Оздоровительная программа дополнительного образования по основам физической подготовки.Оздоровительная аэробикаМир движений







Образовательная программа дополнительного образования по основам физической подготовки. Оздоровительная аэробика
«Мир движений»



Количество часов: 66
Срок реализации: 1 учебный год
Возраст обучающихся: 10-11 лет









Автор программы:
учитель физической культуры Краева Н.Л.













2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

«Гимнастика, физические упражнения,
ходьба должны прочно войти в
повседневный быт каждого, кто хочет
сохранить работоспособность, здоровье,
полноценную и радостную жизнь»
Гиппократ


Образовательная программа школы предполагает как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. В наше время весомое значение приобретает внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного вида творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.
Особое внимание обращается на здоровье ребенка, развитие его интеллекта, характера, воспитание у него полезных навыков - вот важнейшие задачи, стоящие перед педагогами и родителями. Современная жизнь перенасыщена нервными нагрузками. Хотим мы или нет, но нам не остановить стремительный темп жизни. Физические упражнения – противовес, который поможет нашим воспитанникам противостоять стрессовым ситуациям.
Сохранение и укрепление здоровья детей во всех образовательных учреждениях и соответственно роль и актуальность физического воспитания, в частности аэробики, являются бесспорными, поскольку физическое здоровье является одной из основных предпосылок формирования здорового образа жизни.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложено в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Исследования ученых также свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Дети, не занимающиеся систематически физическими упражнениями, как правило, отстают в росте и развитии. Недостаток движения (гипокинезия), если он не большой, приводит к приостановке или снижению роста и дееспособности организма, а если большой – даже к постепенной атрофии мышц, ожирению и другим серьёзным нарушениям.
Фундамент здоровья физического и психического закладывается именно в детстве. Важно привить детям дошкольного возраста вкус, привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями, потребность в таких занятиях. Известный специалист в области физиологии детей И.А. Аршавский считает, что ведущей системой в организме детей является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в зависимости от нее. Нагружая мышечную систему, мы не только воспитываем ребенка сильным, ловким, но и развиваем сердце, легкие, все внутренние органы, что ведет к созданию тех резервов мощности и прочности организма, которые определяют меру здоровья. Программа общеобразовательной школы, в частности программа физической культуры, не может в одиночку решать поставленные задачи, и не может отвечать тем требованиям, которые предъявляются современными детьми.
Одним из перспективных способов физического развития и обеспечения достаточной двигательной активности детей является занятие аэробикой.
Аэробика – это система специально подобранных физических упражнений, которая при ритмично не прерывной нагрузке задействует основные группы мышц тела.
Аэробике принадлежит ведущая роль в укреплении здоровья ребенка, его физическом совершенствовании, эмоциональной раскрепощенности, воспитании красоты движения. Поэтому и возникла необходимость создание этой программы. Данная программа является модифицированной, так как в своей основе опирается на программу «Аэробика» Муллахметовой М.Г. Программа разработана с учётом исследований ряда ученых в области детской психологии, педагогики, медицины и физической культуры и дополнена опытом работы в учреждении дополнительного образования. Так же в работе были использованы программы: «Аэробика. Теория и методика» (Лисицкая Т.С. и Сиднева Л.В.), «Методика преподавания оздоровительной аэробики» (Л. Френсис),
В основу программы так же положены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке, научные и методические разработки по аэробике отечественных и зарубежных тренеров и специалистов, применяемые в последние годы для подготовки занимающихся. Для решения задач физического воспитания подрастающего поколения, требуется введение новых форм оздоровительных мероприятий, таких как фитнес-аэробика. В связи с этим актуальным на сегодняшний момент является создание данной программы по фитнес – аэробике для детей младшего школьного возраста.
Новизна и актуальность данной программы заключается в применении в процессе обучения инновационных технологий в области фитнеса. Система дополнительного образования в её новом качественном состоянии нуждается в программах, обеспечивающих условия для развития мотивации воспитанников к самопознанию и потребности здорового образа жизни. Необходимость разработки данной программы возникла в связи с отсутствием других образовательных программ по фитнесу, данной возрастной категории.
Содержание программы ориентировано на эстетическое воспитание детей и подростков средствами аэробики и акробатики. Обучение, развитие личности, индивидуализация и творческое наполнение деятельности занимающихся, представляет собой основополагающую цель эстетической подготовки в ЦВР.
Систематические занятия аэробикой с элементами акробатики:
укрепляют здоровье (улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, ускоряется обмен веществ);
повышают физическую и интеллектуальную работоспособность
Гармоническое развитие личности ребенка в процессе занятий осуществляется путем целенаправленного формирования у него нравственных качеств, умственных способностей и элементарных трудовых навыков.

