Доклад Использование арт-технологий на занятиях в дополнительном образовании


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Автор:
Иванович Татьяна Александровна,
педагог дополнительного образования
2016 г.
В настоящее время в области дополнительного образования происходят изменения, связанные с активизацией инновационных процессов, предлагаются новые подходы к обучению, обновляется содержание образования, активно внедряются в практику современные образовательные технологии. Одним из инновационных, практико-ориентированных направлений в педагогике является арт-педагогика. Она возникла на границе педагогики, искусства и психологии, и предполагает интегративное применение различных видов искусств в образовательном процессе. Предметом изучения арт-педагогики стали закономерности развития и воспитания ребенка средствами искусства. По мнению российских педагогов-исследователей (Е.А. Медведевой, М.К. Хащанской) арт-педагогика не является синонимом арт-терапии, так как акцент в ней ставится на творческое развитие, а улучшение психического состояния ребенка происходит в результате разностороннего воздействия средств искусства на его личность.
Многие учителя используют средства из арсенала арт-педагогики для того, чтобы сделать процесс обучения интересным, привлекательным, доставляющим удовольствие учащемуся от исследования различных граней своего внутреннего мира.
Мне, как педагогу, обучающему детей изобразительному искусству, оказались очень близки идеи арт-педагогики, ее обращение к чувствам ребенка. Методы арт-педагогики развивают эмоциональность, креативность и воображение детей, помогают приобрести опыт творческой работы в коллективе, дают возможность ребенку понять себя и окружающий мир через образы искусства, способствуют социализации и творческой самореализации.
Арт-технология – это творческое конструирование средствами искусства эмоционально значимых для школьников творческих действий (взаимодействий), система педагогических методов, реализация которых способствует активному формированию личности, развитию духовно-нравственной культуры и потребности в самосовершенствовании. [3]
В процессе использования арт-технологии моделируется особая творческая среда, где дети не только исследуют чувственные образы, но и учатся осмысливать различные ситуации в общении со сверстниками, осуществлять рефлексию своих мыслей, действий, продуктов творчества, расширяют чувственный опыт.
Преимущества применения арт-технологии в педагогической практике:
ее можно применять для детей разного возраста;
от ребенка не требуется каких-либо специальных знаний и умений;
в процессе работы учащийся раскрывает свое настроение, чувства и мысли, отношение к окружающему миру, что помогает лучше его узнать, понять и помочь творческому самовыражению;
на занятии создается особая атмосфера доверия и понимания.
В основе арт-технологии лежит идея креативности. Создание образа начинается с обращения к чувствам ребенка. Для более полного погружения в мир эмоций педагогу необходимо использовать музыку и художественное слово. Любой творческий продукт, полученный в ходе работы по арт-технологиям, является спонтанным и уникальным, выражает собственные идеи ребенка.
Конструируя занятия на основе арт-технологии, я работаю над тем, чтобы у детей возник целый комплекс ассоциаций: зрительных, смысловых, пространственных, сюжетных, временных. Благодаря фантазии мы можем исследовать прошлое, переноситься в будущее, создавать образы абсолютно новые, ранее не существовавшие или обращаться к реальности. В любом случае, вне зависимости от темы работы, дети, испытывая эмоционально-чувственные переживания, обретают чувство гармонии с собой и окружающим миром.
В ходе выполнения творческих заданий учащиеся осваивают дополнительные способы и средства выражения своих чувств, учатся давать безопасный выход своим эмоциям. Особенностью арт-технологии является отсутствие заданного образца. Творческая деятельность детей организуется таким образом, чтобы результат был обязательно успешным и не служил предметом оценивания. Приветствуются разнообразные коллективные задания, так как совместное творчество помогает приобрести комплекс коммуникативных навыков, способствующих успешной социализации: признание и принятие другого человека, умение договариваться, умение слушать, умение донести свою идею, поддержка и доверие.
Особенностью арт-технологии является изменение роли педагога. Он становится вдохновителем, организатором, побуждает детей к творчеству и рефлексии.
Структура занятия с применением арт-технологии, состоит из следующих основных этапов:
Вводная часть. Вначале снимается внутренняя напряженность (для этого используются упражнения на релаксацию, создание позитивных мысленных образов, соответствующее музыкальное сопровождения).
Мотивация. В зависимости от цели занятия вначале можно использовать либо игры с изобразительным материалом, либо импровизацию на тему зрительного образа или метод направленного воображения (художественный текст с описанием, несколько фраз для последующего фантазирования, музыкальный фрагмент, отражающий какие-либо эмоциональные состояния, сказки, метафоры). Важно использовать музыку, которая наиболее полно определяет эмоциональный настрой выбранной темы.
