Конспект НОД по познавательно — речевому развитию для детей в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимующие птицы. Путешествие в зимний лес»

МКОУ Касьяновская СОШ
Дошкольная ступень






Конспект НОД по познавательно - речевому развитию для детей в подготовительной к школе группе.





Тема: «Зимующие птицы. Путешествие в зимний лес»








Подготовила: воспитатель Чайка
Нина Викторовна







2017 г.
Цель: закрепление и обобщение знаний по теме «Зимующие птицы». Формирование бережного отношения к птицам, желание помогать в трудное для них время.
Интеграция образовательных областей: «социально – коммуникативное развитие», «познавательно - речевое развитие», «художественно - эстетическое развитие».
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, игровая.
Программные задачи:
Образовательные задачи:
- Обобщить знания детей об образе жизни зимующих птиц. Уяснить строение птиц, внешние признаки.
- Уточнить понятия «зимующие птицы».
- Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.
- Знакомить детей с зимующими птицами родного края: синица, сорока, воробей, снегирь, ворона и т. д.
- Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, умение работать в нетрадиционной технике аппликации (способом обрывания бумаги), наклеивать на шаблон, красиво их располагая.
Развивающая:
- Способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения)
- Развивать связную речь, память, внимание, творческое воображение.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время.
- Формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами.
Предварительная работа:
Знакомство детей с птицами и их жизнедеятельностью на занятиях по экологическому воспитанию, развитию речи, в ходе прогулок, при знакомстве со сказками и природоведческой литературой; просмотр видеороликов о птицах. Изготовление вместе с родителями кормушек, выбор для них места, размещение их на участке детского сада. Подкормка птиц. Разучивание стихов, сценки; чтение рассказов о зимующих птицах. Дидактические игры: «Скажи ласково», «Чей, чья, чье», «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Какой, какая», «Назови слово с заданным звуком», «Собери картинку», «Птичья столовая».
Оборудование:
Аудиозаписи: «Звуки зимнего леса», «Голоса птиц».
Ноутбук: презентация «Зимующие птицы».
Игры: «Птицы на дереве», «Чем угостим птиц?»
Пальчиковая гимнастика «Сколько птиц в кормушке нашей?»
Шапочки с изображением синичек для двигательной разминки «Скачет шустрая синица».
Для аппликации: шаблон с изображением снегиря, клей- карандаш, листы красной и черной бумаги, салфетки.
Содержание организованной деятельности детей
Вводное слово педагога: Ребята! Проходите в группу. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима) Правильно, зима! И мы с вами сегодня отправимся на прогулку в зимний лес (дети идут парами, звучит запись «Звуки зимнего леса», останавливаются).
Зимний лес в объятьях тишины
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож
На хрустально - ледяное царство. (Светлана Комогорцева)
– Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. Слышно, как под ногами скрипит снег, где то хрустнула ветка! А что это за шум? Что за суета среди деревьев? (Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но, где же они?
(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).
- А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Птицы в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Облетит стайка дерево, обыщет снег под ним, соберёт всё, чем можно прокормиться – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.
Дыхательная гимнастика.
«Погреемся»
Руки в стороны, вдох; на выдохе скрестить руки перед собой, произнести «Ух!» Повторить 3 – 4 раза
«Вдыхаем аромат леса»
Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.
«Прогулка в лесу»
Ведущий окликает детей. Каждый ребёнок, услышав своё имя, делает вдох, складывает руки рупором и произносит: «Ау!». Педагог следит за длительностью выдоха, звучностью голоса («Откликнись тише, громче»), точностью артикуляции.
«Дерево»
Дети поднимают руки над головой, делают вдох, пауза в 3 секунды, затем, покачивая руками, произносят звук [ш]. После дети опускают руки вниз («ветер затих»). Повторить 3 – 4 раза.
