ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ


ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
УЧАЩЕГОСЯ ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида
Развитие ребенка с ОВЗ, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т. д.).
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях специального (коррекционного) учреждения должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.             Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребёнка.
Программа индивидуального сопровождения ребенка в условиях специального (коррекционного) учреждения должна решать задачи следующего характера:
психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;
адаптации ребенка к новым условиям;
профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической депривацией;
предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
При составлении программы индивидуального сопровождения ребенка можно использовать методы и приемы:
изучение документов, личных дел;
знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;
диагностические исследования;
наблюдение за ребёнком;
индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами.
Этапы составления программы индивидуального сопровождения ребенка.
Цель предварительного этапа работы - сбор информации о ребенке.
Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, оказание помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
Цель заключительного этапа - анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.
Динамика работы
Выявление актуальных проблем ребенка.
Разработка путей поддержки и коррекции.
Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).
Реализация намеченной программы.
Программа индивидуального сопровождения ребёнка утверждается на заседании Психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения или на педагогическом совете. Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося. Составление программы индивидуального сопровождения ребенка (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу и воспитателю эффективно реализовать программное содержание.
Индивидуальная программа психолого-педагогического
и медико-социального сопровождения
 Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения включает следующие блоки:
психологическое сопровождение;
логопедическое сопровождение;
педагогическое сопровождение;
социально-правовое сопровождение;
лечебно-оздоровительное;
воспитательное сопровождение.
Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.
Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.
Цель социально-правового сопровождения состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения.
Цель лечебно-оздоровительного сопровождения включает формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ
Индивидуальная адаптационная программа
Индивидуальная адаптационная программа необходима вновь прибывшим в учреждение детям. Поэтому в течение первых двух месяцев с этими детьми должны проводиться занятия, направленные на установление эмоционального контакта со взрослыми, сверстниками, поддержание положительного настроения и отношения к учебному заведению, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании. Ф.И.О. Митрофанов Владислав Владимирович, 15.04.2006 г. р.
Клинический диагноз: Врожд. глаукома OU, постувеальная далекозашедшая OD, начальная компенсированная OS.
Диагноз РПМПК: ЗПР
Рекомендации: обучение по программе 1 класса для слабовидящих детей с ЗПР
Психолого-педагогическое заключение: Выраженные отклонения в поведении ребенка, нарушения в моторном развитии.
Цель программы: Повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в новых условиях обучения, способствование в повышении самооценки, самореализации личности.
№ Содержание проводимой работы Сроки Отв-ные1  Знакомство с учащимся:      Индивидуальные беседы.       Наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса.      Скрининговые медицинские исследования. СентябрьОктябрь1 четверть Кл. рук.ПсихологСоц. педагогМедик
2       Комплексная психолого-педагогическая диагностика готовности к школьному обучению. Сентябрь Октябрь УчительПсихологДефектолог
3       Первичное речевое обследование учащегося Сентябрь Логопед
4       Индивидуальные занятия по коррекции речевых недостатков 1 четверть Логопед
5       Индивидуальная психолого-педагогическая коррекция по результатам психолого-педагогических исследований Октябрь-Декабрь ПсихологУчитель
6       Знакомство с семьей учащегося. Беседы с родителями о состоянии здоровья и готовности учащегося к обучению Сентябрь;Октябрь Кл. рук.МедикПсихолог
7       Групповые занятия по адаптации учащегося к школе 1 четв. Психолог
8       Индивидуальные Коррекционно-развивающие занятия с учащимся по теме:
"Коррекция поведения и общения"
"Коррекция познавательных процессов" 1 полуг. Психолог
9       Беседы с родителями об адаптации учащегося; соблюдении режима дня, занятости во второй половине дня 1 полуг. ПсихологКл. рук.
10       Анкетирование по первичной социально-педагогической адаптации к школе Ноябрь  
11       Анкетирование родителей с целью выявления индивидуально-психологических особенностей ребёнка Декабрь ПсихологКл. рук.
12       Родительское собрание о прохождении адаптации учащимися класса Ноябрь Кл. рук.
13       Анализ успеваемости результатов за 1 и 2 четверти 1 полуг. Кл. рук.
14       Заседание ПМПК с рассмотрением вопроса о реализации программы индивидуального сопровождения Декабрь Психолог, дефектолог
Содержание программы (направления и формы работы):
1.   Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:
нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем и воспитателем;
знакомство с обстановкой класса;
вовлечение ребенка в простую и доступную игру; привлечение внимания мальчика к интересным и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование желания поиграть вместе со взрослым;
установление доверительных отношений со взрослыми;
вовлечение в игровую ситуацию с участием других детей в целях нормализации эмоционального поведения и развития контактов между учениками.