Цель программы: физическое развитие и укрепление здоровья младших школьников посредством фитнес-аэробики.

Задачи программы:

Обучающие:
1.Обучить воспитанников основам аэробики, акробатики.
До профессионально подготовить воспитанников.
Развивающие:
Улучшить координацию движений учащихся.
Развить хореографические способности у воспитанников.
Расширить художественно-эстетический опыт.
Воспитывающие:
Сформировать внутреннюю и внешнюю культуру воспитанников, положительное отношение к искусству аэробики, акробатики.
Воспитать настойчивость, аккуратность и трудолюбие.
Привлечь родителей к творческой деятельности своих детей.
Программа рассчитана на школьников в возрасте 10 лет. Количество детей занимающихся в каждой группе 8-15 человек. Продолжительность занятия – 40 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю, всего 66 часов (блок аэробика, блок гимнастика, блок хореография).
Аэробика для детей младшего школьного возраста носит игровой характер. Легче осваиваются движения, которые содержат тот, или иной образ (у младших школьников образное мышление преобладает над абстрактным). Желательно каждому движению давать название. Детям интереснее подражать бабочкам, лягушке, кошечке, сказочным героям, чем выполнять аналогичные движения, лишенные образа. И самое удивительное, дети верят, что они обитатели лесов, болот и рек. Долг педагога - пробудить у ребенка желание подражать и в жизни, и в игре лучшим образцам.
Эмоциональность занятий значительно увеличится, если упражнения выполнять в парах с различными предметами (мячами, палками, скакалками, надувными шарами, и т.д.).
Очень важно в младший школьный период пробудить у детей любовь и стремление к самостоятельному творческому движению. Надо научить его двигаться естественно и непосредственно, фантазировать, творчески отвечать на музыку движением.
Педагогическая работа по программе осуществляется на основе ряда принципов:
Принцип системности – комплексный подход в обучении, воспитании, развитии личности и коллектива.
Принцип сознательности и активности – формирование стойкого интереса к общей цели и конкретным задачам занятий; стимулирование сознательного контроля и анализа своих действий каждым воспитанником; воспитание творческого отношения к процессу физического воспитания, инициативу и самостоятельности.
Принцип доступности и индивидуализации: показ личной значимости организуемой деятельности; учет возрастных и индивидуальных особенностей личности ученика; уважение к личности в сочетании с разумной требовательностью к ней; оптимизма, веры в силы и способности личности ребенка; принцип поощрения успеха и доброжелательной критики недостатков.
Принцип систематичности: регулярность занятий; рациональное чередование нагрузок и отдыха; от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному.
Принцип периодической мобилизации и реализации. Напряжение, преодоление затруднений в различных видах творческой деятельности может приводить к перегрузкам занимающихся. Поэтому необходимо периодическая релаксация, расслабление в деятельности занимающихся детей.

