ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Инклюзия в дополнительном музыкальном образовании детей


министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Инклюзия в дополнительном музыкальном образовании детей
Шахты
2016
ОДОБРЕНЫ
Предметной (цикловой)
комиссией педагогики и психологии
Протокол № ____
от «__» _________ 20___ г. Разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Председатель предметной (цикловой) комиссии
Елизарова В.А. /__________/ Составители:
Снежкова Т.В., преподаватель музыки высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ШПК»
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………….4
Тема1. Инклюзия – цели, задачи, содержание………………………….5
Тема2. Рекомендации  учителям, педагогам ДО -
информационно-методический материал………………………… …..10
Тема3. 10 общих правил этикета - информационно-методический материал …………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………...22
Пояснительная записка
  Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, педагогических работников, они знакомят с особенностями инклюзивного образования, требованиями к педагогу при таком образовании, в них представлена информация для общения с людьми с ограниченными возможностями, есть электронные адреса для более полного самостоятельного ознакомления с инклюзией.  Педагоги могут использовать материалы тематической подборки при подготовке и проведении занятий любой направленности.
Эти материалы  помогут организовать занятие в соответствие с современными требованиями – введение инклюзивного образования,  учитывая индивидуально личностные особенности учащихся.
Тема 1. Инклюзия – цели, задачи, содержание
Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного образования детей, в институте.
Инклюзия — это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.
Суть инклюзии в том, что система обучения и воспитания подстраивается под  ребенка, а не ребенок под систему. Инклюзивное образование - это признание особенностей развития ребенка и его способности к обучению, которое ведется способом, наиболее подходящим каждому ребенку.
В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.
В школах будущего каждый ребенок должен быть обеспечен психологической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь лучших результатов в учебе.  Новая общеобразовательная программа предполагает создание условий и внесение изменений, необходимых для успешного ее освоения детьми с особыми потребностями. Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычных детском саду,  школе,  учреждении дополнительного образования детей,  институте.
Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Инклюзивное образование, так или иначе, делает акцент на персонализации процесса обучения.
В процессе инклюзивного обучения  нужно:
применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения;
применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение;
уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета;
применять способы поэтапного усвоения нового материала;
уделять больше времени чтению художественной литературы;
давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий;
предоставлять учащимся большую свободу выбора;
внедрять принципы демократических отношений в школе;
уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося;
использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению коллектива;
исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированных видов деятельности, но не делить коллектив на группы, например, исходя из способностей учащихся;
оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются с другими детьми;
привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию и другие заинтересованные организации и общественность;
опираться на оценку педагогом  успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.
Внедрить в процесс инклюзивного обучения выделенные моменты могли бы помочь ЭОР .
Как показывает опыт, родители особых детей ищут не только профессиональных логопедов, дефектологов, психологов и других специалистов, могущих оказать квалифицированную помощь их ребенку. Они ищут для своих детей обычных человеческих условий: компанию сверстников, насыщенную событиями детскую каждодневную жизнь. Для себя же родители ищут внимания, терпения, бережного отношения, общения с другими родителями. Ведь структура нарушений развития детей часто бывает такова, что, сколько бы ни трудились над коррекцией специалисты, диагноз не исчезнет. Но отношение к диагнозу, сама жизнь семьи может меняться. Возможность семьям жить обычной жизнью - вот самое большое достижение инклюзивного сообщества.
Образовательное учреждение с инклюзивными группами решает  следующие задачи:
создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности; 
обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе дошкольного обучения;
организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;
изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.
Выделенные моменты, в той или иной степени могут быть реализованы и в системе дополнительного образования.
Вот как описывает опыт Никитина Марина Дмитриевна, заведующий социально-педагогическим отделом Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей  «Центр детского творчества» Зеленодольского муниципального района, но речь идёт о дошкольниках…
«…При наборе детей в группы, где обучаются обычные дети мы включаем  и 1-2 ребенка с ОВЗ (общее недоразвитие речи, нарушение функций опорно- двигательного аппарата,  нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения интеллекта, задержка психического развития). Прием ребенка в инклюзивные группы происходит после первичной консультации вместе с родителем. Процесс консультации направляет педагог-психолог, осуществляя начальное психологическое сопровождение. По результатам консультации разрабатывается индивидуальная программа развития, определяются направления дальнейшего обучения, виды помощи, необходимые коррекционно-развивающие модули. С каждым из детей проводят индивидуальные занятия психолог, логопед, дефектолог. Основная цель работы этих специалистов – подготовка детей с различными стартовыми возможностями, в соответствии с возрастом или уровнем сформированности навыков и компетенций. По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают виды инклюзии: точечную, частичную, полную. Службы ЦДТ - подготовительный этап приема ребенка в инклюзивную группу. Этот вид включения можно назвать «точечной инклюзией», когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх.
