Создание портфеля достижений при обучении родному языку в целях формирования коммуникативных УУД


Создание портфеля достижений при обучении родному языку в целях формирования коммуникативных УУД
Слайд 1-Здравствуйте, уважаемые коллеги. На сегодняшней встрече мне хочется поделиться с вами опытом работы в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения для начальной школы.
Слайд-2 Главной целью моей педагогической деятельности является формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.Хорошо бы, если   все ученики имели высокий уровень развития, высокую мотивацию к учебе. Но увы это не так. Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.Хотелось бы остановиться на коммуникативных универсальных учебных действиях.
Слайд 3 -Для их формирования провожу интегрированные уроки, наблюдаю за настроением обучающихся.
Слайд 4 -Разрабатывая такой урок, я учитываю: 1. Цель урока (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.).2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это - идея, явление, понятие или предмет).4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
Слайд 5 -Например, на уроке окружающего мира, изучая тему «Моя родословная» , дети готовят своё гениалогическое древо, а на уроке русского языка учатся писать имена своих близких людей, знакомясь с темой «Заглавная буква в именах собственных».
Слайд 6 -7-Готовясь к проекту «Мои любимые животные» ребята сочиняют стихи, затем на уроках литературного чтения выразительно, по ролям их читают, на технологии создают свои книжки-малышки.
Слайд 8-На таких уроках дети сами делают выводы, сталкиваются с трудностями и ищут выход из затруднительной ситуации. Только через тернии можно добиться результата.
Слайд 9-Одним из способов оценки фиксирования индивидуальных достижений обучающихся – портфель достижений.
В Портфель достижений включены следующие материалы:
1. Выборка детских работ
– формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также факультативных и внеурочных.
- материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
- остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
По русскому языку и литературному чтению – диктанты и изложения, сочинения на произвольную или заданную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;
По математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующие навыка устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений с сообщением на математические темы), материалы самоанализа, рефлексии и т.п.;
По окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
По предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
По технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
По физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями
3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности
4. В состав Портфеля достижений входят характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности, анализ самого школьника своей деятельности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.).
Слайд 10- Такие портфели помогает обучающимся выработать привычку фиксировать успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения, не забывая прежние.
Кто работает с портфелем достижений, тот работает больше, но его работа будет интереснее, его ученики станут более самостоятельными и их достижения более зримыми.