Применение информационно — коммуникативных технологий в преподавании физики


Колледж ЭБП КЭУ
Преподаватель Бацунова Л.В.
«Применение информационно - коммуникативных технологий в преподавании физики»
Перед методикой преподавания физики стоит задача применения ИКТ в работе по активизации познавательной деятельности студентов, которые можно показать на конкретных примерах, применяемых в учебном процессе. Применение ИКТ дает возможность более глубоко осветить вопрос, помогает более детально вникнуть в физические процессы и явления. Использование ИКТ на уроках физики способствует повышению интереса к изучению предмета, расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышают интерес к обучению.
Физика – наука экспериментальная, поэтому изучение ее без лабораторных и практических работ трудно представить. Мною используются виртуальные лабораторные работы при изучении новых тем, одной из них является: «Измерение показателя преломления света», где студенты измеряют, показатель преломления стекла, относительно воздуха при каком - ни будь угле падения, производят расчеты и записывают в таблицу. В качестве примера хотела бы привести использования ИКТ на «Урок – исследование» по теме: «Фотоэффект». Перед студентами ставиться, задача самостоятельно провести исследование зависимости фототока от частоты падающего снега, использую компьютерную модель, чтобы получить необходимые результаты. Компьютерная программа «Физика в картинках» позволяет за считанные минуты провести такое исследование. Результатом данного урока является то, что студенты самостоятельно получают знания в процессе творческой работы.
Кроме того чтобы представить процессы, использую интерактивные модели и графические программы, налагая друг на друга, ясно видно, как и насколько меняется значение одной величины при изменении другой. С помощью компьютера решаем учебные и тренировочные задачи. Информационные презентации вызывают интерес к происходящему на уроке, а простота их создания применения привлекает многих студентов колледжа. Таким образом, использование ИКТ в преподавании физики , позволяет мне значительно улучшить качество обучения, за счет его индивидуальности, наглядности, активизации творческой и самостоятельной работы студентов колледжа. Студент требует индивидуального подхода, так как понимание физики происходит по–разному: одни студенты усваивают материал – быстрее, другие – медленнее. Неодинаков и способ восприятия материала, так как он тесно связан с логикой и эмоциональностью каждой конкретной личности. Опираясь на собственный опыт работы, могу с уверенностью сказать, что такие уроки вызывают у студентов настоящий интерес, включают в работу всех, даже слабых студентов. Такие уроки способствуют формированию компетенций:
изучение нового материала,
поиск информации,
обработка информации,
адаптация к окружающей среде.
При таком преподавании качество знаний студентов повышается, что позволяет говорить о рациональном использовании новых технологий в обучении. Но всегда надо помнить, что информационные технологии не могут заменить живое слова преподавателя, который своим авторитетом пробуждает интерес к своему предмету. При изучении разделов: «Термодинамика», «Магнитные явления», »Оптика» студенты самостоятельно моделирует слайды, презентации, мультимедийные фильмы. В этой работе активное участие принимают студенты отделения «Информационных систем». У меня есть возможность отобрать презентации, наглядно и доступно объяснить новый материал.
Я много лет работаю с детьми, это годы поисков , раздумий, разочарований, колебаний, экспериментов, которые «заставляют» уверенно ступать на путь педагогического поиска, нужно много знать, надо осваивать новые программы, изучать современную литературу по педагогике, справочники, руководство способные воздействовать на сознание студентов.
В этом разнообразии подходов важно выбрать нужное для себя, и я учусь. Учусь всегда, учусь везде и мне нравится, учиться.