Использование технологий КТД при подготовки и проведения праздников в дополнительном образовании


МБУ «Центр Дополнительного Образования» г.Удачный










Использование технологий КТД при подготовки и проведения праздника в учреждении дополнительного образования


















Семененко С.Н.
Педагог дополнительного образования


г.Удачный
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ


1. КТД - коллективное творческое дело
2. Праздник. Организация праздника
3. Сценарий праздника «Праздник игры»

4.«Бунт – театрализовано-трудовая операция»

Список используемой литературы





























1.КТД

КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством ти товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) коммунарской методики. Однако при этом нужно помнить, что успех КТД и их воспитательно – развивающей эффект зависит от умелой организации дела, когда его создателем и участником становится каждый.
Трудовые КТД – цель обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость.
Познавательные КТД – суть этого КТД открытие мира на радость и пользу друг другу, близким и далеким людям. Роль познавательных КТД – формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действительного отношения к непосредственным источникам открытия мира: к книге, учению, различным средствам самообразования.
Художественные КТД самых разнообразных вариантов позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждает желание испробовать себя в творчестве; обогащают внутренний мир человека.
Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость, коллективизм и дисциплинированность.

Этапы проведения КТД:
подготовка;
проведение;
анализ;
награждение.


Формы отрядного дела:
Спортивная.
Познавательная.
Художественная.
Коммуникативная.

Оформление разработки:
Название дела.
Цель.
Задачи (образовательная, воспитательная, развивающая).
Диагностика (итог).
Форма проведения.
Место проведения.
Оформление.
Реквизит.
Действующие лица.




Ход дела.
1.Слово ведущего.
2.Разбивка на микро группы.
3.Задание группам.
4.Этапы его выполнения.
5.Подведение итогов.

Требования к оформлению разработки отрядного дела.
1.Лист формата А-4.
2.Методический блок:
- цель;
-задачи;
-форма проведения;
-место проведения;
-оформление;
-инвентарь;
-действующие лица;
-подготовительные работы.
3.Сценарий (если в сценарии используются стихи указать названия и автора, если конкурсы и игры условия и реквизит).


№ п/п
действие
звук
свет
видео
реквизит
примечание

1.
Выход ведущего.
Название мелодии.
Приглушенный.
Слайды с изображением портретов женщин.
Сценарий.




Пять условий педагогического успеха.
Общая забота.
Коммунистическое товарищество.
Единство мыслей и действий, воли и чувств.
Единый коллектив
Творчество, а не шаблон.








2.Праздник. Организация праздника.

Одной из наиболее популярных форм досуга является праздник. Праздники создают неповторимую атмосферу эмоционального подъема, как у организаторов, так и у его участников. Правильный подход к организации и проведению праздника обеспечивает условия для творческого самовыражения организаторов и участников.
Запоминаются те праздники, которые находят эмоциональный отклик в душе, создают атмосферу веселья, новизны и необычности. Для этого необходимо обязательно помнить о характерных признаках праздника. Среди них: интересная идея, интересный сюжет, интересная композиция, интересные ритуалы, интересные костюмы, интересные сюрпризы, интересные действия героев, интересная импровизация и т. д. Все с прилагательным «интересный»!!! Только такой праздник востребован, актуален, запоминается навсегда.

При учете особенностей подготовки праздника выделяются три этапа:
Начало (подготовка зрителя к встрече с праздничным явлением) – пролог, проходка, зачин (музыкальный, поэтический, театрализованный, литературно – музыкальный, философский, публицистический, танцевальный). Это этап создания, подготовки зрителя к восприятию последующего действия (действий), зрелища, события.
Содержательная часть (постижение смысла, заложенного режиссерского – постановочной группой) – смысл должен быть доведен до зрителя.
Финальная часть (анализ прочувствованного, пережитого) – ритуал завершения6 песня, голосование, награждение или принятие решения, какого – то обращения. Эта часть должна быть направлена на создание определенного эмоционального настроя к потребности и в дальнейшем участвовать (соучаствовать) в этой деятельности, в таком празднике.

