Планирование внеурочной деятельности по математике Занимательная математика.











Программа авторского элективного курса

«Занимательная математика»





учитель математики
Тутубалина Светлана Петровна














Пояснительная записка

Данный курс «Занимательная математика» рассчитан на учащихся 1-2 классов, как курс дополнительных внеклассных занятий. 1 час в неделю ( всего 34 часа). Состоит из разделов: «Математика в ребусах, кроссвордах», «Весёлая математика», «Головоломки», «Затруднительные положения», «Логические задачи», «Математический тренинг».
Данная программа разработана с учётом уровня знаний учащихся в данном возрасте. В программу введены дидактические игры обучающего и развивающего характера «Соедини», «Разрежь», «Раздели на части», и др. Решение кроссвордов и чайнвордов закрепит знание математических терминов и выражений. На этих занятиях используется раздаточный материал, где кроме выполнения задания ребёнок развивает мелкую моторику пальцев (проводит линии, пересчитывает, дорисовывает)

Цель курса:
Обеспечить развитие познавательного интереса и способностей, учащихся в младшем школьном возрасте.

Задачи курса:
1.Познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности. Научить детей анализировать, синтезировать, сравнивать, ориентироваться в пространстве, уметь классифицировать предметы по форме, цвету, размеру.
2.Активизировать познавательную деятельность учащихся. Развивать у учащихся внимание сообразительность, мышление память, находчивость.
3.Воспитывать чувство коллективизма, сопереживание за команду, стремление к успеху, победе. Способствовать самоопределению ученика.

Место курса в образовательном процессе.
Данный курс «Занимательная математика» осуществляет межпредметную связь с такими дисциплинами, как логика, развитие речи, изобразительное искусство, трудовое обучение.

Содержание курса «Занимательная математика»
На занятиях «Занимательной математики» учащиеся будут решать кроссворды по запоминанию терминов, действий и понятий из математики решать задачи-шутки, задачи-загадки, «затруднительные» задачи, будет изучен большой геометрический материал. Занятия будут организованы в занимательной форме, в основном в виде соревнований (индивидуальные и групповые).
Структурная модель последовательности занятий.

Модель данного курса:
Блочная.

Методы проведения занятий.
Основу преподавания курса составляют следующие принципы: обучение на наглядно-действенной и наглядно-образной основе. Курс позволяет использовать технологию развивающего обучения.
Интерактивные методы, способствующие обучению через опыт и сотрудничество. Работа в парах, группах, имитационное моделирование (деловые игры), тренинги,

Ожидаемые результаты изучения курса.
Данный курс поможет сформировать три составляющих мышления необходимых для успешного дальнейшего обучения:
высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, активности.
высокий уровень организованности и целенаправленности.
высокий уровень раскованности мышления.


























Учебно – тематический план элективного курса «Занимательная математика»


Наименование темы, раздела
Кол-во часов
Формы и методы обучения
Образовательный продукт
Примечание



всего
теорет
практ


Пособие, дата

1
Введение
1
1

рассказ



2
Математика в ребусах и кроссвордах

Разгадывание ребусов

Решение кроссвордов
Разгадывание чайнвордов
Разгадывание криптограмм
4




1


1

1

1

4




1


1

1

1
Объяснение, соревнование, работа в парах, группах
Кроссворды, ребусы, чайнворды






3
Весёлая математика

Поэтическая математика
Задачи – шутки
Цифровые изображения
Математические развлечения
4



1
1

1

1

4



1
1

1

1
Игра, работа в группе, ролевые игры
Задачи – шутки, стихотворные задачки


4
Затруднительные положения
Задачи на перестановку
Задачи на деление на части
Задачи на счёт предметов
3


1


1

1

3


1


1

1
Соревнование, мозговой штурм, работа в парах, группах



Составление задач по образцу


5
Логические задачи

Задачи решаемые уравнением
Сопоставление, передвижения

Логические примеры
8



2


4

2

8



2


4

2
Метод проблемного изложения, мозговая атака, ТРИЗ
Составление обратных задач, цепочек примеров


6
Математический тренинг
Расставление чисел в фигурах по закономерности

Расположение фигур рядами

Размещение внутри геометрических фигур

Разделение на части
Соединение точек

Составление фигур

Складывание фигур

Перекраивание фигур

Пересчитывание фигур внутри фигур

Перегибание фигур
10




1


1




1


1

1


1


1


1



1


1

10




1


1




1


1

1


1


1


1



1


1
Тренинг, моделирование работа в паре, самостоятельная работа
Создание фигур и силуэтов из геометрических фигуг, панно


7
Математическая викторина
Занимательное зачётное занятие
1


1

1


1
Работа в группе, соревнование








Содержание курса «Занимательная математика» 34 часа

Введение 1 час
На данном уроке учитель объясняет важность и значение занятий данного курса. Сообщает цель занятий. Шуточная викторина.
Глава 1
Математика в ребусах и кроссвордах. 4 часа
В этой главе учащиеся будут заниматься разгадыванием кроссвордов, ребусов, чайнвордов, криптограмм. Также самостоятельно составлять ребусы и кроссворды на математические темы: «Термины», «Действия», «Фигуры», «Числа и цифры».
Глава 2
Весёлая математика. 4 часа
Решение стихотворных задач, задач-шуток. Составление и чтение завуалированных цифровых изображений.
Глава 3
Головоломки. 4 часа
Решение числовых головоломок. Занятие по непрерывному рисованию. Задания по конструированию головоломок со спичками.
Глава 4
Затруднительные положения 3 часа
Решение логических задач, в которых созданы затруднительные ситуации с перестановками. Решение задач на деление целого на части и наоборот составление целого из частей. Решение задач на счёт предметов.
Глава 5
Логические задачи 9 часов
Решение задач с помощью уравнений, на сопоставление. Решение обратных задач. Решение задач в несколько действий. Решение задач «с продолжением».
Решение цепочек примеров.
Глава 6
Математический тренинг 10 часов
Решение задач на развитие комбинаторных способностей. Работа с геометрическим материалом: классификация фигур, расположение фигур, разделение на определённое число частей линиями, складывание фигур, пересчитывание фигур внутри других фигур.
Глава 7
Математическая викторина 1 час
Итоговое зачётное занимательное занятие







Список литературы:

А.П. Тонких, Т.Т.Кравцова, Е.А.Мысенкова, Д.А. Стогова, С.В. Голощапова «Логические игры и задачи на уроках математики» Ярославль «Академия развития» 1999 г.
С.С.Худадатова «Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах» Москва «Школьная пресса» 2003 г.
В.П.Труднев «Считай, смекай, отгадывай» Москва «Просвещение» 1969 г
Н.В. Агаркова «Нескучная математика» 1-4 классы. Занимательная математика. Волгоград «Учитель» 2007 г.
Т.В. Шкляров «Как научить вашего ребёнка решать задачи» Москва «Грамотей» 2004 г.
И.П. Сахаров, Н.Н. Аменицын «Забавная арифметика» Санкт – Петербург «Лань» 2011 г.
Журналы «Начальная школа Казахстана» 2002-2013 годы издания
15