Сенина Галина Владимировна. Методическая разработка занятия по музыке в дополнительном образовании, проведённого 1 марта 2016 года. Тема занятия: «Колыбельная песня».


Сенина Галина Владимировна.
Методическая разработка занятия по музыке в дополнительном образовании, проведённого 1 марта 2016 года.
Тема занятия: «Колыбельная песня».
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель: познакомить с малым жанром музыкального детского фольклора
Задачи:
образовательная: усвоение жанра колыбельных песен, дать образное представление об истоках колыбельной песни;
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, вокально-хоровых навыков ассоциативного мышления.
воспитательная: воспитание доброты и любви к музыке. приобщать к традициям народной культуры; учить видеть красоту и многообразие слова.
Оборудование: Баян, магнитофон, проектор, экран, ноутбук.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Здравствуйте, ребята. Сейчас я вам прочту стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картину.
Слайд №1. «Спальня».
ТЕПЛАЯ КРОВАТКА СПИТСЯ В НЕЙ ТАК СЛАДКО
ОБНИМИ ПОДУШКУ, УЛОЖИ ИГРУШКУ.
И ПОСЛУШАЙ НЕЖНО ПЕСЕНКУ МОЮ. БАЮ, БАЮ, БАЮШКИ, БАЮШКИ-БАЮ.
– Какую картину вы представили, слушая эти строки?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?
- Какова тема его?
- Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.
(Исполняется учителем колыбельная песня про котика)
- Подтвердилось ли ваше предположение?
- Что вы сейчас прослушали?
- Это колыбельная песня.
- Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?
(Пелась нежно, тихо, ласково, слова баю-баю)
– Кто обычно исполняет колыбельные? Когда и зачем? Как их поют? (Мама).
– Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок.
История колыбельных песен.
Слайд №2. «Колыбель»
- Колыбельные песни передаются из поколения в поколение, просто каждая мама поет по-своему, что-то изменяя, дополняя. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы. Давно, очень давно родились колыбельные песни. Представьте себе старинную обстановку крестьянской избы, никакого в ней убранства: печь посреди дома, стол, лавки. На печи горшки глиняные, в которых щи да каша готовились хозяюшкой. (накинуть платок Целый день она по хозяйству управляется, присесть времени нет, а тут ещё малыш неугомонный плачет. Положит она его в колыбельку, время от времени качает да свои дела делает. Качает, качает и убаюкает. Долго спит он, сладко.
- Как вы думаете, почему колыбельную песню так называют?
- Подберите слова к слову «колыбель»
Слайд №3 Люлька,качалка.
-Смотрите, к нам в гости идёт нянюшка.
Выход Нянюшки- старушки под музыку.
Здравствуйте, детушки!
- Послушайте сказку!
«Жили-были Иван да Марья. Было у них 11 детей. Шесть дочек, пять сыновей. И чтобы прокормить, да одеть, родителям приходилось на работу ходить. Старшие по хозяйству помогали, а за младшенькими нянюшка приглядывала.
Вот однажды ушли родители на работу, а нянюшка заболела. Делать нечего, надо старшенькой, Машеньке, за младшими приглядывать. Потешками развлекать, да колыбельными убаюкивать. Стала Машенька вспоминать, как её мама в детстве баюкала, да ни одной песенки что-то и не припомнит. Сидела Машенька, думала-думала, пригорюнилась – не слушаются её братики-сестренки. Решила она меня на помощь позвать. Жила я тогда по соседству. Не могла я Машеньке отказать. Научила её деток забавлять, спать их укладывать. Вот я вижу, и тут красны девицы сидят. Садитесь-ка на лавки, я вам покажу, как я Машеньку учила.
Покажу, как дело было, заодно и вас научу.
Физкультминутка: «Всем нам пели колыбели», с танцевально- игровыми движениями.
- А вот так выглядела Няня.
Слайд№4. «Нянюшка».
- У вас на партах есть карточки с картинками колыбельных песен, внимательно посмотрите на них.
- О чем они говорят ?
Слайд №5. «Сны».
Баю – баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И утащит во лесок. Под ракитовый кусток

Ой, баю, баю, баю,
Живёт котик на краю.
Он ни беден, ни богат,
У него много ребят,
У него трое ребят,
Все по лавочкам сидят,
Все по лавочкам сидят,
Кашу масляну едят.
Байки-побайки,
Прискакали зайки.
Стали в скрипочку играть
И сыночка забавлять.
Стали люльку качать,
Стал сыночек засыпать.
- К кому и зачем обращается мама в колыбельной песне? (к разным животным: зайкам, котику, чтобы защитили от невзгод её малыша, пока он спит).
- Какие слова обязательны в такой песне?
- баю, баюшки, ласкательные: сыночек, скрипочка, лавочки, котик, волчок, кусток.
- Какие чувства помогают матери передать своему дитя такие выразительные средства?
-любовь, заботу, ласку, нежность.
- Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней.
Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует.
- Каким тоном и какой интонацией должна исполнятся
колыбельная, чтобы передать чувства доброй ласковой матери?
- нежно, спокойно, неторопливо и выразительно.
- Думаю, вот теперь деточки, вы уже готовы помочь Машеньке спеть колыбельную песню для младших сестрёнок-братишек.
Но для того, чтобы пение наше получилось красивым, нужно правильно сидеть и научиться правильно дышать. Потому перед началом убаюкивания распевка:
Дыхательное упражнение «свеча», «аромат розы»
Распевка о-о-о-о-о-о-о Звук поется на одной ноте, монотонно, слитно.
3. Распевка «Ли-ли-я, бе-е-ла-а-я»
- Думаю, теперь за дело. Вот малец, который плачет.
Магнитофонная запись детского плача.
Успокоим мальца, убаюкаем.
Вручается кукла, дети по очереди исполняют колыбельные:
Баю – баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок,
Отнесёт за кустик
И назад не пустит.
А баю, баю, баю,
Не ложися на краю.
Придёт к тебе бирючок,
И ухватит за бочок,
За бочок за правенький,
Мой сынок кудрявенький.
- Спасибо вам, ребятушки, приглядели вы за дитяткой, убаюкали. Спит он теперь сладко. Хорошими помощниками будете своим мамам и бабушкам воспитывать малышей. И колыбельные выучили.

Подведение итогов . Рефлексия.
-Что вы узнали сегодня на уроке?
-Кому из вас мама или бабушка пела колыбельную на ночь?
– Ребята мне очень хотелось, чтобы колыбельные песни не переставали звучать. И, когда вы вырастите, станете взрослыми, может быть в трудную минуту, когда вы вспомните о своей маленькой родине, где мама пела вам колыбельную песню. Пусть колыбельная поэзия всегда возвращает вас к порогу. До свидания, ребята!
Нянюшка уходит под музыку прощаясь с детьми.
Наше занятие подходит к концу, теперь вы знаете назначение колыбельных песен, когда их поют, для чего их поют. А после волшебной ночи всегда наступает радостное утро. Пора показать своё настроение пройденного с помощью ноток. Подойдите к столу и выберите своё настроение.