Что делает праздник непраздничным?
Эта перегрузка информацией, официальной частью (длинные приветствия, сухие сводки, цифры), переполненность худ. номерами, конкурсами, неграмотное ведение, отсутствие соответствующего худ. оформления, атрибутов, технического обеспечения. В такой ситуации зрителям становится скучно, у них появляется усталость («зевота»), потеря интереса к заданиям, вопросам и т.д. И праздник не состоялся.

Кадровое обеспечения праздника.
При подготовке праздника роль каждого организатора может стать решающей в достижении успеха праздника.
В творческой группе по подготовке к празднику одновременно могут работать: сценаристы, исполнители, оформители, звукооператоры, осветители, изготовители костюмов, администраторы, затейники, визажисты и т. д.






Основные задачи организаторов праздника
Выбор темы, соответствующей возрасту аудитории, ее интересам, возможностям места проведения.
Выбор названия, привлекательного, отражающего суть праздника, оригинального, современного, этичного.
Выбор формы проведения, доступного для участников праздника, оригинальной, соответствующей возрасту участников, учитывающей место проведения, ее природных, исторических особенностей.
Время проведения, учитывающее погодные условия, психологическую и физическую нагрузку зрителей, соответствующее форме праздника (вечер, день и т. д.).
Место проведения, соответствующее форме мероприятия, учет отвлекающих факторов, возможностей технического и зрелищно – художественного оснащения, эстетичность, удобство оформления, безопасности, удобство для участников и исполнителей, учет окружающего ландшафта.










3.Сценарий праздника «Праздник игры»
Цель: научить ребят массовым играм, организация досуга и умение адаптироваться в новом коллективе.
Возраст: 10 – 14 лет.
Оборудование: запись фанфар, музыкальное сопровождение.

Звучат фанфары. На сцене появляется ведущий.

Вед: Часто можно услышать: «Хватит играть, пора серьезным делом заняться!», «Устал работать – иди, поиграй!» Так с детства создается жесткий стереотип: игра – это нечто несерьезное, второстепенное.
«Детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых», - сказал когда – то Януш Корчак. Но только ли подражание? Нет, на наш взгляд, нечто значительно большее и ценнейшее!
Сегодня мы собрались для того, чтобы познакомится с массовыми играми. На сцену приглашаются специалисты в этой области, представители разных профессий. Встречайте! Наши гости!
На сцену выходят гости: военный. Вожатый, режиссер, фанат, учитель, клоун. (роли гостей исполняют педагоги).
Вед: Массовые игры должны отвечать определенным требованиям, и в первую очередь соответствовать принципу «как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц». Каким образом привлечь внимание потенциальных участников, как заинтересовать, настроить их на участие в игре? На этот вопрос нам ответит наш пе5рвый гость. Встречайте – военный!.
Выходит военный.
Военный: В нашем деле главное – дисциплина. Команды должны быть четкими, понятными. От этого зависит едва ли не половина успеха. Я предлагаю вам сейчас попробовать поучаствовать в игре на внимание и скорость реакции. Вы готовы?

Проводится игра «Капитаны»
Все участники встают со своих мест. Ведущий отдает команды ( «встаньте», «сядьте», «посмотрите направо», «поздоровайтесь с соседом», и т.д.). Задача игроков – выполнять лишь те команды, которые следуют после обращения «капитаны» (например, «капитаны, встаньте»). Участники, неправильно выполнившие команду, садятся на свои места. Игра продолжается до тех пор, пока «в строю» не останется несколько самых внимательных и сообразительных игроков. В заключении ведущий может скомандовать: «Капитаны, погладьте себя по голове! Капитаны, скажите себе: молодец!»