              «Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке вместе с другими детьми, но часть учебного материала осваивает в ходе индивидуальной работы.
Вариант «полной инклюзии» - посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного учебного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
Разработка проблемы инклюзивного образования показывает, что главным направлением в деятельности инклюзивных групп становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». В этом случае педагогический поиск направлен на то, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных программ обучения. В данной модели могут гармонично сочетаться развивающие и коррекционные подходы в обучении.  Опыт работы показывает, что дети, посещавшие инклюзивные группы, способны к дальнейшему успешному включению в общество...».
Исходя из вышеприведённой условной классификации инклюзии, «Частичная инклюзия» - тот вид инклюзии, который характерен и используется в работе отдела техники.
Маргарет Кинг-Сирc , доцент университета Джона Хопкинса (США) предлагает некоторую модель  перехода к инклюзивному (включающему) процессу образования и делится опытом в этой области. Правда, это описано относительно школы, но рассматривая данный вопрос с позиции «частичной инклюзии», о которой мы говорили выше, адаптировав его к возможностям дополнительного образования детей, можно считать некоторым ориентиром в своей деятельности.
Модель перехода к инклюзивному процессу образования
     Включающее образование - это такая форма обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:
посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи,
находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста,
имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели
обеспечиваются необходимой поддержкой.
          Успешное включение, как здание, должно строиться на соответствующем фундаменте, который, по мысли автора, может быть крепким только при наличии четырех составляющих:
коллектива единомышленников,
информации о процессе преобразований,
подготовки
и постоянной поддержки.
Рассмотрим вкратце эти составляющие.
   Коллектив единомышленников. Педагоги могут объединиться в коллектив единомышленников на основе общих ценностей и убеждения в том, что учащиеся с проблемами в развитии и учащиеся, развивающиеся типичным образом, должны в школе больше времени проводить вместе - как во время занятий, так и во время игр. Опасения чаще всего касаются обычных школьников: не будет ли включение тормозить их успехи. Этот вопрос тщательно изучался. Результаты одних исследований показывают, что академическая успеваемость обычных школьников в условиях включения не страдает. Другие исследования выявляют существенный рост успеваемости.
   Наличие информации о процессе преобразований. Запланированные преобразования обычно проходят в три этапа:
восприятие идеи или инициирование процесса,
 проведение в жизнь всех необходимых изменений,
воплощение идеи.
Участников процесса преобразования необходимо на начальной стадии обеспечить информацией и обучить. Все они должны чувствовать себя активными действующими лицами процесса преобразований и принятия решений. Кроме того, сотрудникам важно знать, что директор привержен идее преобразования и намерен поддерживать их, пока они учатся и осваивают новые методы.
   Подготовка и постоянная поддержка. Развитие персонала - один из критически важных моментов. Рекомендуется, например, при переходе на включающую форму обучения выделять на развитие персонала, особенно на первом этапе, сумму, равную той, которая необходима для включения в штат одного нового сотрудника. Рекомендуется также, чтобы педагогический коллектив сам решал, что будет эффективнее - брать на работу нового сотрудника, который будет пытаться удовлетворить потребности всего остального персонала, или использовать эти деньги как-то иначе. Что касается обучения персонала, то, значение его очень велико. Однако проводить полный курс обучения до того как персонал попробует на практике, что такое включение, не стоит. Определенная часть курса должна быть перенесена на столько времени, сколько требуется педагогам, чтобы, столкнувшись с конкретными трудностями, точнее определить, чему необходимо поучиться.
  
Работа в инклюзивном пространстве предъявляет очень высокие требования к личности педагога:
Нужно осознанно воспринимать происходящее,
Быть очень ответственным,
Нужно обладать знаниями из смежных специальностей,
Нужно быть всегда готовым обсуждать проблемы,
Обладать навыками разрешения конфликтов, которые возникают неизбежно, ведь участники процесса слишком разные,
Быть  терпеливым, гибким, адаптивным, инициативным и креативным,
В своих образовательных программах педагоги  дифференцируют разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные). Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.
