Коррекционное занятие для учащихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями Тема. Развитие и коррекция временных представлений.

ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат»
Фёдорова Марина Ивановна, учитель-дефектолог
Коррекционное занятие для учащихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями
Тема. Развитие и коррекция временных представлений.
Цель: формировать у учащихся представления о мерах времени.
Задачи: развивать временные представления (время года: зима, её признаки; понятия «вчера, сегодня, завтра»; сутки: ночь, утро, день, вечер)
развивать пространственную ориентировку, координацию движений; мыслительные операции, образное мышление; тонкую моторику; речь;
воспитывать прилежание, интерес к занятиям. Оборудование: Предметные картинки: поезд с вагонами. (на каждом вагоне - слова: зима, вчера, сегодня, завтра, утро, день, вечер, ночь) Сюжетные картинки: времена года. (в разных местах кабинета) Мозаика суточных часов, картинки «ночь, утро, день, вечер», мяч, суточные часы (модель с двигающейся стрелкой).

Ход занятия
Орг. момент. - Ребята, давайте вначале занятия мы поздороваемся. Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание век). Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (Растирание мочек ушей пальчиками). Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (Хлопки руками). Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Потопать ногами). Доброе утро, солнышко! Мы проснулись! (Улыбнуться и протянуть руки к солнышку). - Молодцы ребята, все проснулись и я вижу, что вы готовы к занятию.
Основная часть занятия. 1) Объявление темы и задач занятия. - Сегодня мы будем с вами отгадывать загадки, рисовать, играть и повторять меры времени.
2) Задание «графический рисунок»: поставьте карандаш на исходную точку. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Одну клетку вверх. Одну клетку вправо. Одну клетку вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Две клетки вправо. Четыре клетки вниз. Пять клеток влево. Кто догадался, что получилось?
- Чего не хватает у нашего паровозика? Дорисуйте.
На доске выставляется паровозик с вагонами.
- В каждом вагоне поедет слово, которое обозначает время. Хотите узнать, что это за слова? Сейчас вы угадаете первое слово.
В ходе проведения урока учитель открывает слова на каждом вагоне. (зима, вчера, сегодня, завтра, утро, день, вечер, ночь)

3) Физкультминутка.
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук. Наши ушки слышат стук.
возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза

Вот ладошечки шуршат,
потирание ладоней друг о друга

Наши пальчики трещат. 
потирание кулачков друг о друга

Сядем мы на самолет
И отправимся в полет.
руки вытянуты в стороны, ладони напряжены

Мы теперь на корабле, Нас качает на волне.
ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз

Едет поезд,
Колеса стучат.
ребром ладони двигаем по коленям кулачки стучат по коленям

В поезде много веселых ребят.
подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол


4) Повторение нумерации чисел. Коррекция знаний о признаках зимы.
- На партах у вас лежат карточки с числами. Расставьте их по порядку от меньшего к большему. (12, 13, 14, 15)
- Назовите изображенные предметы, выделите 1 звук в каждом слове, обозначьте его буквой. Буквы запишите ниже ручкой на карточках. (Зонт, игла, мак, автобус
·)
- Составьте слово из букв. Какое слово получилось? (Зима) мороз, снег.
Дети читают слова. Найдите название времени года. (зима)
- Среди сюжетных картинок найдите картинки с изображением зимы. Принесите их и прикрепите на доске. (Дети находят)
- Назовите признаки зимы. (Дети называют) Назовите зимние месяцы.
5) Коррекция представлений «Вчера-сегодня-завтра» (развитие наглядно-образного мышления)
- В какие игры любят играть дети зимой? (играть в снежки, лепить снеговика, строить крепости, кататься на санках, лыжах, коньках).
Что мы делали вчера? Вчера мы играли в снежки.
Что мы делаем сегодня? Сегодня мы играем в снежки.
Что мы будем делать завтра? Завтра мы будем играть в снежки.

6) Игра с мячом.
- Сейчас мы будем играть с мячом. Когда я кину вам мяч, то скажу, что я делаю сейчас. Вы не просто вернёте мне мяч, а скажете, что вы делали вчера.
Учитель: Я леплю снеговика. Что ты делал вчера?
Ученик: Вчера я лепил снеговика.
Учитель: Я катаюсь на санках. Что ты делал вчера?
Ученик: Вчера я катался на санках.
Учитель: Я строю крепость. Что ты делал вчера?
Ученик: Вчера я строил крепость.
Учитель: Я катаюсь на коньках. Что ты делал вчера?
Ученик: Вчера я катался на коньках.
И т.д. Что мы будем делать? Завтра мы будем кататься на санках.

7) Коррекция понятий «Утро, день, вечер, ночь»
- Посмотрите, картинки перепутались! Посмотрите, что изображено на картинках, прочитайте подписи. Давайте поставим карточки по порядку.
Индивидуальная работа. (Дети собирают мозаику суточных часов: картинки «ночь, утро, день, вечер»)
Проверка: если вы все правильно выполнили, то сможете отгадать мои загадки. (Загадываю загадки, и по мере отгадывания вывешиваю на доску карточки: утро, день, вечер, ночь). 1.     Солнце яркое встает  Петушок в саду поет Наши дети просыпаются В школу собираются.   (Утро)
2. Солнце в небе  Ярко светит На прогулку мы идем Песни весело поем!     (День) 3.   Солнышко лучистое Село за дома, Мы пришли с прогулки Ужинать пора!      (Вечер)
4.  В небе звездочки горят В речке струйки говорят К нам в окно луна глядит Нашим деткам спать велит.     (Ночь)
Упражнение «Пантомимика».
-Давайте вспомним, что мы делаем утром. Покажет движениями и угадаем. (Один ученик показывает, другой озвучивает, и наоборот)
Дети собирают по порядку часы.
Игра с суточными часами.
Я буду показывать картинки, а вы стрелкой показывать, когда это происходит.
(Дети показывают стрелкой нужное слово и озвучивают: составляют предложения)

Итог занятия.
- Чем мы занимались на занятии? - Молодцы ребята, вы все сегодня активно работали на занятии.