Проводится игра «Ипподром»
Ведущий в начале игры может поинтересоваться у игроков, были ли они на скачках, и предложить побывать им в роли лошадей.
Игра начинается со слов: «На старт, внимание, марш!»
Лошади зацокали копытами по дороге, (все поочередно выполняют хлопки правой и левой руками по коленям)
Вдруг – барьер! (руки поднимают вверх и ударяют по коленам)
Поскакали по болоту, (оттягивают поочередно правую и левую щеки)
Двойной барьер, (руки поднимают вверх и ударяют по коленам, и так два раза)
Поскакали по мостовой, (кулаками бьют себя в грудь)
По песочку, (Трут ладони друг о друга)
Тройной барьер, (Руки трижды поднимаются вверх и опускаются на колени)
По дороге, (ногами топают по полу)
И вот уже видна финишная линия. Кто же быстрее?
После того, как все игроки достигли финиша, ведущий предлагает участникам положить свою правую руку на голову соседа справа, погладить по голове и сказать: «Хорошая лошадка!», а затем погладить по голове самого себя и сказать: «А я все равно лучше!»
Вед: Спасибо. А наш следующий гость считает, что к участию в игре можно привлечь всю аудиторию. На сцене вожатый!
Выходит вожатый.
Вожатый: Существует очень большое количество игр. У каждой из них – свое предназначение. Например, одна игра должна способствовать сплочению коллектива. Другая – знакомству и т.д. Я предлагаю вашему вниманию игру «Ти-я-я».

Проводится игра «Ти-я-я».
Участники становятся в круг, левая рука каждого участника – на плече соседа, правая – на поясе соседа справа. Все участники, покачиваясь сначала вправо, потом влево, поют забавную песенку:
Ти-я-я, ти-я-я, ти-я-я-о,
Ти-я-я, ти-я-я, ти-я-я-о,
Ти-я-я, ти-я-я, ти-я-я-о,
Ти-я-я, ти-я-я, о-я-о.
Я-о, я-о, ти-я-я,ти-я-я, ти-я-я-о,
Я-о, я-о, ти-я-я,ти-я-я, ти-я-я-о.
Когда звучит звук «О!», то наклоняются вперед. Темп игры все время увеличивается.
Вед: Спасибо. Итак, одна из ценностей игры – сплочение ее участников. На сцену приглашается режиссер!
Выходит режиссер.
Режиссер: Я режиссер, для меня очень важно создавать условия для творчества. Предлагаю прямо сейчас провести импровизированную игру, сценарий которой не является жестким каноном.
Прошу всех желающих поучаствовать в постановке спектакля. На сцену приглашаются представителя от каждого отряда.
На сцену выходят желающие участвовать в игре.

Проводится игра «Сказка».
Между участниками постановки распределяются роли: занавес (2чел), Человек- амфибия, берег, волна, песок, тихий шум, солнце, горизонт, чайка, краб, девушка, брызги (2 чел.), крик, раковина, море.
Режиссер зачитывает текст:
Занавес! Свет! Мотор! Камера! Берег Волны набегают на песок и с тихим шумом откатываются назад. Солнце садится за горизонт. Песок серебрится в отблесках заходящего солнца. На волне качается чайка. По песку неторопливо ползет огромный краб. Девушка бежит по берегу, разбрасывая ногами песок. Вот она заходит в набежавшую волну и поднимает брызги. Чайка с криком улетает. Солнце освещает фигуру Человека – амфибии, несущего в руках морскую раковину. Человек – амфибия протягивает раковину девушке. «Как прекрасно море»,- говорит она. «Оно твое»,- отвечает Человек – амфибия.
Выходит фанат.
Фанат: Игра завораживает, игра воодушевляет. Представьте, что мы присутствуем на игре в футбол. Как удержать внимание? Как завладеть зрителями? Вы когда – нибудь видели болельщиков? Этими людьми движет общая цель, общая идея. Нет ничего, что бы могло так организовать людей, удержать их внимание. Я фанат, хотел бы показать вам, как действуют настоящие болельщики. Для этого я поделю всех зрителей на две команды!

