Игра — соревнование по русскому языку Путешествие в страну Грамматику


Игра-соревнование
Путешествие в страну грамматику
Класс : 3-4кл
Классный руководитель: Малородова О.В
Дорогие друзья! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну со строгим названием –Грамматика. Но не волнуйтесь! Путешествие будет весёлым и увлекательным. Правда вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовлены для вас на каждой остановке. И ещё: в путь отправятся лишь те, кто успешно пройдёт испытание на знание букв русской азбуки. Итак, начнем!
Задание - испытание
Вы должны назвать все буквы алфавита.
Сколько всего букв в алфавите?
Сколько согласных?
Сколько букв, не обозначающих звуков?
Почему некоторые гласные загадочно улыбаются? (ё,е,я,ю)
Чтец 1 Гласные тянуться в песенки звонкой Чтец 2 А согласные…согласны
Могут заплакать и закричать Шелестеть, шептать, скрипеть
Могут в кроватке баюкать ребёнка Даже фыркать и шипеть
Но не желают свистеть и ворчать Но не хочется им петь
Чтец 3 ССС-змеиный слышен свист
ШШШ-шуршит осенний лист
ЖЖЖ-шмели в саду жужжат
РРР-моторы тарахтят
Молодцы!! Все прекрасно выдержали это испытание. Теперь можно отправляться в путь дальше. Не сбиться с дороги и сделать все остановки нам поможет карта нашего путешествия. (На стену вывешивается лист с картой).
Остановка №1 « Угадай-ка!»
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».
Как зовут меня скажи Он долго дерево долбил
Часто прячусь я во ржи И всех букашек истребил
Скромный полевой цветок Зря он времени не тратил
Синеглазый……(василек) Длинноклювый, пёстрый ……(дятел)
Добродушен , деловит, На спине свой носит дом
Весь иголками покрыт, Не нуждается ни в ком.
Слышишь топот шустрых ножек? При себе всегда пожитки
Это наш приятель…(ёжик). У медлительной ……(улитки)
Он круглый и красный как глаз светофора. Среди овощей нет сочней…..(помидора).
Лопаты не нужно, сидит она близко. Красная с белой полоской …..(редиска)
И в лесу мы и в болоте, нас всегда везде найдете: на поляне, на опушке—мы зелёные…(лягушки).
На маленькой площадке крик. К воротам рвется ученик. Кричат все: « Клюшка! Шайба! Бей !» , веселая игра…..(хоккей).
Остановка №2 «СМЕКАЛКА»
Вы отлично умеете отгадывать загадки. Однако на следующей станции под названием «Смекалка» вам придется хорошенько подумать.
В стране Грамматика в своих домиках жили слова. У каждого слова был свой домик, и очень часто слова ходили друг к другу в гости. Какое это было счастливое время! Но однажды случилось несчастье: на страну грамматику налетел ураган и поломал все домики. Но слова не погибли, они все перемешались, попутались… И теперь непонятно где кто живет и какое слово что обозначает. Так и ходят слова в беспорядке и очень просят вас им помочь.
Слова необходимо распределить на группы: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения. (Ребятам даются конверты со словами, которые им надо распределить на группы).
Молодцы ребята! Вот мы и подошли к третьей остановке.
Остановка №3 «Учебная»
№1 Вам необходимо в каждом ряду подчеркнуть слово, которое по смыслу не подходит к остальным трем словам.
Лютик, нарцисс, ромашка, василек. Кекс, батон, сыр, кулич.
Кукла, машинка, мячик, ручка. Воробей, сорока, трясогузка, курица.
№ 2 Составьте слова из последних слогов слов каждой строчки в порядке следования.
Падишах, парта—шахта Шапка, ноша-- горки, домино---
Лапти, мыши, сторона--- депо, сани--- здравствуйте, помело---
№ 3 Измените одну букву и у вас получится новое слово.
Лото—лето икра-игра зуб-- Лена-- липа-- жук—
Река-- полк-- Маша—
Остановка №4 « Гостевая»
Кто из вас любит ходить в гости? Молодцы! А кто хоть раз был в гостях у слогов слов? Слоги весёлые и забавные ребята. Они очень любят играть в игру, которая называется « Я начну, а ты продолжи». Хотите поиграть в неё?
Сейчас я буду бросать вам мяч и называть начальные слоги слов, а вы, отдавая мяч обратно, должны продолжить слово.
ЗА-ЯЦ, МЕД-ВЕДЬ, ПЛО-ВЕЦ, КИ-НО, ТРА-ВА, МЕТ-РО, ШУ-БА, КНИ-ГА, ВА-ЗА, ЖИ-РАФ, ЧА-СЫ, МЫ-ЛО……
Остановка №5 «ЛЕСНАЯ»
Вот мы добрались до следующей станции. Здесь нас ожидает ёжик. Ему нужна ваша помощь.
Под ольхой в тени ветвей Серый ёж созвал гостей.
Усадил их всех на кочку, дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром грянул громкий-громкий гром.
Гости все свалились с кочки, разлетелись на кусочки,
Раз, два, три, четыре, пять, помоги всех их собрать!
МЕД КА
БАР ТЕЛ
ДЯ ВЕДЬ
БЕЛ СА
ЛИ ЯЦ
ЗА СУК
(медведь, барсук, дятел, заяц, лиса, белка)
У каждого животного, птицы есть пара. Сейчас я буду называть зверей и птиц женского пола, а вы будете мне все вместе называть пару мужского пола. Готовы?
Лиса-лис, зайчиха-заяц, овца-баран, ежиха-ёж, львица-лев, курица-петух, лошадь-конь, корова-бык, олениха-олень, ворона-ворон, коза-козёл, кошка-кот, львица-тигр.Молодцы! А знаете ли вы, как называют зверяток?
Волк-волченок, лошадь-жеребёнок, индюк-индюшонок, курица-цыпленок, сова-совенок, собака-щенок, корова-телёнок, свинья-поросенок, овца-ягненок.
Остановка №6 «ДЕД БУКВОЕД»
Дед Буквоед живет в стране Грамматике очень давно. И он очень не любит когда ребята делают в словах ошибки. И вот недавно Дед Буквоед получил письмо от своего внучка и очень рассердился. Давайте поможем внучку исправить все ошибки в письме , чтобы дедушка не ворчал.
Дарагой дедушка Букваед!!!
Пишет тибе твой внучёк . Как тваи дела? Как тваё здаровие? У нас уже выпол снек. Снек кругом лажытся и на сонце сирибрится. Только йолочка стаит вовсе летняя на вит. Я уже котался на лыжах и каньках. Лёт на речьке кребкий. Приежай к нам вгости паскарее! У нас очень харашо! Твой лубимый внучек.
Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие. Мы не только поиграли, но и вспомнили правила русского языка.