Когда наступает зима, птицам приходится очень трудно. Не все птицы могут перенести холодную, суровую зиму. Поэтому многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Знаете ли вы, какие птицы еще осенью улетают на юг? (ответы детей). Как назвать одним словом птиц, которые улетают на юг? (ответы детей). А какие остаются с нами зимовать? (ответы детей). Как назвать одним словом птиц, которые остаются на зиму? (Ответы детей).
Речевая игра «Кто на дереве?»
Ребята! Посмотрите на дерево и скажите:
Кто на ветке дерева справа? – На ветке справа снегири.
Кто на ветке в центре дерева? – В центре клест.
Кто на ветке дерева слева? – На ветке слева синицы.
Кто вверху, на кроне дерева? – На кроне дерева воробьи
Кто справа от дерева? - Справа от дерева голуби.
Кто слева от дерева? - Слева от дерева вороны.
Кто на стволе дерева? – На стволе дерева дятел.
(дети отвечают полным предложением).
Воспитатель: Ребята, зимой птицы жмутся к человеческому жилью. Ведь зима страшна птицам голодом, а не холодом. Голодные птицы сильно страдают от холода. Поэтому, зимой людям надо обязательно подкармливать птиц, вывешивать кормушки.
Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся.
(Воспитатель показывает шапочку с синичкой)
- Ребята, скажите, пожалуйста, какая это птичка? (синица) Давайте мы тоже превратимся в синичек?
Двигательная разминка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится (Дети шагают на месте)
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем),
Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).
Вот присела на минутку (присели на корточки),
Почесала клювом грудку (кивают головой),
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень (прыжки).
Дидактическая игра «Собери пазл».
Воспитатель предлагает детям собрать разрезные картинки птиц.
Воспитатель: Ребята, давайте мы про птиц загадки послушаем?
1. Всё время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь).
3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья – белобока, а зовут её . (Сорока).
4. Птичка-невеличка, ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается прыжок. (Воробей).
5. Всю ночь летает мышей добывает.
А станет светло спать летит в дупло. (Сова).
Воспитатель: Холодно в лесу! Ручки наши замерзли. Их нужно согреть.
Пальчиковая гимнастика: «Сколько птиц к кормушке нашей»
Сколько птиц к кормушке нашей (дети сжимают, разжимают кулаки)
Прилетело: мы расскажем
Две синицы, воробей (дети загибают пальцы),
Шесть щеглов и голубей
Дятел в пестрых перышках,
Всем хватило зернышек. (Имитируют кормление крошками)
Птицы к дому подлетели (Два больших пальца обхватывают друг друга,
остальные делают взмахи, как птицы крыльями)
На кормушку птички сели (Держим одну ладонь параллельно груди)
Стали зернышки клевать (Другой рукой, стучим по ладони пальцами)
И головками кивать (Соединяем пальцы вместе, изображая голову птицы и
делаем наклоны влево и вправо).
Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка по зимнему лесу. Ребята, посмотрите, к нам на елочку прилетел снегирь, но ему одному очень скучно. Давайте сделаем ему друзей! Сейчас мы займем наши рабочие места и выполним аппликацию «Снегирь» методом обрывания.
(Дети встают в пары, идут под запись «Звуки зимнего леса». Останавливаются).
Прежде чем начать работу, вспомните, что бумагу нужно отрывать мелкими кусочками. Проходите на свои места и приступайте к работе, будьте аккуратны и внимательны. (Воспитатель руководит деятельностью детей, оказывает помощь при необходимости).
Воспитатель: Дети, просмотрите, какие красивые снегири у вас получились. Вы очень постарались, молодцы! Давайте теперь посадим ваших снегирей на елочку и, нашему гостю-снегирю уже скучно не будет!
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали? (В зимнем лесу).
Каких птиц вы увидели? (Зимующих птиц).
Как нужно помогать птицам в зимнее время? (Вывешивать кормушки, подкармливать).
Источники:
1. Комплексные занятия по программе «Детство». Подготовительная группа/ авт.- сост. З.А. Ефанова, О.В. Симонова, О.А. Фролова.- Волгоград: Учитель., 2016.- 331 с.
2. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.- 112 с.
Интернет-ресурс:
http://stranakids.ru/stihi-pro-zimu/7/

15