Формы проведения занятий.
1. Занятие-знакомство.
2.Типичное занятие аэробными упражнениями
3. Спортивные праздники.
4. Круговая тренировка: различные прыжки, упражнения на снарядах,
упражнения с предметами и т.д.
5. Разминка + партерные упражнения: упражнения на развитие силы и гибкости.
6. Интервальная тренировка для развития выносливости.
7. Самостоятельное занятие: дети под музыку придумывают свои варианты упражнений с предметами и без, мини-комплексы.
8. Спортивные развлечения.
На занятиях по аэробике применяются фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации обучения. К занятиям допускаются дети, прошедшие медицинский осмотр и имеющие допуск врача. Группы формируются с учетом возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и функционального состояния организма детей.
В учебный процесс органично включаются игровые моменты: организуются познавательные и подвижные игры, весёлые старты. На каждом занятии педагог использует такие виды учебной деятельности, как обсуждение, анализ и самоанализ работ воспитанников, в процессе которых у воспитанников формируются оценочные действия, способности к суждениям.
Возрастные анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста
Дети младшего школьного возраста растут быстро, постепенно теряя округлость, присущую раннему детскому возрасту.
В 10 лет рост значительно убыстряется, за год ребенок прибавляет 8-10 см. У младших школьников заметно меняются пропорции тела. К 10 годам позвоночник соответствует форме его у взрослого. Но окостенение его не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, отсюда значительная нагрузка на скелет, поэтому важен постоянный контроль за позой ребенка, его движениями, играми.
Физические нагрузки необходимы, но они должны быть посильными, и приучать к ним надо постепенно и осторожно.
К 10 годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечности, но по прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. У детей 10 лет увеличивается мышечная сила.
Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата младшие школьники не способны к длительному напряжению, поэтому, продолжительность занятия не должна превышать 40 минут.
Нервная система ребенка еще достаточно устойчива, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
В конце младшего школьного возраста заканчивается формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослого, развиваются дыхательная мускулатура и ткань легких. Занятия аэробикой активизируют процессы газообмена.
Деятельность сердечно-сосудистой системы у младших школьников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Увеличиваются с возрастом масса сердца, сила сокращений, оно лучше приспосабливается к физическим нагрузкам. Постепенно урежается пульс, если в 6 лет - до 100 ударов в минуту, к 10 годам- до 80-90 ударов в минуту. Артериальное давление у детей ниже, чем у взрослых, и колеблется от 73-75 мм. ртутного столба.
Обмен веществ у детей происходит более интенсивно, чем у взрослых (в 2-2,5 раза). Больше энергии расходуется на рост тела, чем на работу мышц.
При активной мышечной деятельности энергозатраты вырастают пропорционально интенсивности физических упражнений. Полное удовлетворение энергетических запросов детского организма обеспечивается сбалансированным питанием.
Музыка – обязательный элемент занятий по аэробике, один из факторов моционального воздействия на организм ребенка.
Музыка способствует ускорению формирования новых двигательных навыков и совершенствованию координации движений. Как свидетельствуют ученые, под влиянием специально подобранной музыки ритм сердечных сокращений, после физических нагрузок восстанавливается быстрее, время зрительно- моторных реакций укорачивается, улучшается точность регулирования и дифференцирования мышечных усилий.
Для детских комплексов подойдет как инструментальная, так и вокальная музыка. Лучше, если это будут детские песни. Однако в каждом случае нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Главное, чтобы музыка была ритмичная, жизнерадостная, эмоциональная. Способность импровизировать под музыку позволит каждое занятие превращать в маленький спектакль, где занимающиеся дети – и зрители, и актеры, а педагог – режиссер этого веселого и жизнерадостного действия.
При подборе музыки педагог должен соблюдать следующие требования:
Необходимо выбирать приятную и энергичную музыку,
имеющую определенное число ритмических ударов в минуту.
Прослушать выбранную музыку и постараться представить те
движения и шаги, которые в наибольшей мере соответствуют этой музыке.
Просчитать количество ударов в пределах одной музыкальной фразы, куплета, припева.
Подобрать движения, соответствующие каждой части
музыкального сопровождения.
Повторить движения в нужном порядке, в соответствии со счетом, обычно 4-8.
Для разминки и заминки используется темп 110-120 ударов в минуту, для стретчинга – менее 100 ритмических ударов в минуту. Аэробная серия выполняется при темпе 120 – 140 ударов в минуту, а партерные – упражнения - 110-120 ударов в минуту.

