Формирование временных представлений у дошкольников с ОНР


Коррекционные технологии формирования временных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
Речь играет огромную роль в жизни человека. Она служит средством общения с другими людьми, благодаря речи у человека развивается механизм мышления, а так же человек приобретает благодаря речи новые знания, умения и навыки.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при сохранном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
Наиболее тяжёлым нарушением речи в современной логопедической практике является общее недоразвитие речи. Это нарушение впервые было установлено Р.Е.Левиной и определено как сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Структура речевого дефекта при общем недоразвитии речи включает как речевую, так и неречевую симптоматику. Особое внимание следует уделять коррекции неречевой симптоматике, т. к. для овладения речевой системой языка необходим достаточный уровень сформированности психологической базы речи. Одним из психических процессов, входящих в психологическую базу речи, является восприятие. У Детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности в развитии слухового и зрительного восприятия, что приводит к трудностям в формировании умений ориентироваться во времени.
Временные представления — это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Когда мы говорим о временных представлениях, мы имеем в виду смену времени суток, днях недели, времен года и других регулярно повторяющихся явлений.
Формирование временных представлений тесно связано с познанием ребенком окружающих его явлений природы и жизни человека. С момента рождения ориентировка во времени происходит посредством чередования биологических ритмов жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.), которые регулируются окружающей средой. Это способствует развитию речи, поэтому разработка новых подходов к формированию временных представлений в современной логопедии является одной из актуальных проблем. Представления ребенка о времени исследовались в работах как зарубежных, так и отечественных психологов и педагогов (Выготский Л.С., Катаева А.А., Луцковская С.Д., Рихтерман Т.Д., Элькин Д.Г. и др.).
Для выявления проблем в формировании временных представлений нами было проведено диагностическое обследование. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5 лет с логопедическим заключением: «Общее недоразвитие речи (III) уровень». Для обследования нами был разработан диагностический комплекс. Основная цель диагностического комплекса - выявление уровня сформированности временных представлений детей 5 лет с логопедическим заключением – общее недоразвитие речи (III) уровень. Он включает в себя 4 блока, 12 заданий. Целью I блока является обследование уровня сформированности представлений о частях суток. Цель II блока - обследование уровня сформированности представлений о днях недели. Задания III блока направлены на обследование уровня сформированности представлений о месяцах. Цель IV блока - обследование уровня сформированности представлений о временах года. Выполнение задания оценивалось по 3-х бальной шкале.
Проанализировав результаты исследования, и произведя необходимые расчёты, мы определили у детей уровень сформированности временных представлений.
Количественный анализ результатов показал, что 6 детей имеют средний уровень сформированности временных представлений, это составляет 70%. У 4 (40%) детей был выявлен низкий уровень сформированности временных представлений. Высокий уровень развития представлений о времени у детей экспериментальной группы не выявлен.
В ходе качественного анализа результатов диагностического обследования детей было выявлено, что наибольшие трудности у детей вызывали задания на исследование представлений о частях суток, днях недели и месяцев. Все дети испытывали затруднения в определении порядка и последовательности регулярно повторяющихся явлений.
Таким образом, проведённое нами обследование позволяет сделать вывод, что уровень сформированности временных представлений не соответствует возрастной норме. В связи с этим мы поставили перед собой цель подобрать специальные технологии для формирования умения ориентироваться во времени.
Работа по формированию умения ориентироваться во времени у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи может осуществляеться в нескольких направлениях:
В ходе занятий по ознакомлению с окружающим миром;
В процессе соблюдения режимных моментов;
А так же в процессе совместной деятельности: на прогулках, во время беседы, чтения и т. д.
Для формирования временных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи используются различные дидактические и речевые игры.