В тех случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, педагог  самостоятельно определяет индивидуальную программу обучения.
Педагог выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное содержание заданий, используя различные пособия, технические средства для достижения целей.
Можно сделать вывод: При создании инклюзивного образовательного  пространства важно и необходимо придерживаться         следующих принципов:
индивидуального подхода
вариативной развивающей среды.
вариативной методической базы обучения и воспитания.
модульной организации образовательных программ.
самостоятельной активности ребенка.
оценивать собственный прогресс ребенка, сравнивать знания и умения ребенка не относительно некой усредненной нормы, а оценивать его собственные усилия;
семейно-ориентированного сопровождения.
Не менее важно
вести работу по совершенствованию материально-технической базы учреждения для создания условий инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
вести работу по специальному (коррекционному) обучению и повышению квалификации педагогов образовательных учреждений;
возможно, ввести дистанционную форму обучения для детей-инвалидов, обучающихся индивидуально на дому.
 
  
Тема 2.Рекомендации  учителям, педагогам дополнительного образования - информационно-методический материал
Некоторые учащиеся с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Закон не дает определения терминам "изменение способов подачи информации" и "модификация", но существует некое соглашение о том, что следует понимать под этими определениями. В контексте данной статьи под "изменением способов подачи информации" понимается предоставление учащимся с ограниченными возможностями особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.
   Изменение способов подачи информации и модификация не влияют на результаты, полученные в ходе тестирования. Например, незрячий ученик сдает тест, написанный по системе Брайля. Некоторым же учащимся на время выполнения задания необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков классе.
   Модификацию можно определить как некое изменение задания или теста, которое меняет стандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний учащегося с ограниченными возможностями. Примером модификации может служить частичное выполнение учащимся общеобразовательной программы.
   Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
   Далее представлены некоторые соображения по поводу коррективов в … образовательных программах, возможных изменений на уроке, в классе и в заданиях и возможных поведенческих ожиданиях, которые нужно принять во внимание при обучении детей с особыми образовательными потребностями.
Учебная программа: 
сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;
альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.);
четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся;
акцентирование внимания на задании (например, "Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь назвать три причины возникновения Гражданской войны");
предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).
Работа в группе
наличие индивидуальных правил для учащихся;
оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся;
поддержание тишины во время интенсивных занятий;
отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов);
обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ;
близость учеников к учителю;
использование кабины для индивидуальной работы;
наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг;
использование альтернативы кроссвордам;
сохранение достаточного пространства между партами.
Обучение и задания 
использование указаний как в устной, так и в письменной форме;
поэтапное разъяснение заданий;
последовательное выполнение заданий;
повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача;
близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности 
подготовка учащихся к перемене вида деятельности;
предоставление дополнительного времени для завершения задания;
предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
обеспечение помощи при передвижении.
Письменные задания
использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;
обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;
дополнение печатных материалов видео и диафильмами;
обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;
разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися;
Оценка знаний 
использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;
акцентирование внимания на хороших оценках;
разрешение переделать задание, с которым он не справился;
оценка переделанных работ;
использование системы оценок достижений учащихся.
Тесты 
устное объяснение заданий;
обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой секции теста);
обеспечение учащихся списком слов с определениями;
неограниченное время для выполнения теста;
проведение тестов в помещении без внешних раздражителей (например, в библиотеке);
чтение тестовых материалов учащимся и разрешение устных ответов;
разграничение тестов на секции по сходным проблемам;
использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа;
разрешение учащимся выбрать и выполнить индивидуальный проект в качестве альтернативы тесту;
сообщения о достижениях учащихся вместо оценки;
оценка правописания отдельно от содержания работы;
обеспечение напечатанными учебными материалами;
МУЗЫКА
использовать немые клавиатуры;
аудиозаписи, ; размещение малого количества нотного текста на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице);
использование малого количества заданий для получения оценки;
использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы;
предоставление детских музыкальных инструментов каждому учащемуся;
поэтапное представление проблемных заданий;
использование визуальных пособий (портретов композиторов, нотной записи).