1 этап
Цель: ознакомить воспитанников с новыми упражнениями, создать целостное впечатление о движении и сопровождающей его музыке, начать разучивание упражнения.
Методика проведения занятия: педагог показывает какое – либо движение, раскрывает его характер и значение, сопоставляет движение и соответствующее музыкальное сопровождение, выявляет специфику музыки и её влияние на характер движения, стремится пробудить в детях желание разучить движения (показ должен быть правильным, эмоциональным, целостным).
Затем педагог поясняет содержание, элементы изучаемого движения, при необходимости, показывает каждый отдельно, и даже может предложить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы или не представляют собой трудность, то педагог может вместе с детьми в медленном темпе выполнить движения для более точного выполнения задания.
Важнейшее значение на этом этапе, как и в дальнейшем, имеет объективная и тактичная оценка педагогом каждого ребенка, чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.

2 этап
Цель: углубленное разучивание движений, уточнение его элементов и создание целостного образа и настроения движения.
Методика обучения: состоит в многократном повторении как движения или задания в целом, так и его элементов. Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно корректирует и доброжелательно оценивает достижения детей.
При появлении затруднений, педагогу необходимо вновь обратиться к музыке, её выразительным средствам, наглядному показу движения, с соответствующими пояснениями.
На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно и четко выполняли движения и задания. Для проверки усвоения материала и выстраивания обратной связи педагог задает вопросы о характере музыки и движении, предлагает кратко пересказать порядок выполнения движения или задания. Подобные вопросы и беседы помогают детям глубже прочувствовать музыку и характер движений, найти соответствующий образ.

3 этап
Цель: закрепление представления о музыке и движения, поощрять детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в аэробике.
Методика закрепления и совершенствования музыкально – ритмических движений нацелена на работу над качеством.
Педагог, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального, четкого и уверенного выполнения детьми музыкально – ритмических движений.
Желательно, предлагать творческие задания, например, продумать комбинации из сочетания элементарных движений в определенном ритме или ритмах. Необходимо учитывать при составлении творческих заданий усложнение двигательных заданий, последовательность которых устанавливается в соответствии с доминирующим видом движений.
Ритмические упражнения помогают детям воспринимать музыку в движении: начинать движения вместе с музыкой, двигаться в характере и темпе музыки, заканчивать движения с окончанием музыки.
Педагог периодически должен контролировать прогресс своих занимающихся, оценивать возможности каждого ребенка еще до начала занятий, чтобы потом сравнивать с ними его последующие достижения. Сюда могут входить такие характеристики, как степень тренированности сердечно-сосудистой и респираторной систем, мышечная сила и гибкость. Помимо периодического тестирования педагоги должны поощрять своих подопечных к ежедневному самоконтролю своих достижений (здесь не обойтись без помощи родителей, медицинских сестер).







Учебно-тематический план


п\п
Название блока


Всего

1
Блок Классическая аэробика
15

2
Блок гимнастика
32

3
Блок хореография


19


Итого
66




БЛОК «Классическая аэробика»



Тема
Кол-во
часов

1
marsh
1

2
v-step
1

3
Mambo
1

4
Step cross
1

5
Step touch
1

6
Open Step
1

7
curl
1

8
Knee up
1

9
Step Knee
1

10
Kick
1

11
Step Kick
1

12
lange
1

13
Shasse
1

14
Grapewil
1

15
Полька, подскок, галоп, скрестный шаг
1


Итого
15


Блок гимнастика


1
Стартовая диагностика. Техника Безопасности.
1

2
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
7

3
Упражнения для рук.
3

4
Упражнения на формирование осанки, совершенствование равновесия и ориентации в пространстве.
3