Выполнение творческой работы. Творческая реализация замысла может быть исполнена в групповой, индивидуальной или коллективной форме. Интерпретация услышанной музыки, рассказанной сказки или созерцание красочного пятна пробуждает фантазию и воображение детей, становится основой для размышления и переживания эмоций. Детям предлагается выбрать технику и материал для более полного выражения возникших ассоциаций. Результатом деятельности становится образ, наполненный личными ощущениями и переживаниями.
Рефлексия. Дети делятся своими впечатлениями о получившемся образе, придумывают названия своим работам. Вопросы, которые задаются детям, должны помочь осознанию испытанных чувств.
В своей педагогической практике я использую различные варианты арт-технологии, изменяя художественную технику, и материал для интерпретации и направленного фантазирования .На основе многолетней практики могу сказать, что наиболее подходящими для таких занятий являются нетрадиционные техники –монотипия, коллаж, «набрызг», работа «от пятна», фроттаж, отпечатки различных предметов (смятая бумага, ластик, крышки разных диаметров и т. д.).
Хочу представить вашему вниманию несколько работ, созданных учащимися на занятиях с применением арт-технологии.
Тема: «Случайный образ». На занятии мы говорили об интерпретации, о великой силе воображения. Вспоминали мастера эпохи возрождения, Леонардо да Винчи. Он писал: «Если вы посмотрите на старую стену, покрытую грязью, или на причудливую поверхность испещренных прожилками камней, вы можете вдруг открыть для себя целые картины, как например пейзажи, битвы, облака, необычные позы людей, забавные лица, узоры». Под музыку П.И.Чайковского дети выбирали цвета по своему настроению и выполняли несколько красочных пятен в технике «набрызг». Затем получившееся пятно нужно было силой воображения превратить в какой-либо образ. Назвать картину и составить небольшой рассказ, передав в нем свои ощущения и впечатления. Работы получились совершенно разные. Одну из них я хочу вам представить. Саша назвала свою работу «Рождение вселенной». Привожу для примера ее рассказ: «Черно-синяя бесконечная мгла была взорвана силой света. Открыли глаза звезды, разбросали в стороны желтые лучи. Вокруг них стали танцевать и сталкиваться планеты. Убегая от планет, разлетались в разные стороны прозрачные туманности».
«Мое имя». На занятии мы говорили о том, что называя ребенка, родители вкладывают в его имя много любви, нежности и тепла. Имя становится для каждого из нас самым лучшим звуком. Говоря имя, мы можем представить человека, мы даже можем увидеть цвет имени, потому что звуки способны рождать в нас цветовые ассоциации. Детям предлагалось представить, что заключено в собственном имени, какие ассоциации возникают при звуке имени, какие стороны характера оно отражает. Вы видите одну из работ, выполненную в технике зентангл.
Тема: «Музыка». Занятие было посвящено музыке, ее волшебному воздействию на человека. Музыка может выразить без слов все нюансы нашего настроения. А может ли живопись выразить музыку? Какие возможности есть для этого у живописи? На занятии были прослушаны несколько музыкальных фрагментов. Дети выбирали тот фрагмент, который был более созвучен их настроению, и старались запечатлеть в каком-либо образе. На слайде вы видите работу Юли, называется она «Осенний джаз». Затем эта работа стала основой ее итоговой композиции. Свободные, звенящие звуки трансформировались в образ девушки, парящей над землей в вихре звуков и сорвавшихся с деревьев ярких листьев.
«Тишина». Мы рассуждали о том, что иногда она так необходима для каждого из нас. Думали, для чего нужна тишина? Выяснили, что в тишине происходят самые важные, самые сокровенные вещи. Например, для того, чтобы заглянуть в себя, нужна тишина. Как же может выглядеть тишина?
На слайде представлена работа одной из моих учениц. Написана она гуашью. Я наблюдала за тем, как дети рисуют тишину, и меня поразило, как работала Полина. Сначала она просто покрыла весь лист зеленым цветом, самой широкой кистью. А потом по всему полю стали появляться белоснежные цветы. И когда Полина добавила в картину синего цвета, появилось ощущение тишины. Но не пустой и безжизненной, а наполненной цветом и светом.
В заключении хотелось отметить, что применение арт-технологии на занятиях в дополнительном образовании помогут педагогам сделать процесс обучения более позитивным, будут способствовать развитию рефлексивной культуры учащихся и создавать условия для становления эстетической, этической и эмоциональной сферы личности ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – CПб, «Речь», 2007. – 336 с.
Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии // Дидактика. –
2000. – № 1.
Медведева Е.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
Хащанская М.К. Современные образовательные технологии освоения культурного наследия.//Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции – СПб. 2011. – 63с.