Конспект внеклассного мероприятия по литературе Олимпийские игры

ТЕМА внеклассного мероприятия: «Олимпийские игры». Цель: 1) расширить знания по предмету; активизировать учащихся, побудить к чтению, проверить знания, развить творческие способности; 2) формировать интерес к предмету; работать над развитием речи (умение давать чёткий, логически поставленный ответ; умение толковать устойчивые выражения, взятые из мифов). 3) способствовать убеждению, что знающий ученик – образованный человек, расширяющий свои знания через самостоятельную работу с разными источниками. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, интернет-ресурсы. Расположение учащихся: середина класса освобождена для жюри, для работы команд:
в разных местах класса работают художники, команды расположены друг напротив друга. 1. Организационный момент.
Мифы Древней Греции – тема сегодняшнего урока-путешествия. На пути нам встретятся трудности, и только ребята, знающие античную мифологию, достигнут намеченной цели- горы Олимпа, где правит Зевс в окружении богов.
Нет другой звезды благороднее солнца – звезды,
дающей столько тепла и блеска в пустыне неба.
Так и мы прославляем те,
что всех игр благородней, - Олимпийские игры.
На юге Греции, в области Элида, была расположена Олимпия. Многочисленные храмы, алтари, дома жрецов, помещения для упражнения атлетов – вот и все постройки Олимпии.


Одна из славных достопримечательностей Олимпийских игр – статуя Зевса 14 метров вышиной. Зевс изображен сидящим на троне из кедрового дерева, украшенного драгоценными камнями и резьбой. Голова увенчана золотым венком, на его руке стоит статуя Ники – богини Победы.
Будем считать, что статуя Зевса принесет нам сегодня удачу.
Желаю удачи и попутного ветра..
Жюри из состава учителей.

В первый день Олимпийских игр проходят состязания в беге.
ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД:
КОМАНДА №1: «АТЛАНТЫ»
КОМАНДА №2: «ТИТАНЫ

2. КОНКУРС: «Разминка» (14 вопросов: поочередно задаю вопросы командам).
-Кто такой Минотавр?
- Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (Поэмы Гомера, Гесиода).
- Назовите остров, на котором жил Зевс.
- Какая богиня вышла из пены морской?
- Назовите бога сна, которому не могут противиться ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс.
-Что означает слово миф?
- Что такое драма?
-Сколько подвигов совершил Геракл?
-- Кто из богов приказал приковать Прометея к скале?
- Как называется гора, на которой жили боги?
- В каких горах был прикован Прометей?
-Назовите имя слепого странствующего певца, автора поэм «Илиада»и «Одиссея».
- Кого называли « отцом» греческой трагедии?
- Назовите имя виновника гибели Трои. Он вырос среди пастухов.
- Назовите имя сына Земли, который преградил путь Гераклу через пустыню?
- Что такое эпопея?

Лучшие допускаются во второй день к пятиборью: бег, борьба, метание диска и копья, прыжки
ЗАДАНИЕ ХУДОЖНИКАМ: выберите конверт с заданием, для работы отводится 20 минут.

Тур первый: Прыжки в длину « ПУТАНИЦА СЛОВ»
2 команды по 6 человек, каждый ученик получает лист с зашифрованным именем одного из греческих богов. Нужно расшифровать и правильно написать имя. - ИРАМЕДАТ
Артемида богиня лесов, охоты
-РЕМАДТЕ
Деметра богиня земледелия
-ЛАНОЛОП
Аполлон бог света, науки, искусства
-НОИДИС
Дионис бог покровитель виноделия, веселья
-ТИФОРАДА
Афродита богиня любви, красоты
-ИФЕМИАД
Фемида справедливость, правосудие
-ИКНА
Ника победа
-ФОМРЕЙ
Морфей покровитель сна
- СЕРМЕГ
Гермес покровитель спутников душ умерших
-АНФИА
Афина мудрость, наука
-ЕМРОГ
Гомер древнегреческий поэт
-ДОТОРЕГ
Геродот отец истории

Тур второй: Метание копья «Боги и герои мифов»
На ответ прыгуну дается 30 секунд
Кому из трех богинь Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? Афродите.
Какая война началась, по преданию, из-за слова «прекраснейшая»?
Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне?
Назовите героя греческой мифологии, занимающегося самой бесплодной работой.
Как называлась пища греческих богов, дающая им вечную юность и бессмертие?
Геракл – герой греческой мифологии. Какое имя дали ему римляне?
Кто из богов был отцом Геракла?
Кто все время пытался погубить Геракла?
Как Гера пыталась убить Геракла в младенчестве?
Что означает имя Геракл?
Назовите самую известную вершину Древней Греции
Назовите музыкальные инструменты Древней Греции?
Назовите братьев Зевса,как они разделили господство?
У статуи олимпийского Зевса Богиня Победы в правой руке. Как ее имя?
Перечислите муз Древней Греции.
Кто из богов Олимпа был уродлив?
Кто из героев подарил людям огонь?