5
Гимнастическая скамейка.
3

6
Упражнения вдвоем.
3

7
Упражнения для ног.
3

8
Махи, прыжки.
3

9
Выпады, наклоны.
3

10
Упражнения для шеи и туловища.
3


Итого
32


Блок хореографии


1
Стартовая диагностика. Техника Безопасности.
1

2
1, 2, 3, 5 позиции
1

3
Полуприседание (деми плие) в 3 позиции.
1

4
Выставление ноги на носок (батман тандю) в различном темпе
1

5
Махи ногами на высоту 45 градусов (батман тандю жете).
1

6
Приседание (гран плие) в 3 позиции
1

7
Выставление ноги на носок (батман тандю) в различном темпе
1

8
Поднимание ноги вперед, в сторону, назад в 3 позиции (батман девелопе).
1

9
Махи ногами на высоту 45 градусов (батман тандю жете).
1

10
Полуприседание с выставлением ноги на носок (батман тандю сутеню).
1

11
Приседание на одной ноге, другая согнута (прижата) к щиколотке ( батман фондю).
1

12
Нога согнута, колено в сторону, носок у щиколотки опорной ноги спереди или сзади ( сюр ле ку де пье)
1

13
Резкое сгибание ноги в положение сюр ле ку де пье и разгибание на 45 градусов ( батман фраппе).
1

14
Круги ногой на полу (рон де жамб пар тер).
1

15
Подъём на полупальцы (ревеле).
1

16
Махи ногами 90 градусов и выше в 3 и 5 позициях (гран батман жете).
1

17
Махи ногами вперед- назад (гран батман жете балансе).
1

18
Диагностика
2


Итого
19


Итого:
66 часов


Содержание программы

1. История аэробики (теоретический блок вводится в занятие в виде мини - бесед, 5-10 минут)
История возникновения аэробики.Оздоровительная аэробика. Техника безопасности. Значение аэробики, физических упражнений.

2. Основы гигиены и здорового образа жизни
Режим дня. Личная гигиена. Спортивная форма.

3. Общая физическая подготовка – 40 часов.
3.1.Подвижные игры «День и ночь», «Бездомный заяц», «Подарки», «Светофор», «Ловишки», «Космонавты», «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Фигуры», «Два мороза», «Зайцы в огороде».
3.2.Малоподвижные игры
«Найди и промолчи», «Найди, где спрятано», «Замок», « Воздушный шар», «Великаны и гномы», «Лунатики», «Шалтай-болтай».
3.3.Упражнения на развитие физических качеств.
Теория: Значение физического развития для детского организма.
Практика: беговые упражнения, бег с изменением направления, бег с изменением темпа, ходьба по ограниченной поверхности, ходьба и бег между предметами, упражнение «лодочка», «корзинка», « кольцо», «кошка».
3.4.Упражнения на формирование правильной осанки.
Ходьба на носках, с мешочком на голове, ползание на четвереньках, комплекс упражнений с гимнастическими палками. Упражнения с предметами: кубики, мячи, султанчики, гимнастические палки.

4. Классическая аэробика - 20 часов.
Теория: Базовые шаги. Партерные упражнения.
Практика: Ходьба, бег, прыжки и подскоки, приставные шаги,V-шаг. Разучивание комбинаций.
Партерные упражнения: «неваляшка», «лягушка», «собачка», «обезьяна», «отжимание», «лодочка», «поза планки».

5.Контрольные уроки - 2 часа.
Теория: Базовая аэробика.
Практика: Базовые шаги, партерные упражнения, упражнения с предметами. Партерные упражнения.

6. Спортивные мероприятия -4 часа.
Спортивные развлечения
Показательные выступления.


Ожидаемые результаты освоения программы. Программа по внеурочной деятельности «Мир движений» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий. В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «аэробика», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию музыки на занятия и самочувствие;
раскрывать понятия: синхронно, выворотно, музыкально, ритмично;
ориентироваться в видах аэробики, танцевальных жанрах, гимнастики;
выявлять связь занятий аэробикой с досуговой и урочной деятельностью;
характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, аэробике, танцах.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
установка на здоровый образ жизни;
основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства с русскими народными танцами, играми;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
знание основных моральных норм на занятиях аэробикой и ориентации на их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
оценивать правильность выполнения действия;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.

