Обобщение знаний о составе слова 3 класс.





МБОУ «Татариновская СОШ»














Конспект открытого урока по русскому языку по теме:
«Обобщение знаний о составе слова»
3 «а» класс








Урок провела
учитель начальных
классов Иванцова Е.В.








2012-2013 учебный год



Тема урока:



Обобщение знаний о составе слова.






Цели урока:

Совершенствование знаний о значимых частях слова;
упражнение в разборе слова по составу.
Развитие мышления, речи, кругозора.
Воспитание аккуратности, чувства товарищества,.




Задачи урока:

Отработка умения разбирать слова по составу и отработка орфографической зоркости



Планируемый результат:

Закрепить названия частей слова. Уметь разбирать состав слова.


Педагогические технологии:

Элементы технологии проблемного обучения.
Элементы игровой технологии.
Здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).


Ресурсы:

Учебник «Русский язык» 3 класс, наглядные пособия, телеграмма.



Ход урока:
Организационный момент.
Цель : активизация учащихся. Подготовка к восприятию нового материла.
- Здравствуйте, дети!
Тихо сядут девочки.
Ещё тише мальчики.
- Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня у нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнём же урок, не будем зря время терять.

-Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. И так начинаем работать.



Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня утром я получила телеграмму
Телеграмма.
Дорогие третьеклассники!
Помогите! Наше государство захватил злой Волшебник .Мы к вам послали нашего друга Знайку . Мы надеемся ,что вы его научите различать части слова..Ваши друзья - Морфемы.

- Ребята, кто может объяснить значение слова морфемы? Это слово вам не знакомо. Его вы будете употреблять позднее. Морфемами называют наших старых знакомых – части слова. Что мы будем делать на уроке.? Какую цель поставим перед собой? ( Будем говорить о составе слова и разбирать слова)
- Вспомните, пожалуйста, с какими частями слова вы познакомились.(Корень, приставка, суффикс, окончание)
- Наши друзья попали в беду, а товарищей надо выручать. Поможем им?
- А заодно мы обобщим ваши знания о значимых частях слова.

Минутка чистописания.
Цель: формирование навыка каллиграфии .Развитие орфографической зоркости.
- Но как же нам добраться до этого грамматического царства, орфографического государства? Ведь оно находится в большом Океане Знаний. Как быть? Выход есть! Посмотрите сюда. Какую букву вам напоминает наш плот?
( На рисунке изображён плот из брёвен, которые напоминают букву Ш).
- Какие элементы можно выделить?
Сейчас эти палочки мы «свяжем» соединительными элементами в своих тетрадях. Таким образом каждый из вас смастерит себе отдельный плот.
Дайте характеристику звуку (ш), (согласный, всегда твёрдый, глухой, парный)



Итак,
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо – не согнусь.
За работу я возьмусь.
Напишите строчку букв ш и строчку Шш.

Наш Знайка чуть не плачет. У него в предложении , которое он писал, пропали из слов буквы. Поможем ему вставить буквы , подобрать проверочные слова и разобрать предложение по членам.


В октябре д..ревья т.ряют з.лотой наря. .

Дайте характеристику этому предложению (Повествовательное, невосклицательное, распространённое) МОЛОДЦЫ!

Работа по теме урока. Закрепление изученного.
Цель: Закрепить умения находить и называть части слова, обосновать свой ответ правилом.
Итак, все готовы? Закрываем глазки и мысленно переносимся в Океан Знаний.

- А вот и островное государство. Откройте глазки. С какого острова начнём освободительную миссию? Конечно же, с главного – Корня.
Что такое – корень? (правило)
Корень – это общая часть однокоренных слов , в которой
передается их основное значение.
- Ребята, совсем недавно на этом острове природа была необыкновенной красоты. Но посмотрите, что сделал злой волшебник . Он сорвал лепестки со всех цветов и разбросал их по острову. Давайте соберём их, определим с какого они цветка и прикрепим их.
( На доске изображения двух цветов с разными «корнями», под ними лепестки с однокоренными словами. Надо правильно определить принадлежность к тому или иному «корню» и прикрепить лист.)