Дополнительная информация
маркирование заданий в учебниках;
обеспечение обратной связи по каждому заданию;
использование «звучащих» и «незвучащих» жестов ;
обеспечение общего представления о долгосрочных заданиях, чтобы учащиеся знали, что от них требуется при выполнении этого задания;
ориентирование длительных по времени заданий на поэтапное выполнение, с ежедневной проверкой и частым оцениванием;
возможность представить выполненное задание в малой группе прежде чем выступить перед всем классом;
последовательное выполнение задания, начиная с самой легкой его части;
проецирование изображений;
использование вспомогательных вопросов при выполнении теста;
практика записи заданий в тетради;
использование стрелок (в листах с упражнениями, на доске) для обозначения связей между явлениями.
Поведение
организация учебного дня;
распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому;
обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать;
использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах;
использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши);
свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное; составление индивидуальных планов поведенческого вмешательства, позитивно ориентированный и учитывающий навыки и умения школьника;
предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом "безопасном месте", когда этого требуют обстоятельства;
разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями.
Тема3. 10 общих правил этикета
Эти правила используются работниками общественных служб США.Они составлены К.Мейер, Национальный Центр Доступности США.
Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку - даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.
Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.
Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь - переспросите.
Обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми. Называть людей по имени или «на ты» можно, только если вы хорошо знакомы.
Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске - то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы поняли, если на самом деле это не так.
Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.
Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
Люди, испытывающие трудности при передвижении
Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской - это трагедия. Это способ более свободного (если нет барьеров) передвижения. Есть люди, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п., но используют коляску для экономии сил и того, чтобы быстрее передвигаться. Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
   Если вам разрешили катить коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
   Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить.
   Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения. Если ваш офис, магазин или банк оборудован пандусом, не загораживайте его и не забывайте чистить на нем снег и колоть лед зимой.
   Если Вы готовите встречу, в которой участвуют люди, имеющие трудности в передвижении, побеспокойтесь о том, чтобы там, где есть барьеры (ступени, двери, пороги и пр.) были люди, готовые помочь. Позаботьтесь о том, чтобы человек, использующий коляску, мог дотянуться до нужных ему вещей.
   Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
Люди с плохим зрением и незрячие
   Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью незрячих людей всего около 10 %, остальные люди имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое прямое при хорошем периферическом. Все это можно выяснить и учитывать при общении.
   Всегда выясняйте, в каком виде человек хочет получить информацию: шрифт «по Брайлю», крупный шрифт (16-18), дискета, аудиокассета. Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть - это все равно лучше, чем ничего.
   Если Вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если Вас об этом не попросят.
   Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает человека от ответственности, обусловленной документом.
   Предлагая свою помощь при передвижении, направляйте человека, идите так, как Вы обычно ходите. Не нужно хватать незрячего человека за руку - она помогает ему сохранять равновесие.
Не обижайтесь, если Вашу помощь отклонили.
   Опишите коротко, где Вы находитесь. Например: «В центре зала, примерно в шести шагах от Вас, стоит стол». Или: «Слева от двери, как заходишь, - кофейный столик». Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п. Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.
   Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Учтите, однако, что не всем это нравится. Делитесь увиденным. "    Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте и не играйте с собакой-поводырем.
Не отнимайте и не стискивайте трость человека.
   Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он Вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
   Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если Вы хотите пожать руку, скажите об этом.
   Когда Вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте его руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если Вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть незрячего человека к предмету и брать его рукой этот предмет.
   За столом: если вы предлагаете незрячему человеку новое блюдо (или несколько закусок на одной тарелке), можно объяснить ему, что где находится, используя принцип циферблата. Например: «на 12 - кусок сыра, на 3 - салат, на 6 - хлеб».
   Когда Вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому Вы обращаетесь.
   Не заставляйте Вашего собеседника вещать в пустоту: если Вы перемещаетесь, предупредите его.
   Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
   Избегайте расплывчатых определений, описаний и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: «стакан находится где-то там на столе, это поблизости от вас ...». Старайтесь быть точным: «Стакан посередине стола», «Стул справа от вас».
   Пытайтесь передать словами то, что часто выражается мимикой и жестами - не забывайте, что привычный жест «там...» незрячий человек не поймет.
   Если Вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
   При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.
