Использование технологий дистанционного обучения в дополнительном образовании


Использование технологий дистанционного обучения
в дополнительном образовании
Н.В. Ганжусь,
методист по учебной работе,
центр технического творчества
КГБОУ ДО ХКЦРТДиЮОтличительной особенностью современного образовательного процесса является использование технологий дистанционного обучения, направленных на обеспечение мобильности, стабильности, эффективности учения и преподавания.
Дистанционное обучение представляет собой процесс обучения и воспитания личности в условиях открытой информационно-образовательной среды, когда взаимодействие и доставка учебных материалов осуществляются с помощью современных инфокоммуникационных технологий.
Современное дистанционное обучение строится на использовании сетевых курсов, web-страниц, web-сайтов, блогов, web-форумов, средств обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени (чат, ICQ, Jabber, Skype), wiki-технологий, видеоконференций.
Дистанционное обучение основано на принципах гуманизации, интерактивности, индивидуализации, регламентности обучения, педагогической целесообразности использования инфокоммуникационных технологий, открытости и адаптивости, управления виртуальным образовательным процессом, самостоятельности и ответственности субъектов, модульности при разработке сетевых курсов.
Важным элементом системы дистанционного обучения является учебная деятельность учащихся, направленная на изучение предметов (дисциплин), разработанных в той или иной программной среде.
В дистанционном обучении широкое распространение получили: педагогические технологии, ориентированные на групповую работу; обучение в сотрудничестве (метод проектов); технологии проблемного обучения; исследовательский метод; модульное обучение; игровые технологии; интернет ориентированные педагогические технологии (индивидуальное наставничество, парное обучение, коллективное обучение) и др.С 1997 года в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» была организована Хабаровская краевая заочная физико-математическая школа (далее – ХКЗМШ) в Краевом центре технического творчества. Обучаться в ХКЗФМШ могут учащиеся любой возрастной группы, начиная с 7 класса. Удостоверения об окончании ХКЗФМШ получают выпускники 11 класса общеобразовательных школ, успешно выполнившие учебную программу ХКЗФМШ двухгодичного и более срока обучения.
В ХКЗФМШ используются сетевая и локальная технологии дистанционного обучения (Рис.1).

Рис.1. Технологии дистанционного обучения ХКЗФМШ
Реализация программ дополнительного образования школьников по предметам физико-математического цикла (математике, физике, информатике), обеспечиваемые преподавателями вузов г. Хабаровска, предоставляются на основе сетевой технологии дистанционного обучения, что предполагает создание web-сайта ХКЗФМШ http://khpms.khspu.ru/ (Рис.2): использование методических указаний и контрольных заданий, проведение консультаций с помощью средства обмена сообщениями (онлайн-режим: e-mail; офлайн-режим: выполнение контрольной работы и отправка по обычной почте).
Рис.2. Сайт ХК ФМШ
Данный сайт содержит дополнительные образовательные ресурсы, созданные научно-педагогическим коллективом ХКЗФМШ.
Для удобства работы с коллекцией на сайте создана специальная поисковая система, которая позволяет находить материалы в соответствии с критериями: Ресурс, Год, Номер, Предмет, Автор (Рис.3).

