Тема: Технология модульного интерактивного обучения в дополнительном образовании.


Процесс становления своей национальной модели образования в Казахстане сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект -субъектная педагогика Я.А.Коменского, И.Гербарта заменяется иной, обращённой к ребёнку как к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях  важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности учителя и ученика.
Законом  «Об образовании» Республики Казахстан утверждён принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий педагогам образовательных учреждений использовать наиболее оптимальный, на их взгляд, вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели, включая и авторские.
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования.
Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка. Поэтому возникает необходимость предпринять попытки найти конкретные способы деятельности, выработать те методы обучения и воспитания, которые бы обеспечили эффективность учебно-воспитательного процесса.
В узком смысле слова педагогическая технология - это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей («технологическая цепочка»). Так, в виде «технологической цепочки» можно представить систему деятельности педагога как алгоритм последовательных действий при подготовке и проведении урока или различных форм воспитательной работы. В общем виде - это изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса, постановка диагностичных целей и задач, определение перспективы, предвидение результатов, планирование деятельности, решение задач, организаторская деятельность, коррекция на основе диагностики, разработка программы последующих действий. Следовательно, развитие педагогических технологии связано с новым, более качественным уровнем деятельности педагога-воспитателя, в частности, с повышением уровня его технологичности, искусства обучения и воспитания.
Модульная технология известна с 1972 года. В те времена она называлась “модульная система”, что не противоречит сути, так как система обучения – это упорядоченный набор элементов, а также связей и зависимостей между ними. Главный элемент здесь – единство. Технология – тоже единство, но действующее в определенной последовательности элементов. После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 г. в Токио, обсуждавшей проблемы просвещения взрослых, модульная система была рекомендована как наиболее пригодная для непрерывного обучения. Затем ценность этой системы (технологии) определена не только для взрослых, но и для молодежи.
Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ученика.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с  различными документами и   источниками информации, используются индивидуальные и групповые творческие работы. В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них – “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”.
Переходя к рассмотрению структуры модуля, необходимо сказать о том, что я изучала данную тему, основываясь на педагогическом опыте М.М. Жанпеисовой.
Технология модульного обучения, автором которой является кандидат педагогических наук М.М. Жанпеисова, оказалась одной из самых адаптированных к нашей системе образования, доступной к применению учителями всех предметов, а самое главное, воспринимаемой учениками, ибо она в большей степени предполагает уважение личности детей, развитие осознанного обучения.
Учебный модуль, как воспроизводимый учебный цикл, имеет конструкцию, состоящую из  трёх структурных частей: вводной, диалогической и итоговой.
Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов. Это зависит от часов, отведённых по учебной программе на тему, блок тем, раздел. Наиболее оптимальным является учебный модуль, состоящий из 7-12 часов. Однако, в зависимости от предмета допускается колебания от 4 до 22 часов.
Особенность учебного модуля состоит в том, что на вводную часть при любом количестве часов отводится 1-2 урока. Итоговую часть 2-3 урока. Всё оставшееся время (от 3 до 17 часов) отводится на диалогическую часть.
Используя концептуальные основы модульного интерактивного обучения М. М. Жанпеисовой, мною был разработан модуль по одной из тем программы.
Тема: «Основы семеноводства».
10 часов.
Структура модуля Кол-во часов Форма и содержание занятий
Вводная часть 2. Знакомство со структурой модуля.
Определение целей и задач, стоящих пред каждым юннатом.
Вводная лекция педагога (с использованием печатных таблиц и наглядных пособий).
Изучение опорной схемы юннатами с пояснением педагога.
Закрепление.
Диалогическая часть 2 Учебно-групповая игра «Симпозиум».
Тема: «Строение семян овощей, на примере семени томатов и перца».
2 Индивидуально-парная форма работы.
Тема: «Отбор плодов томатов и перца на семена».
Итоговая часть 2 Практическая работа «Отмывка семян томатов».
2 Практическая работа «Очистка семян перца».
Методика проведения:
Вводная часть.
1 занятие. Знакомство со структурой модуля.
Цель: рассмотреть основные понятия модуля.
Семена овощей
Строение семян овощей, на примере семени томатов и перца. Признаки созревания овощей, используемых для получения семян. Правила сбора и хранения овощей, используемых для получения семян. Отмывка семян томатов.
Очистка семян перца.
Диалогическая часть.
2 занятие. Учебно – групповая игра «Симпозиум».
Тема: «Строение семян овощей, на примере семени томатов и перца».
Цель: изучить особенности строения семян двудольных растений.
Девиз урока: «Жизнь учит тех, кто ее изучает».
А теперь представьте, что вы уже окончили школу, получили высшее образование, вас приняли на работу в исследовательский институт.
И так, в вашем исследовательском институте на повестке дня стоит вопрос: особенности строение семян овощных растений.
Группа юннатов делится на 3 группы – это 3 исследовательских лаборатории:
1. Лаборатория по изучению семян двудольных растений;
2. Лаборатория по изучению особенностей семян томатов;
3. Лаборатория по изучению особенностей семян перца.
Каждая группа должна выбрать своего капитана, который определить какой проблемой будет заниматься данная группа.
Задание для 1 лаборатории:
Строение семени двудольного растения на примере строения семени фасоли.
Представители класса двудольные.
Сравнение семян однодольных и двудольных растений.
Задание для 2 лаборатории.
Общая характеристика семейства пасленовые.
Особенности строения семян томатов.
Витамины, содержащиеся в томатах.
Задание для 3 лаборатории
Строение семени перца.
Витамины, содержащиеся в перце.
Главные представители семейства пасленовые.
4 занятие. Практическая работа: «Отмывка семян томатов».
Цель: научиться получать семена томатов;
Инструктивная карточка.
Техника безопасности.
Выбор плодов для семенного материала.
Подготовка к выпусканию семян (выбор места, посуды).
Мытье томатов.
Выпускание семян.
Сушка семян.
Сортировка семян.
Фасовка и подпись бумажных пакетов для семян.
Уборка рабочего места.
5 занятие. Практическая работа: «Отмывка семян перца».
Цель: научиться получать семена перцев;
Инструктивная карточка.
Техника безопасности.
Выбор плодов для семенного материала.
Подготовка к выпусканию семян (выбор места, посуды).
Мытье томатов.
Выпускание семян.
Сушка семян.
Сортировка семян.
Фасовка и подпись бумажных пакетов для семян.
Уборка рабочего места.