Проводится игра «Итальянский футбол»
Первая команда подчиняется правой руке фаната, вторая – левой. Когда фанат машет правой рукой, первая команда кричит: «Гол!». Когда машет левой, вторая команда кричит: «Мимо!». Когда фанат поднимает обе руки на уровне плеч, обе команды кричат: «Штанга!». А когда обе руки поднимает вверх, обе команды кричат: «Ура!». В этой игре от обеих команд требуется проявить максимум внимания, т.к., если какая –то команда закричала не то или не в свое время, им начисляется штрафное очко. Побеждает команда с наименьшим количеством штрафных очков.
После фаната выходит учитель.
Учитель: Извините, ведь от такого напряжения публика устает! Глубоко ошибаются те учителя, которые считают, что на школьной перемене дети должны чинно гулять, читать недочитанное, готовиться к следующему уроку. Детям абсолютно необходима перемена деятельности. Вот тут – то на помощь и приходит игра. Она снимает напряженность, скованность, настороженность, которое постоянно возникают у многих учеников, вынужденных изо дня в день следовать жесткому распорядку дня, соблюдать дисциплину. Игра не только активизирует физическую и мыслительную активность ,но и способствует психологической разгрузке ребенка.

Проводиться игра «Хомка»
Участникам предлагается представить себя в роли хомяка Хомки. Учитель зачитывает следующее стихотворение, одновременно показывая детям движения:
Хомка, хомка, хомячок, (Участники держат руки около лица, изображая упитанного хомяка)
Полосатенький бочок! (оглаживают бока)
Хомка раненько встает, (потягиваются)
Щечки моет, шейку трет, («умываются»)
Подметает хомка хатку, (низко наклоняются, « подметают» пол)
И выходит на зарядку: (шаги на месте)
1,2,3,4,5, (выполняют махи руками, повороты туловища)
Хомка сильно хочет спать! (напрягают бицепсы)
Учитель читает стихотворение несколько раз, ускоряя темп движений.
Выходит клоун.
Клоун: Ключевая ценность игры – радость, смех. Предлагаю вам простую игру под названием «Ха – ха»!
Проводится игра «Ха – ха»
Эта игра хороша тем, что никто не проигрывает. Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться. Играющие садятся или становятся в круг, и один из участников произносит как можно серьезнее: «Ха!». Следующий говорит: «Ха – ха!». Третий: «Ха – ха – ха!». И так далее. Тот, кто произнесет неправильное количество «Ха!» или засмеется становиться зрителем. Зрители могут смешить остальных участников игры. Игра заканчивается тогда, когда засмеется последний участник игры.
Вед: Я представил вам всех гостей нашего праздника. Мы благодарим их за участие в нашей программе. Спасибо за опыт, которым вы сегодня поделились с нами. Но это еще не все! У нас ест зрители, которые сами не раз проводили массовые игры. И я приглашаю их на сцену!

Проводится игра «Грузинский хор»
Все играющие делятся на три группы (три голоса). Как известно, особенность грузинского хора состоит в том, что каждый голос вступает в хор по очереди, а заканчивают все голоса в определенный момент одновременно. Каждая группа или каждый голос имеет свои слова.
Первый голос: «Дзюмба квели камитоли камикадзе».
Второй голос: «Пи пи плясали пупа».
Третий голос: «Ква ква квакварадзе».
Ведущий проводит несколько репетиций. Сначала свои слова проговаривают все голоса по очереди, затем начинает первый голос, далее к нему присоединяется второй, а первый при этом продолжает петь, после второго присоединяется третий, первый и второй тоже поют. В самый разгар песни ведущий взмахивает руками, и хор должен замолчать. После двух – трех репетиций ведущий объявляет номер концертной программы, и все, как на концерте, исполняет свою партию. В самый ответственный момент, когда дирижер взмахивает руками и хор замолкает, неожиданно встает мальчик, заранее подготовленный, и поет сольную партию: «Где же ты, моя Сулико?»
Вед: Как быстро летит время! Часы являются необходимым предметом klz каждого из нас. Давайте все вместе послушаем, как ходят часы, и посмотрим, что случится, если мы с ними обращаемся небрежно.

