Непосредственно образовательная деятельность по познавательно — исследовательской деятельности В царстве Водицы для подготовительной к школе группе


Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
«В царстве Водицы»
Цель:
Проектирование социальной ситуации для развития детей и расширения знаний в исследовательской деятельности о воде и ее свойствах.
Образовательные задачи
Способствовать развитию любознательности, наблюдательности, мышлению, речи воспитанников, их способности к преобразованию, умение делать выводы.
Создать условия для развития навыков принимать игровую ситуацию и участвовать в ней
Создать условия для речевой активности и обогащения словаря детей;
Содействовать умению свободного общения со взрослыми и детьми:
Развивающие задачи
Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти.
Создать условия для тренировки мыслительных операций – анализа, сравнения, обобщения.
Воспитательные задачи
Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность, стимулировать навыки культурного поведения, желание заниматься в подгруппе.
Интеграция образовательных областей:  речевое развитие, познавательно - исследовательское развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, коммуникативная, двигательная, трудовая.
Предварительная работа:
-беседа с детьми о значении воды;
- чтение художественной литературы ( Л. Николаенко «Дождик - душ», Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели», сказка «Путешествие капельки» )
- проведение отдельных экспериментов с водой;
- познавательная игра «Где, какая вода бывает»;
- психогимнастический этюд «Дружные капельки»
- просмотр презентации на тему «Круговорот воды в природе», «Почему воду нужно беречь»;
- наблюдение за водой на прогулке.
Оборудование и материалы: - карточки-капельки с загадками, схемы: ИКТ - иллюстрации по теме «Вода» Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, соль, сахар, ароматизированные пакетики с чаем, варенье, лимонная кислота, нерафинированное подсолнечное масло (с запахом), томатная паста,Ход деятельности
(Дети стоят рядом с воспитателем)
Ребята, вы любите сказки? Хотите, отправится со мной в сказку, где живет прекрасная царица?
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жила была прекрасная царица, а вот как ее звали, мы сейчас попробуем узнать, разгадав загадки.
Воспитатель читает загадки, и на правильный ответ (или на затруднительный) я на ноутбуке открываю картинку – ответ.
Мочит поле, лес и луг, Город, дом и все вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь это-… (дождь) С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, Белые… (снежинки) Сверху одеяло На землю упало, Самой лучшей ваты Мягче и белей. Травкам и козявкам, Всем зверушкам малым Спать под одеялом До весенних дней. (снег) У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет- Гвоздь упадет. (сосулька) Не колючий, светло-синий, По кустам развешан… (иней) Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошел искать их днем Ищем, ищем – не найдем. (роса) Пушистая вата – плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака) По небесам оравою, Бегут мешки дырявые, И бывает иногда Из мешков течет вода. Спрячемся получше, От дырявой… (тучи) Прозрачен, как стекло А не вставишь в окно. (лед) - Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.) 
- Правильно, ребята, и царицу волшебного царства зовут ВОДИЦА-Как вы уже поняли из своих ответов на загадки, вода может находиться в разных состояниях. Каких? (ответы) - Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной. (пар, туман) 
- Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды. Без воды человек может прожить не больше 3-4 дня
Ребята Царица - Водица, очень просит нас о помощи. Все ученые ее царства заколдованы, а чтобы их освободить от злых чар, нужно исследовать все волшебные свойства воды.- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей) -Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить.
- А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал. - Где работают ученые? (в научной лаборатории) - Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.) - Но, чтобы попасть в лабораторию и качественно поработать, нам надо быть дружными, для этого я предлагаю поиграть.
Физ. минутка. Психогимнастический этюд «Дружные капельки» В: Представьте, что по небу ползет огромная туча и вдруг пошел дождь. Давайте представим, что вы - дождевые капельки. Вам пора отправляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки по столько человек, сколько раз хлопну я в ладоши). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, но стало солнышко сильно пригревать. Стали капельки лёгкими, испарились они под лучами солнца, потянулись верх к облачкам и снова стали собираться в большую тучу.
Ну вот теперь мы полны сил, энергичны и можем приступать к серьезной работе.
- II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная) И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места. 
На первом столе расположены стаканчики с обыкновенной водой. Дети пробуют воду и рассказывают по схеме о свойствах воды.
Затем из предложенных воспитателем мест, выбирают свое место для исследования.На столах расположены разные ингредиенты для смешивания с водой, стаканчики с простой водой, и другое оборудование необходимое для исследования. Схемы, где дети будут отражать свои результаты.
Рис. Схемы

- Приступим к нашему исследованию. - Делать научные открытия это не легкий труд, поэтому и в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.) Физкультминутка К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте) Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе) Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) Вот как славно освежились. (встряхиваем руками) Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед) Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно) Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте) Вышли на берег крутой (шагаем на месте) И отправились домой. Ребята пока вы трудились Царица – Водица попросила загадать вам еще одну загадку
На ноге стоит одной Крутит, вертит головой Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (глобус) - А что такое глобус? (Глобус – это модель Земли). - Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. - Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) . - А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки) - А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит? (Значит, что воды больше) 
-Может кто то из вас знает – какая на вкус морская вода?
Правильно – соленая.
-Можно ее пить?
- Ребята, я хочу вам сообщить, что запасов питьевой воды на Земле очень мало, а какой вывод вы из этого можете сделать? Правильно – воду надо беречь, а что мы для этого можем сделать (закрывать краны, не бросать мусор в водоемы)
Мне понравились вы в роли исследователей (а что вы исследовали), вы убедились, что вода волшебница?
Я показываю опыт с башней из рафинада и оставляем его для дальнейшего наблюдения.
Занятие завершено