КОНКУРС: «Узнай героя»:
Звучит  музыка из кинофильма "Аргонавты»
- Кстати, откуда эта музыка? Кто это спешит к нам?
- Мы, древнегреческие боги. 
Представление богов.
(ЗЕВС) Я сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветра и дожди, молнии и гром – все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой – и поражу клятвопреступника пламенной стрелой. Узнали ли вы меня, младые отроки? (Ответы учащихся)
(Посейдон) Ударю я трезубцем – и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли , как пушинки. Отложу свой трезубец – и утихают волны, спокойна гладь морская, и я на колеснице запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в свой дворец, где живу со своей женой Амфитритой.
(Афродита) Из белоснежной пены морской родилась я, богиня любви и красоты. Я росла близ островов Киферы и Кипра. Куда не ступаю, всюду благоухают цветы. Дикие звери – следуют за мной. Как ручные. Я добра и нежна со всеми кроме, тех, кто любит самого себя.
(Гера) Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой Зевса. У меня есть любимая птица-павлин. Хохолок из перьев на голове птицы показывает, что она принадлежит к свите царице богов.
Жюри подсчитывает очки.

Тур третий: Прыжки в длину «Мифические животные»
Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов.
Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Оно сидело на горе неподалеку от города и задавало людям загадку: не умевшего ответить на эту загадку чудовище насмерть душило в объятьях
Полубык-получеловек
Крылатый конь, символ поэтического вдохновения
Полуптицы-полуженщины с божественным голосом
Чудовище с несколькими головами

Тур четвертый: Метание диска. «Фразеологические обороты»

Работа с болельщиками
Панический страх – сильный страх, безотчетный ужас.
Олимпийское спокойствие – величавое, невозмутимое спокойствие.
Гомерический смех (хохот) – безудержный необычайной силы смех.


ВОПРОСЫ ДЛЯ КОМАНД:
Узнайте фразеологизм по рисунку.
Муки Тантала.
Ахиллесова пята.
Сизифов труд.
Яблоко раздора.

Тур пятый: Борьба. Греко-римские боги

Соотнесите имена греческих богов с римскими:
Зевс-Юпитер.
Гера-Юнона.
Афродита-Венера.
Артемида-Диана.
Афина-Минерва.
Гефест-Вулкан.
Посейдон-Нептун.