Люди с нарушением слуха
   Абсолютно неслышащих людей очень мало. Степень слышимости варьируется - часто люди слышат отдельные частоты, многие воспринимают определенный тембр. Слабый слух - это большая проблема для общения, но найти способы эффективного общения можно.
   Начиная разговор, привлеките внимание своего собеседника. Если его слух позволяет, назовите его по имени, если нет - слегка положите ему руку на плечо или похлопайте - но не резко.
   Если вам нужно привлечь внимание группы слабослышащих людей, включите и выключите свет, выдерживая паузу. Однако быстрое мигание света будет ассоциироваться с опасностью.
   Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если Вы не знаете, какой предпочесть, спросите.
   Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
   Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите немного более громко и четко, подбирая подходящий уровень.
   В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
   Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
   Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.
   Убедитесь, что Вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли Вас собеседник.
   Если Вы не поняли, попросите его повторить или записать то, что он хотел сказать. Но избегайте при этом даже намека на снисходительность.
   Если Вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
   Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Не говорите: «Ладно, это неважно...» Сообщения должны быть простыми.
   Не забывайте о среде, которая Вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.
   Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить...»
   Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
   Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если Ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните:
из десяти слов хорошо прочитываются только три;
нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов. Не пытайтесь преувеличенно четко произносить слова -это изменяет артикуляцию и создает дополнительные трудности.
нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
   Переводчик: необходимость в его участии зависит от от ситуации и людей, вовлеченных в общение. Участие переводчика позволяет:
Повысить качество общения и избежать непонимания; -
 Избежать недоразумений и недовольства при разговоре;
Экономить время;
Участники разговора более свободно и богато выражают свои мысли.
Несколько советов при работе с переводчиком:
Задача переводчика - облегчить общение. Обращайтесь при разговоре непосредственно к неслышащему собеседнику, а не к его переводчику. Не говорите: «Спроси его..», «Скажи ей...».
Следуя своей профессиональной этике, переводчик должен переводить все, в том числе не относящиеся к вашей беседе, например, комментарии и посторонние телефонные разговоры, и Вам не желательно просить переводчика не делать этого.
Люди с проблемами речи
   Трудности в речи могут быть самыми разными - слабый голос, затрудненная речь, афазия, при которой человек затрудняется в произношении отдельных слов. Главное, будьте терпеливы, разговаривая с человеком, имеющим такие проблемы.
   Не игнорируйте человека, которому трудно говорить.
   Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с таким собеседником займет у вас больше времени. Не перебивайте и не поправляйте собеседника. Если вы спешите, лучше, извинившись, договоритесь о другом, более свободном времени.
   Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.
   Не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека.
   Старайтесь задавать такие вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка. Не притворяйтесь, если не поняли, что Вам сказали. Повторите то, как Вы поняли, и реакция собеседника Вам поможет.
   Не стесняйтесь переспросить то, что не поняли. Если Вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
   Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
   Не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять Вас.
   Если у Вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли Ваш собеседник использовать другой способ - написать, напечатать. Предложите другие способы общения -можно использовать записки, компьютер, «голосовую машину».
Люди с задержкой в развитии
   Люди с задержкой в развитии обучаются новым навыкам и воспринимают новую информацию дольше, чем среднестатистические люди. Однако все это довольно условно и зависит от многих факторов, в частности воспитания, местных традиций. Очень часто «умственно отсталыми» ошибочно называют людей, которые имеют нарушения речи, слуха и не могут воспринимать информацию, как другие.
   Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу. Если вам нужно объяснить сложную вещь, «разбейте» ее на части.
   Избегайте словесных штампов и образных выражений, если вы не уверены в том, что Ваш собеседник с ними знаком. Избегайте сарказма и намеков.
   Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте Вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после объяснения. Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если Вас с первого раза не поняли.
   Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет опыт, как и любой взрослый человек. Обращайтесь с ним, как со взрослым и обсуждайте с ними то, о чем вы обычно говорите с другими людьми - последние новости, погода, планы на выходные дни и пр.
   Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
   Некоторые люди с задержкой в развитии стремятся угодить собеседнику и говорить то, что, как им кажется, от них хотят услышать. Поэтому, чтобы добиться достоверной информации, задавайте вопросы на интересующую вас тему несколько раз, несколько перефразируя их.
