Национально — региональный компонент в дополнительном образовании.


Национально - региональный компонент в дополнительном образовании.
Руководитель творческого объединения "Силуэт" Чикота Олеся Валерьевна.
Истинный характер целого народа и человека в отдельности помогают раскрыть не только слова и поступки, но и предметы, изготовленные его руками с помощью пера, топора, ножа, иголки, молотка, машины, а также мысли. вложенной во все то, что он создал.
Достаточно увидеть человека в тундре, познакомиться с его рукотворным произведением искусства и литературы, как много становится понятно в идеях творца. Проницательный человек во многом может увидеть талантливую душу.
Предметы высокого мастерства может создать только народ, имеющий поэтическое видение мира, умеющий радоваться жизни, понимающий в ней смысл, свое назначение. Тот, кто твердо стоит на Земле.
Когда знакомишься с выставками декоративно - прикладного искусства, роботами народных умельцев тундры, созданными для повседневной жизни. Или слушаешь произведения устного народного творчества, невольно отмечаешь, что подлинные мастера, мастерицы, исполнители обладают высоким внутренним поэтическим даром и образным языком, который помогает им в своих произведениях воссоздать подлинную картину жизни народа, его характера, таланта, обычаев, нравов и вкусов, человеческих взаимоотношений, роли каждого в семье и обществе.
Национально - региональный компонент введен в учебный план образовательного учреждения с целью сформировать у учащихся любовь не только к окружающему их миру, но и уважение к традициям и укладу жизни той территории, где они проживают. В разных школах округа суть
компонента различна, но основные подходы сохраняются независимо от типа образовательного учреждения, класса и педагога, преподающего в нем.
Это: знания, умения, навыки, связанные с освоением культуры, устройства жизни, традиций той территории, в которой они проживают.
Своей задачей в части реализации этого компонента мы считаем воспитание у учащихся потребности в знания, связанных не только с уже перечисленными особенностями, но и с психологией и природным своеобразием живущих здесь людей.
Сегодняшние учебные планы позволяют интегрировать национально - региональный компонент в различные предметы. Так наша программа рассчитана на формирование навыков конструирования и моделирования одежды. Включение национально- регионального компонента в нее органично и позволяет в рамках программы ознакомление, выполнение национальной одежды народов Севера.
Цель предложенной программы - воспитать активную творческую личность, способную самостоятельно организовать трудовую деятельность, умело используя полученную информацию: знания, умения, навыки. Одной из важнейших задач является формирование у учащихся отношение к одежде, как к одному из средств самовыражения и создания индивидуального стиля.
Большая часть занятий по программе отводится на выполнения проекта, когда шитье своими руками превращается в творческий процесс и учащиеся могут самостоятельно, по выбору, воплощать свои идеи и замыслы в реальные, конкретные изделия, а учитель выступает в роли консультанта. Создание творческих проектов выстраивается в определенную схему: эскиз, конструкция, технология, готовое изделие. С каждым годом объекты все более усложняются.
На занятиях по теме "Моделирование и конструирование" учащиеся должны освоить приемы построения чертежа по индивидуальным меркам, что
позволит приобрести начальные навыки конструирования и моделирования одежды, развить образное мышление, пространственное воображение, а также поможет при работе с журнальными выкройками и их корректировкой на индивидуальную фигуру. Учащиеся индивидуально выбирают способы изготовления выкроек для творческого проекта (по своим или выкройкам из журналов мод).
При использовании выкройки из журнала, технологии быстрого шитья сохраняются. У учащихся возникает мотивированный интерес к предмету, потому, что за период обучения они имеют возможность сшить несколько изделий для себя и своих близких, скомплектовать одежду и создать рациональный современный гардероб.
В разделе "Технология изготовления ручных и машинных швов, деталей и узлов", включено только то, что необходимо при изготовлении швейных изделий. Очень важно, что весь раздел предварительно прорабатывается на образцах из ткани и оформляется в альбом. Тем самым достигается лучшее усвоение материала, накопление информации и самостоятельности в работе при составлении плана технологической обработки выполняемых изделий.
В 10-11 классах большое внимание уделяется дизайну женской одежды и созданию индивидуального стиля учащегося.
Я работаю по программе, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Она рассчитана на два года обучения. В творческом объединении "Силуэт" 4 группы: 2 первого года обучения (15 человек) и 2 второго года обучения ( 12 человек). В связи с условиями проживания в Ямало - Ненецком Автономном округе , в программу был внесен раздел по изучению национально - регионального компонента. Дети знакомятся на занятиях с видами орнаментов, технологией шитья народов Севера. При знакомстве с особенностями одежды Северных народов, можно отметить сходство в крое и пошиве современной одежды.
Тысячелетиями складывалась форма национальной одежды народов Севера.
С течение времени она претерпевала изменения, но основа кроя, материалы и декорирование оставались неизменными. По сложившимся канонам у изделий был общепринятый покрой, который женщина не имела права нарушать, его передавали из поколения в поколение. Этот покрой оказался очень удобен и прост.
На занятиях объединения мы часто используем крой и технику шитья Народов Севера.
В будущем мы планируем создать коллекцию на тему "Северные мотивы в современной моде".И подготовить выставку в рамках школы, где продемонстрируем использование национальных орнаментов в современной одежде.