Учитель:
Любимой дочерью Зевса была Афина Паллада, защитница городов, богиня мудрости и знания. Девушки Греции особо почитали её за покровительство во всех женских рукоделиях, включая кулинарное искусство. Но особенно искусна была Афина в умении ткать и прясть, никто из смертных и богинь не мог превзойти её в этом. Но царская дочь Арахна из города Колофона захотела стать выше Афины в этом искусстве. И Афина обратила её в паука и вечно ткёт её.
Конкурс:«Нить Арахны». От каждой команды по 1 участнице, они должны соперничать в искусстве рукоделия. Кто длиннее сплетёт нить из воздушных петель.
КОНКУРС: Состязание капитанов. Капитаны получают конверты с вопросами и готовят ответы. Вопросы капитанам: 1. команда: 1. Из чего произошёл мир? 2. Как зовут певцов, поющих мифы? 3. Как называется напиток богов? 4. В каком городе жил трусливый царь? 5. Сколько подвигов совершил Геракл?
2. команда: 1. Как называется бездна, полная тьмы? 2. На какой горе жили боги? 3. Пища богов – что это? 4. У какого царя служил Геракл? 5. Сколько лет служил Геракл у Эврисфея?
Капитаны готовят ответы.
Конкурс капитанов. Ведущий рассказывает о боге или богине Древней Греции. Какая команда быстрее догадается, о ком идёт речь, та и победила. 1 команда. - Ей прислуживала Ирида – богиня радуги. - Она богиня календарного года, её няньками были Времена Года. - Её атрибуты, наряду с кукушкой и гранатом, павлин – символ ревности, покрывало и диадема. - На своих изображениях она всегда с ног до головы укрыта одеждами, обнажены только часть – шеи и руки. - Она высокого роста, у неё роскошные волосы и большие широко раскрытые глаза, за что её прозвали волоокой - Она обладает гордым, упрямым и сварливым характером, очень ревнива, мстительна и жестока, но древнегреческое искусство придавало ей строгую и величественную красоту. - Она основательница и покровительница браков и семьи, хотя её собственная супружеская жизнь проходит в вечных ссорах и неладах (Гера) 2 команда. - Её могущество столь велико, что она царит над всем миром. Только Афина, Гестил и Артемида могут избежать её власти. - Ей посвящены мирт и яблоко – символы любви; мак и гранат – символы плодородия; ласточка – символ весны. Как морской богине ей посвящён дельфин. - По преданию, всюду, где бы она ни появлялась, под её ногами вырастали прекрасные цветы, стаями слетались птицы; звери ласкались к ней. - Она сделала волшебный облик людей более приятным, ввела украшения и заботу о внешности. - Она никогда не прикасается ни к какой работе. Богиня судьбы наделила её лишь одной обязанностью – творить любовь. Она родилась из морской пены. (Афродита)
ТАНЕЦ. МУЗЫКА «СИРТАКИ».
Жюри подводит итоги конкурсов.
«Шествие Аполлона». Известно, что Аполлон – покровитель муз и бог вдохновения. Его постоянные спутницы музы, их девять. Каллиопа – муза эпической поэзии; Эрато – муза любовных песен; Урания – муза астрономии; Полигимния – муза священных гимнов; Терпсихора – муза танцев; Клио – муза истории; Талия – муза комедии; Мельпомена – муза трагедии. Эвтерпа – муза лирики. Задание: Каждой из муз нужно вручить присущие ей атрибуты и взять атрибуты для себя, т.е. для Аполлона. Ответ: Аполлон – лук и стрелы, лавровый венок, кифара; Каллиопа – навощённые дощечки, острая палочка (стилос); Эрато – лира; Урания – глобус и мерило; Полигимния – (редко лавровый венок); задумчива, палец у губ; Терпсихора – лира, лавровый венок; Клио – свёрток пергамента; Мельпомена – трагическая маска; Талия – комическая маска; пастуший посох; Эвтерпа – флейта.  ГОВОРЯТ МУЗЫ:
Мельпомена:
- Нас было 9 сестер, и жили мы на горе Олимп вместе с другими богами, но очень любили бывать на горе Парнас в Дельфах и горе Геликон в Беотии.
Талия
- Нашими родителями были Зевс и Мнемосина, богиня воспоминаний.
Терпсихора
- Вообще же, слово «муза» означает «размышляющая», «мыслящая».
Мельпомена
- На горе Парнас нашим любимым местом был Кастальский источник, в котором черпали свое вдохновение поэты.
Терпсихора
- Мы покровительствовали разным видам искусств и знаний:
- Я, Мельпомена - муза трагедии.
- Я, Талия - муза комедии .
- Я, Терпсихора – муза танцев.
- Я, Клио - муза истории.
- Я, Урания – муза астрономии.
- Я, Эрато, - муза любовных песен,
- Я, Эвтерпа – муза лирики.
-Я, Каллиопа – муза эпической поэзии.
- Я, Полигимния- муза священных гимнов.
КРОССВОРД: 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Дикие существа, полулюди- полукони, обитатели гор и лесов. (КЕНТАВР).
2. Туловище у этого чудовища спереди львиное, в середине – козье, а сзади- змеиное, и три головы: льва, козы, змеи, изрыгающие из пастей пламя. (ХИМЕРА).
3.Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Оно сидело на горе неподалеку от города и завало прохожим загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не умевшего ответить на вопрос чудовище насмерть душило в объятиях. (СФИНКС).
4. Чудовище с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они- собаки «Зевса». (ГРИФОН).
ПО ВЕРТИКАЛИ:
5.Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет; когда приходит срок, вьет себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает (по распространенной версии- сжигает сама себя). Из праха ее возрождается новая птица. (ФЕНИКС).
6.Полудева- полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей. (ЕХИДНА).
7.Полуженщины- полуптицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив их, убивают и пожирают. (СИРЕНЫ),
Подводятся итоги конкурсов.
Вывод. Итак, ребята, вы преодолели на своем нелегком пути различные препятствия, но с честью справились с этими трудностями. Путь в страну Античной мифологии для вас открыт, и ваше путешествие в страну знаний, восхождение и покорение горы Олимп- пика знаний еще только начинается. Счастливого пути и попутного ветра.
Слово жюри, гостям.
Домашнее задание: Написать сочинение: «Нужно изучать мифы?».






Нургалиева Алмагуль Жаиковна
г.Костанай
средняя школа №7
15