Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Занимательная математика


«Рассмотрено»
Руководитель МО
_________В.И. Маренкова
Протокол № от«_26__»__08______2014г. «Согласовано»
Заместитель директора гимназии по УВР
_________Л.А. Лещенко
«_28__»____08________2014г. «Утверждено»
Директор гимназии
________В.Т. Мартыненко
Приказ_№ ОД - 102___ от
«__01_ »____09_____2014г.
Рабочая программа (неаудиторная занятость)
«Занимательная математика».
1класс
Учителя начальных классов 1КК
Курловой Светланы Николаевны
Принято на заседании
Педагогического совета гимназии
Протокол №_1__ от « 29 » 08 2014г.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса « Занимательная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , примерной программы по учебным предметам. Начальная школа (литературное чтение). (Стандарты второго поколения) – М.: Просвещение 2010г,
развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Гармония», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционным принципом прочности усвоения знаний.
  Выполнение государственных обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду. Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано: помогать  ребенку, устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними. Овладение детьми знаниями обеспечивает определенный уровень их интеллектуального развития.  
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Школьное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка.
Цель программы курса «Занимательная математика» – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Основными задачами являются:
-повышение эрудиции  и расширение  кругозора;
-формирование приемов умственных операций  младших  школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;
-развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;  - выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Общая характеристика курса «Занимательная математика»
Обучение детей организуется  в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение с взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию. Учитываю особенность периода от 6 до 8 лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка.
Его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как  именно в этот период  складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
  Задачи   данного курса решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической  действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
В   шестилетнем – семилетнем  возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий  ребята достигают значительных успехов в своём развитии.
Ведущей деятельностью при переходе дошкольника в школьника  является   еще игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
       Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка,  развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности.  Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.  
       
Форма организации детской деятельности:
-    индивидуально-творческая деятельность;-    творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
-   коллективная творческая деятельность;
-   работа над проектами;-   учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);-   игровой тренинг;
-   конкурсы, турниры.
Согласно учебному плану всего на проведение занятий внеурочной деятельности  «Занимательная математика» в начальной школе выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели) .Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут.
Результаты освоения курса «Занимательная математика»
 
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
.
 Формы и виды контроля.
- познавательная игра.
- проектные работы.
- игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
- познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Внималки-Сосчиталки».
- турнир по геометрии.
- блиц - турнир по решению задач.
-познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
Содержание курса «Занимательная математика»
Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1 час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 2 час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 1 час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с числами. – 1 час
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 1 час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 2 час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с числами.- 1часа
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-
1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 1 час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Практикум «Подумай и реши».- 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
14. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Математические горки. – 1 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
16. Решение логических задач. – 2 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
17. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
18. Знакомьтесь: Архимед!- 2 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
19. Задачи с многовариантными решениями. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
20. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
21. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
22. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
23. Практикум «Подумай и реши». – 2 час
Решение задач повышенной сложности.
24. Час весёлой математики. – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
25. Решение олимпиадных задач.-1 час
Решение задач повышенной сложности.
26. Математика и профессии людей.-1 час
Знакомство с профессиями, где нужны математические знания
27. Математический КВН.- 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
28. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час
Систематизация знаний по изученным раздела
Тематическое планирование
№ Тема занятия Форма проведения УДД Кол.
часов Дата
План Факт
1 Вводное занятие «Математика – царица наук» Беседа Личностные: осознавать роль математики в жизни людей;
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. 1 2 Как люди научились считать. Беседа Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. 1 3-4 Интересные приемы устного счёта. Индивидуальная работа Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме ( на уровне предложен). 2 5 Решение занимательных задач в стихах. Групповая работа Коммуникативные: слышать и понимать речь других, учиться работать в группе.
1 6 Упражнения с числами Индивидуальная работа
Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
1 7 Учимся отгадывать ребусы Индивидуальная работа Регулятивные: учиться высказывать своё предположение. 1 8-9 Учимся отгадывать ребусы Работа в парах Познавательные: делать выводы в результате совместной работы .2 10 Учимся отгадывать ребусы Коллективный счёт Групповая работа Коммуникативные: учиться работать в группе. 1 11 Решение логических задач Консультация Личностные: понимать других людей, сочувствовать, сопереживать. 1 12 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными Групповая работа Метапредметные: умение рассуждать и доказывать, строить простейшие высказывания 1 13 Загадки- смекалки. Работа в парах
Коммуникативные: ориентировать на индивидуальные открытия.1 14 Игра «Знай свой разряд». Групповая работа Коммуникативные: развивать речь, учить обобщать. 1 15 Практикум «Подумай и реши». Индивидуальная работа Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 1 16 Решение нестандартных задач. Индивидуальная работа Коммуникативные: учиться работать по предложенному учителем плану. 1 17 Математические горки Групповая работа
Метапредметные: классифицировать явления и предметы 1 18-19 Решение логических задач Индивидуальная работа Метапредметные: самостоятельно находить решение возникающих проблем
2 20 Игра «У кого какая цифра» Конкурс Личностные: формировать умение вести диалог, рассуждать. 1 21-22 Знакомьтесь: Архимед! работа с энциклопедиями и справочной литературой Регулятивные: умение обобщать, отбирать необходимую информацию. 2 23 Задачи с многовариантными решениями. Индивидуальная работа Личностная: воспитание культуры поведения и взаимоотношений в окружающем мире и друг с другом. 1 24 Знакомьтесь: Пифагор! викторина Коммуникативные: учиться работать в группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 1 25-26 Задачи с многовариантными решениями Индивидуальная работа Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом. 2 27 Учимся комбинировать элементы знаковых систем. тест Коммуникативные: слушать и понимать речь других. 1 28 Практикум « Подумай и реши» Тестирование
Регулятивные: регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутренний мир человека..1 29 Час весёлой математики игра 1 30 Решение олимпиадных задач Индивидуальная работа
Регулятивные: умение обобщать, отбирать необходимую информацию. 1 31 Математика и профессии людей Беседа с демонстрацией Коммуникативные: ставить детей в такие условия, при которых они сами планируют их, определяют свои действия. 1 32 Математический КВН конкурс Коммуникативные: развивать в детях уверенность в себе и свих товарищах, проявлять искреннюю заинтересованность в достижениях своих товарищей. 1 33 Итоговое занятие. анкетирование
1 Итого 33 часа Материально-техническое обеспечение
Литература для учителя
1.Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. 2009. - № 7.
2.Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3.Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001
4.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5.Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М., 2006.
6.Cухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. -СПб.: Союз, 2001.
7.Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. - М.: ACT, 2006.
8.S. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
http://puzzle-ru.bIogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.