2.   Укрепление нервной системы
Наблюдение у школьного психиатра (2 раза в год.).
Совместный контроль и наблюдение психолога, врача и воспитателя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.
Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).
Осуществление комплексного подхода в укреплении Н.С. (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).
Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.)
3.   Укрепление эмоционально - личностной сферы
Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.).
Диагностика эмоционально- личностной сферы (2 раза в год).
Овладение учебными навыками.
Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.
Система групповых и индивидуальных занятий.
4.   Развитие познавательной сферы:
Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия (когнитивные процессы).
Диагностика познавательной сферы (2 раза в год).
5.   Формирование устойчивой адекватной самооценки:
Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами).
Индивидуальные беседы учителя, воспитателя, психолога, социального педагога.
Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.
Тренинг коммуникативного общения (4мес.).
Прогноз: Учитывая особенности циклоидного типа акцентуации, успешность адаптации будет зависеть от фаз. При грамотном педагогическом подходе возможно позитивное взаимодействие с Митрофановым В.
Индивидуальная профилактическая программа
Индивидуальная профилактическая программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
            Индивидуальная коррекционно-развивающая программа содержит такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов школьного ПМПк, учителей и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие - на учебных занятиях и занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка - процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Аналитическая справка.
Данные психолого-педагогического обследования в возрасте 8 лет.             При проведении первичной диагностики учащегося выявлено:
Запас знаний об окружающем мире ограничен.
Восприятие сильно нарушено: фрагментарно. Выделяет из предложенной картинки часть предмета и соотносит его с заданным эталоном, допускает большое количество ошибок. Не может зеркально отобразить заданный предмет. Имеет представления о временах года и днях недели. Не знает названия месяцев, не может соотнести их с временами года.
Мышление конкретно-предметное. Не умеет сравнивать предметы. Собирает целое из частей методом проб и ошибок, не умеет переносить способы действия на аналогичные задания. Не улавливает смысл инструкций, плохо понимает смысл сюжетных картин. Задание выполняет без опоры на инструкцию.
Внимание неустойчивое, рассеянное, работоспособность снижена.
Эмоционально-волевая сфера незрелая. Иногда возникают беспричинные вспышки агрессии. Может поднять руку на одноклассников, ударить. Доминирует плохое настроение, часто плачет. Ему нравится ходить в школу, но не находит общий язык с другими детьми: обзывается, проявляет агрессию.
Межличностные отношения с детьми нарушены. Наблюдается изолированность от других детей.
Внутренняя позиция школьника не сформирована.
Необходимо установить связь с семьёй по проблемам воспитания, обучения, наблюдения у врачей-специалистов.
Заключение:  Выраженные отклонения в поведении ребенка (состоит на учёте в ДРПНД).
При планировании индивидуальной работы обращаем внимание на несформированность учебных навыков; незрелость эмоционально-волевой сферы, частые конфликты с одноклассниками и классным руководителем, изолированность от других детей.
В ходе психокоррекционной работы планируем проведение работы по коррекции познавательных процессов (в ходе тренингов по коррекции поведения, межличностных отношений).
ЦЕЛИ: Коррекция агрессивного проведения, формирование адекватного восприятия окружающего мира.
№ Наименование проводимой работы Кол-во ч1     Игровой тренинг "Снятие агрессии" 8 ч:
  " Снятие вербальной и невербальной агрессии ("Спустить пар", "Два барана", "Слушай звуки", "Угадай, что изменилось", "Довольный - сердитый", "Безмолвный крик")2 ч.
      "Снятие негативных эмоций ("Тух-тиби-дух", "Кукла БОБО", "Датский бокс") 2 ч.
      " Обучение эффективным способам общения ("Взаимоотношения" обсуждение стихотворения "Дом с колокольчиком") 2 ч.
  " Установление доверительных отношений ("Я вижу!" "Новоселье", "Строитель", "Общий ритм", "Кулачок", "Брыкание", "Кто я?")2 ч.
2  АРТ - тренинг "Прогноз погоды" - рисование настроения. 3 ч.
3  АРТ - тренинг "Неожиданные картинки" 3 ч.
4  АРТ - тренинг "Лепим сказку":  Сказка "Три медведя"       Сказка "Маша и медведь"       Сказка "Колобок" 3 ч.
5   "Граффити" ТЕМЫ:  "Что я люблю",       "Что я хочу знать",       "Что меня пугает" 3 ч.
6    "Сочувствие, сопереживание:   "Хорошо - плохо",       "Рассказ о товарище",       "Копилка хороших поступков" 3 ч.
7   Коррекция произвольности психических процессов 4 ч.
8   Формирование внутреннего плана действий 4 ч.