Коммуникативные универсальные учебные действия: Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.


Способы оценки результативности программы

1. Измерение основных параметров физического развития: рост, вес, описательные признаки (форма осанки, форма стопы), физиометрические признаки (ЧСС в покое, жизненная емкость легких).
2. Метод тестов на определение физических качеств.
3. Тест на оценку нравственного развития личности.
4. Для оценки эмоционального состояния, концентрации внимания ребёнка используется «Цветовой тест» и методика «Исследование работоспособности».
5. Методом наблюдения и беседы отслеживаются показатели, характеризующие здоровый образ жизни, резистентность (степень инфекционной устойчивости).
6. Контрольные срезы на овладение знаниями и навыками аэробных упражнений.

Список литературы.


Матвеев А.П., Физическая культура 1-4 классы [Текст] / А.П. Матвеев – М: Просвещение, 2009. – 32 с.
Турлова Л.В., Программа по дисциплине «Ритмика» [Текст] / Л.В. Турлова – Троицкое, 2008. – 12 с.
Ковалёва Г.С., Логинова О.Б., Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Г.С.Ковалёва, О.Б. Логинова.-2-е изд., - М. Просвещение, 2010. – 120 с.
Асмолова А.Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / А.Г. Асмолова – М: Просвещение, 2010. – 221 с.
Одинцова И.Б., Аэробика, шейпинг, стретчинг, калланетика: современные методики. Рекомендации специалиста [Текст] / И.Б.Одинцова – М: Эксмо, 2003. – 160 с.
Бабенкова Е.А, Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие [Текст] / Е.А. Бабенкова - М: Астрель, 2006. – 208 с.
Пензулаева Л.И., Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики [Текст] / Л.И. Пензулаева – М: Мозаика-Синтез, 2010. – 128 с.
Петров П.К., Методика преподавания гимнастики в школе [Текст] / П.К. Петров - М: Владос, 2000. – 448 с.
Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А., Методика преподавания физической культуры 1-4 классы. Методическое пособие и программа [Текст] / Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик - М: Владос, 2002. – 208 с.




















Приложение 1.

Методическое обеспечение программы оздоровительной аэробики.

