва, «Грамотей», 2004.
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. Санкт- Петербург, «Лань», 1995 .
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы, Москва, 2004.
«Начальная школа». Ежемесячный научно-методический журнал.
Наглядный материал макеты геометрических фигур
предметные картинки
наборы цифр и геометрических фигур
ребусы
Оборудование, приборы линейка
циркуль
таблица разрядов
макеты  геометрических фигур
палочки
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников Интернет ресурсы:
http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - детские электронные презентации и клипы
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая  коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе
http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - учительский портал
http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс
http://ru.wikipedia.org/ - энциклопедия (Тихвин - Википедия)
http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
http://protown.ru/russia/obl/articles/3831.html - федеральный портал
Портал Внеурока.ru ( http://vneuroka.ru)