Рис.3. Поисковая система дополнительных образовательных ресурсов ХКЗФМШ
Таким образом, можно произвести поиск, согласно заданным критериям.
Сопровождение методических указаний и контрольных работ по отдельным предметам (математика, физика, информатика) осуществляется и на web-сайте с помощью категорий: ХКЗФМШ 2012–2013, ХКЗФМШ 2013–2014, ХКЗФМШ 2014–2015, ХКЗФМШ 2015–2016 (Рис.4).
Рис. 4. Сдержание сайта ХКЗФМШ
78740170180
Контроль за усвоением теоретических знаний проводится в виде контрольных заданий по каждому учебному предмету. Сложность заданий различна: от самых простых до очень сложных, и рассчитана как на учащихся с невысоким уровнем подготовки, так и на более подготовленных школьников. Каждая выполненная контрольная работа проверяется преподавателями ХКЗФМШ и оценивается по 10-балльной системе. Наиболее подготовленные учащиеся приглашаются на очную сессию, где основными методами обучения являются индивидуальные методы, и соответственно методы контроля за усвоением учебного материала также индивидуальны.
Для углубленного изучения математики, физики и информатики 1 раз в квартал издается учебно-методический журнал «МИФ. Математика, информатика, физика в школах Хабаровского края», что позволяет использовать локальную технологию дистанционного обучения. Журнал выходит четыре раза в год. В каждом номере публикуются методические материалы и задачи для самостоятельного решения по различным разделам физики, математики, информатики, размещаются материалы по различным разделам школьного курса математики, физики и информатики.
Для проведения летней (очной) сессии ХКЗФМШ печатаются сборники материалов «Математика», «Информатика», «Физика».
Учебный процесс осуществляется в заочно-дистанционной форме в двух вариантах: для индивидуальных участников и для коллективных участников.
Учебные материалы с методическими указаниями и контрольными заданиями 1 и 2 сессий (по математике, физике и информатике) для учащихся ХКЗФМШ размещаются в категории сайта Заочное (ХКЗФМШ).
Учащиеся школы выполняют контрольные работы и присылают для регистрации методисту ХКЗФМШ.
Заполненные заявления и выполненные контрольные работы регистрируются в журналах учёта писем учащихся ФМШ (списки слушателей (Рис.6) и журнал учёта работ слушателей (Рис.7).
Рис.6. Списки слушателей ХКФЗМШ

Рис.7. Журнал учёта работ слушателей ХКЗФМШ
Таким образом, работа с использованием технологий дистанционного обучения требует от участников ХКЗФМШ большой организационной и познавательной самостоятельности. Учащиеся выполняют контрольные задания, анализируя методические указания, выбирают способы решения и отправляют работы. Дистанционное обучение в ХКЗФМШ становится в результате эффективным, так как если учащиеся способны к самообучению, то они добиваются лучших результатов.
Необходимо отметить, что география образовательных учреждений, вовлеченных в учебный процесс, расширилась (рис.8).

Рис.8.География учащихся ХКЗФМШ за 2013-2015гг.
В настоящее время в ХКЗФМШ обучаются более 300 учащихся из многих районов Хабаровского края (Рис.9).

Рис.9. Количество учащихся ХКЗФМШ с 2013 по 2016 гг.
Возрождены и продолжены выездные семинары по линии физико-математической школы.
Таблица 1. Проведенные семинары ХКЗФМШ
Учебные годы
2013г. 2014г. 2015г.
февраль
п. Чегдомын ноябрь
Солнечный район март
Солнечный район
март
Хабаровский район март
Вяземский район
апрель
г. Советская Гавань март
Хабаровский район
3 1 3
За период 2013-2015гг. наблюдается (табл.1) снижение проведенных консультаций (т.к. в учебный год запланировано 2 семинара – март, ноябрь). Одной из главных причин является отсутствие финансовых средств в муниципальных районах.
По откликам участников подобные семинары очень важны для повышения квалификации педагогов.
Таким образом, использование технологий дистанционного обучения позволяет расширить дополнительные образовательные услуги ХКЗФМШ. В журнале учёта работ слушателей важным разделом является «Отметка о результате», так как именно по нему определяются активные участники для летней физико-математической школы (Рис.10). В 2016 году местом ее проведения стала туристская база «Азимут», расположенная в бухте Прибойная Приморского края.

Рис.10. Летняя (очная) сессия ХКЗФМШ 23 июля–3 августа 2015 года
Созданные образовательные условия в ХКЗФМШ, помогают при конкурентоспособности выпускников общеобразовательных учреждений из отдаленных районов Хабаровского края при вступительных испытаниях в учреждения профессионального образования.