Люди с проблемами в обучении
   Такая форма инвалидности скрыта. Люди, имеющие такие проблемы, испытывают трудности с запоминанием и извлечением из памяти информации, но не с самим мыслительным процессом. Довольно часто такие люди имеют очень высокий уровень интеллекта. Нарушения памяти встречаются довольно часто и очень разнообразны. С ними связаны функциональные ограничения слуха, речи, академических способностей, внимания, организованности, координации, восприятия и интеграции информации, гибкости мышления и пр. Соответственно, люди, проявляют различные признаки, связанные с нарушением памяти:
Проблемы с восприятием текста (дизлексия);
Неспособность к ручному труду,
Неспособность воспринимать информацию на слух (или зрительно);
Прямолинейное, не гибкое восприятие.
   Когда Вы понимаете, что человек не воспринимает информацию в каком-то виде, предложите другой (если человек не может читать, объясните ему на словах, если не воспринимает на слух - запишите и т.д.). Если затрудняетесь - спросите. Будьте честным со своим собеседником.
Люди с психиатрическими проблемами
   Психические нарушения - не то же самое, что задержка в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них может быть свой особый, изменчивый взгляд на мир.
   Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
   Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности. Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если Вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.
   Неверно, что люди с психическими нарушениями всегда принимают или должны принимать лекарства.
   Неверно, что люди с психическими нарушениями не могут подписывать документы или давать согласие на лечение. Они, как правило, признаются дееспособными.
   Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
   Неверно, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют определенных навыков и способностей.
   Не думайте, что люди с психическими нарушениями не знают, что для них хорошо, а что -плохо.
   Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен или начинает испытывать стресс, спросите его спокойно, что Вы можете сделать, чтобы помочь ему. Возможно, нужно будет связаться с кет-то из его близких.
   Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения.
Люди с гиперкинезами (спастикой)
   Гиперкинезы - непроизвольные движения тела или конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП) и могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.
   Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует явно обращать свое внимание на его движения.
   При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения Вашего собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное.
   Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.
   Перед тем, как сесть за стол с человеком, который не может управлять своими руками, поинтересуйтесь, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или, наоборот, мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и так далее.
   Если в магазине человек, который не может управлять руками, попросил Вас достать его кошелек и расплатиться или положить покупки ему в сумку, не бойтесь выполнить эту просьбу. При этом не нужно расплачиваться за него. То же самое, если Вас попросили набрать телефонный номер - при этом совершенно необязательно вставлять в аппарат свою телефонную карту.
   При входе в автобус (троллейбус, трамвай), прежде чем предложить свою помощь, спросите, нужна ли она - некоторым помощь посторонних только мешает.
   Не бойтесь противоречить человеку с гиперкинезами, боясь его разволновать. Позиция «только не волнуйся», «ладно», приведет к потере времени и нервов. Спокойно излагайте свои аргументы, даже если видите, что Ваш собеседник нервничает.
Люди маленького роста
   Существует около 200 причин, которые приводят к нарушениям роста человека Очень часто людей маленького роста недооценивают, воспринимая, как детей.
   Убедитесь, что человек может достать необходимые предметы и использовать оборудование, например, телефон и т.д.
   Разговаривая с человеком маленького роста, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши лица были на одном уровне - можно сесть на стул, на корточки, наклониться.
ВИЧ-инфицированные люди
   У людей, имеющих СПИД, поражена иммунная система, поэтому их организму труднее бороться с инфекциями.
   Не бойтесь заразиться СПИДом от прикосновения. Поэтому вы вполне можете подать руку вич-инфицированному человеку.
   Вич-инфицированньй человек может очень легко подхватить любую инфекцию, поэтому если вы чувствуете, что заболеваете, не подвергайте его риску. Поэтому Вы должны обязательно предупредить об этом.
   Если вы относитесь к вич-инфицированному человеку без предрассудков, дайте ему понять, что вы принимаете и цените его.
Список литературы:
С. Керне «Интеграция в общество людей с особыми потребностями» Доклад, представленный на Первой московской международной конференции по проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными и нарушениями 1995, Москва
Ш. Рамон «Социальная эксклюзия и социальная инклюзия», Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003
Т. Бут «Политика включения и исключения в Англии: В чьих руках сосредоточен контроль?» Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003
http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/doc4.doc
http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/index.php
http://beregitedetei.ru/new_project/inkluz_planir
http://www.1540.ort.ru/integration/teachers/pirart2.php
http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/art9.php