Специфика занятий аэробики заключается в точной регламентации выполняемых детьми упражнений, что воспитывает согласованность действий, в едином для всех темпе, сосредоточенность, волевые усилия, дисциплинированность.
Дети на занятиях приобретают элементарные знания о значении физических упражнений и их правильного выполнения для здоровья, доступные им сведения по гигиене и закаливанию, спортивную терминологию. У них расширяются представления об окружающем, развиваются пространственные и временные ориентировки, воссоздающие творческое воображение, память, активизируется мыслительная деятельность.
Основным средством физического воспитания, в том числе и аэробики являются физические упражнения. Существует ряд методов для обучения двигательным действиям.
При изучении упражнений и элементов комплекса аэробики применяется практический метод. Относительно доступные движения осваиваются целиком. Для разучивания сложных движений и исправления ошибок упражнение выполняется по частям.
Начинается обучение с движений ног на месте в умеренном темпе, без работы рук. По мере освоения упражнения увеличивается темп, добавляется движение рук, перемещения в различных направлениях. Необходимо помнить, что все движения должны выполняться в левую и правую стороны (нагрузка должна быть равномерной).
Простые по координации движения нужно показывать лицом к детям, в зеркальном отображении, а сложные – спиной к занимающимся.
Игровой метод. Активность и интерес детей к занятиям стимулируются смыслообразующими игровыми мотивами – введением педагогом игровых персонажей и сюжетных содержаний, охватывающих почти все занятия.
Занятие по сценарию должно готовиться заранее, начинаться с живого и красочного словесного введения детей в образ, в предстоящее на уроке событие, и только затем, по ходу занятия, через эмоциональную сферу должны вводиться аэробные упражнения.
Составление сценария занятия и его проведение требуют от педагога не только широкого кругозора и глубоких разносторонних знаний, но и достаточно артистических способностей. Это позволит увлечь детей сюжетом и через образное воздействие на психику ребёнка добиваться оптимального влияния физических упражнений на его организм. Это и есть тот своеобразный язык общения, который откроет ребёнку красоту и многообразие двигательных действий.
В процесс сюжетных занятий рекомендуется использовать картинки, стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету. Можно предложить детям выполнить дома рисунки, тематически связанные с сюжетом. Домашние задания помогут привлечь внимание родителей к физическому воспитанию детей, заинтересовать их в успехах своего ребёнка.
При правильном использовании игровой метод приобретает большое значение для воспитания нравственных черт личности ребёнка (коллективизм, активность, инициативность, настойчивость, смелость, выдержка, отзывчивость, доброжелательность, дисциплинированность, взаимопомощь).
Соревновательный метод – это способ организации детей при выполнении физических упражнений, когда ярко проявляется момент состязания, сопоставления сил в борьбе за первенство, достижения результатов (использования во время занятий различных эстафет, проведения спортивных праздников, соревнований, участие детей в областных фестивалях по оздоровительной аэробике).
Для создания правильных представлений о физических упражнениях необходимо использовать словесные методы. Словесные методы активизируют восприятие, мышление ребёнка, помогают осмысливанию двигательных действий, способствуют созданию более полных и точных представлений о движении.
При формировании двигательных навыков, у детей младшего школьного возраста используются следующие словесные методы обучения: название упражнения («насос», «паровоз», «зайцы») описание (подробное последовательное изложение техники физических упражнений), объяснение (краткое, точное, понятие, образное, эмоциональное), рассказ (сюжетный рассказ, стихи, считалки), беседа (вопросно-ответная форма и тематическая форма, команды).
В процессе проведения занятий большое значение имеют команды-подсказки, которые даёт педагог в ходе исполнения упражнений. Команда –подсказка должна быть короткой и подаваться заранее, чтобы занимающиеся спокойно могли от одного движения перейти к другому.
Начиная упражнения, педагог должен подавать команды типа: «Приготовились и », «Начали и ».
Существует пять видов команд:
1.Направленные на движение ногами, - эти команды помогают детям правильно двигаться с левой или правой ноги.
2.Команды, указывающие направление (вперед, назад).
3.Ритмические команды обеспечивают необходимый ритм упражнения, например: медленный (на 2 счёта) и быстро (на один счёт)
4.Команды счёта позволяют обозначать темп движений и их количество: 1,2,3,4
В работе с детьми следует комбинировать различные виды команд. По мере овладения двигательными навыками, воспитанникам требуется все меньше речевых подсказок со стороны педагога. Движениями головы или рук можно показывать направления движений. Более ритмичным движениям под музыку могут способствовать звуковые сигналы (хлопки руками, щёлчки пальцами и т.д.).
Наглядный метод обеспечивает зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия. Показ всегда должен сопровождаться объяснением. Демонстрация наглядных пособий создаёт дополнительные возможности предметного изображения (плакаты, рисунки, зарисовки, предметные пособия, видеофильмы).