Проводится игра «Часы»
На один хлопок правая сторона зала говорит хором: «Тик». На два хлопка левая сторона зала отвечает: «Так». Ведущий сначала правильно чередует хлопки, потом дает два хлопка два раза подряд, затем – два раза по одному.

Проводится игра «Джон Брамс Бой»
Ведущий предлагает спеть вместе с ним песню:
Джон Брамс Бой намазал лыжи,
Джон Брамс Бой намазал лыжи,
Джон Брамс Бой намазал лыжи,
И поехал на Кавказ. О, Джон!
Затем ведущий делает установку не произносить последнее слово «лыжи» в каждой строке, а делать в этом месте хлопок руками; в следующий раз заменять хлопками два последних слова в каждой строке, и так каждый раз, повторяя полностью только слова: «И поехал на Кавказ. О, Джон!»
Вед: Аплодисменты всем участникам праздника игры! А наш праздник подошел к своему завершению. До скорой встречи!




















4.КТД

«Бунт – театрализовано-трудовая операция»

БУНТ – аббревиатура и расшифровывается как «большая уборка на территории». Всем известно, что к субботникам дети всегда относятся негативно. Поэтому чтобы детей не заставлять убирать, можно провести субботник в творческой форме
Цель: Провести субботник в стенах ЦДОД и на прилежащей к нему территории
Задачи: Воспитание в детях культуры поведения. Развитие творческой деятельности. Любовь и уважение к своему и чужому труду. Чувство коллективизма.
Подготовительные мероприятия:
Мешки для мусора (сначала как пилотки, потом по назначению).
Плакаты: «Чистота – залог здоровья», «А ты убрал мусор?!», «Чисто не там , где убирают, а там где не сорят», «Все на борьбу с мусором!»



Ход мероприятия:
(звучит набат)
Голос диктора: Внимание! Внимание! Сегодня в (называют время начала) часов без видимой причины МУСОР вероломно напал на ЦДОД. Все на борьбу с оккупантом! (повторяется несколько раз)
Ведущий: «Ребята! Оглянитесь вокруг!... Коварный враг окружил нас со всех сторон. Шагу нельзя ступить, чтобы не наткнуться на его грязные следы. Вы знаете имя нашего общего врага. Его зовут - МУСОР! Сколько можно терпеть его тиранию! Сколько можно отступать перед его натиском! К оружию, друзья! Сметем этого грязного паразита с лица земли. Очистим от него нашу территорию. Забудьте про жалость. Не бойтесь испачкать руки о его мерзкое тело. Пусть ваша воля будет несокрушима, а ваши помыслы чисты. Победа или смерть! Мы или он!
(раздаются пилотки из пакетов для мусора, объявляется всеобщая мобилизация, ребята разбиваются на несколько групп, а из каждой группы выбирают одного разведчика, их отправляют в разведку на территорию и там, где есть мусор, они оставляют специальную эмблему).

А в это время объявляется конкурс: Придумать песню, четверостишье про мусор.

(Каждая группа представляет свой вариант)

Возвращаются разведчики.
Затем по эмблемам ребята находят места скопления мусора, пилотки превращаются в мешки для мусора. Ребята возвращаются на исходную позицию с собранным в мешки мусором.

Ведущий: Ребята! Еще один мучительный шаг и враг будет повержен, он притаился в ваших карманах. Пленных не брать! Смерть тирану! (ребята выворачивают карманы).

Мешки с мусором связывают друг с другом, и получается большой змей, который изображен на эмблеме, замеряется его длина (количеством связанных мешков).

НАГРАЖДЕНИЕ: Победители торжественно награждаются медалями. «Рыцари Чистоты и Порядка».



















5.Список литературы.
1.Педагогика временного детского коллектива. Учебное пособие. Владивосток 2002г.
2. И.П.Иванов. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва «Педагогика» 1989г.