Молодцы, ребята! Злой Волшебник понял, что вы вооружены крепкими знаниями и покинул этот остров без боя. Но он укрылся на соседнем острове с названием Окончание.
- Что такое – окончание?(правило)
Окончание – это изменяемая часть слова. Окончание
служит для связи слов в предложении.
- Для чего оно служит?(ответы ученика)
Если вы правильно выполните следующее задание, то Злой Волшебник будет повержен и здесь.
Соберите пословицу.

Не имей 100 (рубли), а имей 100 (друзья)

Наверняка вы знаете, что пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и выражается в предельно краткой форме. В основе каждой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт и т.д. Но всякая пословица предполагает и большой воспитательный смысл. В первой части ставится условие, а во второй – вытекающее следствие, вывод.
- Как вы понимаете смысл данной пословицы?
- Что вы изменили? (Окончание).
- Запишите это предложение.
В словах «рублей и друзей» выделите окончания.





Физминутка
Мы писали, мы писали,
А теперь мы дружно встали.
Ножками потопали,
Раз, два , три.
Ручками похлопали.
Раз, два, три.
Ручки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись!



Коллективная работа.

Цель: контролировать знания о способах образования однокоренных слов и выделить части.
- А отправимся мы с вами освобождать следующий остров, который носит название – Суффикс.
Что такое суффикс?
Суффикс – это часть слова , которая стоит после корня и
служит для образования новых слов.
Для чего он нужен в словах? (ответы ученика)
Чтобы освободить его, необходимо выполнить следующее задание
- Я буду вам загадывать загадки, а вы с помощью суффиксов будете образовывать новые слова и записывать их в тетрадь
1. Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю одеваю
В лёд реки убираю. ЗИМА (УШК) –ЗИМУШКА

2.У избы побывал-
Все окна разрисовал,
У реки погостил-
Во всю реку мост мостил. МОРОЗ (ЕЦ) – МОРОЗЕЦ


3.Всегда на двух я берегах,
Повис я, стоя на ногах. МОСТ (ИК) – МОСТИК

4.Белый, а не снег,
Сладкий, а не мёд. САХАР (ОК) – САХАРОК

Мы – проворные сестрицы-
Быстро бегать мастерицы.
В дождь – лежим,
В снег - бежим,
Уж такой у нас режим. ЛЫЖИ (НИК) - ЛЫЖНИК


Проверка работы.

- Что же у вас получилось? Какие суффиксы вы использовали для образования новых слов? Какой оттенок они придали новым словам?( ответ ученика)
Вы победили Злого Волшебника и здесь.

Фронтальная работа.

- Осталось освободить последний остров. Какой? Приставка
- Что такое - приставка?(правило)
Приставка – это часть слова, которое стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Для чего она служит?( ответ ученика)
Чтобы окончательно прогнать Злого Волшебника из сказочного царства, необходимо образовать слова с помощью приставок:
а) корень - нёс с помощью приставок образуйте новые слова(занёс, перенёс, вынес, отнёс, внёс)
б) Образуйте и запишите однокоренные слова с корнем – ход при помощи приставок ( заход, переход, восход, поход, подход)
в) выделите приставки.

Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Цель: Подвести итог проделанной работе на уроке.
- Итак, враг разбит. Он навсегда покинул сказочную страну. Её жители благодарят вас. Но ведь мы и не могли поступить по-другому. Не зря говорят: сам погибай, а товарища выручай. Знайка благодарит вас. Как же хорошо помочь друзьям. Вы так считаете?
- Какие же острова стали свободными?
- Что мы знаем о корне? Приставке? Суффиксе? Окончании?
А чтобы благополучно возвратиться домой, давайте напоследок разберём слова по составу и вспомним алгоритм разбора слов.

Работа по учебнику (упр.№1)
А сейчас мы благополучно возвращаемся домой. Закройте глазки.
- Откройте глазки.

- Вам понравилось путешествие? Сегодня вы работали хорошо Поэтому я говорю вам –МОЛОДЦЫ! А вы себя как оцениваете?


Расскажите по схеме и оцените свои знания.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Я знаю состав слов, могу назвать их, умею показывать их графически, умею находить общие части однокоренных слов.
Научился находить , показывать и называть эти части. Я оценил свои знания на «»

- Урок окончен.





























я

знаю

запомнил

смог