Выбор движений

Педагоги, ведущие занятие по аэробике, должны знать базовые шаги. Существует 4 основных вида шагов: ходьба, бег, подскоки, прыжки. Остальные шаги – это различные варианты и комбинации основных шагов.
В дополнение к этим шагам используется невысокие шаги, поднимание согнутых ног, приставные шаги, повороты, выпады, танцевальные движения, хлопки и щелчки.
При составлении комплекса, упражнения не должны содержать травмоопасных движений:
1.Желательно избегать движений, связанных с переразгибом в суставах.
2.Избегать таких упражнений, как: круговые движения головой, наклон головы назад, глубоких приседаний, вращательные движения коленями, выпадов, когда между бедром и голенью получается острый угол, высоких махов ногами, растяжки в позе барьериста; упражнение “плуг”, “кобра”, махи ногами назад – в положении с опорой на коленки и кисти; поднимание выпрямленных ног и поднимание туловища из положения лёжа на спине.
3.Избегать резких движений конечностей.
4.Не повторять движения более 4 раз с одной ноги, т.е. менять ногу через каждые четыре повторения.
5.Избегать резких изменений направления движений. При переходах между комбинациями шагов иногда требуется выполнить движения на месте, прежде чем изменить направления движения.
6.Избегать таких движений, при выполнении которых, занимающиеся должны длительное время стоять на носках.
Низко – высокоударная аэробика.
Низкоударная аэробика – это выполнение ритмических движений во время которых ноги касаются пола (с меньшей силой) т.е. одна нога всё время остается в контакте с полом.
Низкоударная аэробика бывает: низкой интенсивности (приставные шаги,
виноградная лоза) и высокой интенсивности (руки поднимаются вверх, одна нога поднимается).
Высокоударная аэробика – это выполнение упражнений, при которых нога касается поверхности с силой в несколько раз превышающей вес тела (прыжки, бег).

Гигиенические требования (условия)

1.Заниматься с детьми в хорошо проветриваемом чистом зале, при открытой форточке, с температурой в зале плюс 18°С - 22°С.
2.Покрытие, способное эффективно амортизировать удары стоп при приземлении и компенсировать нежелательные развороты ног вовнутрь и наружу;
3.Достаточное и удобное для каждого занимающегося пространство, чтобы не препятствовать свободе движений;
4.Желательно наличие зеркал для самоконтроля и помоста для педагога;
5.Для партерных упражнений используется коврик, его головной конец отмечают специальной меткой. Хорошо, если коврики будут ярких расцветок.
6.Одежда должна быть лёгкой и пропускать воздух, предохранять тело, как от переохлаждения, так и от перегревания. Она должна хорошо впитывать пот. Также она должна быть красивой, яркой - это мобилизует занимающихся, стимулирует их красиво двигаться, сохранять красивую осанку.
7.Обувь должна быть удобной; поддерживать амортизационную и рессорную функции стопы, соответствовать её анатомно – физиологическим особенностям, не должна сдавливать стопу, препятствовать её естественному развитию. Во время занятий аэробикой надо пользоваться спортивной обувью, охватывающей щиколотку.
8.Ежедневно принимать теплый душ. Он очищает кожу, успокаивающе действует на нервную систему, ускоряет восстановительные процессы.

Педагогические условия, способствующие воспитанию физически здоровой личности

1. Показ личной значимости здорового образа жизни.
2. Систематическое занятие утренней гимнастикой, физкультурой.
3. Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.
4. Соблюдение гигиенических норм и правил.
5. Воздушные, солнечные и водные процедуры по закаливанию организм.
6. Подвижный образ жизни.
7. Полноценное питание.
8. Оптимизация нагрузки.

Воспитательная работа

Решить вопросы всестороннего физического развития и детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и педагога. В течение учебного года проводятся открытые занятия. На занятиях с детьми проводятся беседы, упражнения на познание себя, частей своего тела которые способствуют воспитанию детей уважать и бережно относиться к себе, учат ощущать и чувствовать процесс движения любой части тела, развивают чувство самостраховки при любой двигательной деятельности.
Большое значение в воспитании у детей эстетического вкуса имеют внешняя среда, гигиенические условия для занятий, красивый костюм для аэробики у детей и педагога, художественное оформление всех пособий и снарядов. Особенно важное значение в воспитании эстетических чувств, вкуса и любви к прекрасному на занятие имеет музыка.
Целеустремленное воспитание у детей самостоятельности и творческой активности приучает детей вносить что-то своё в упражнениях и играх, а также придумывать свои игры, развивает у детей эстетические стремления, связанные с творческим воображением и с творческим отношением к своей деятельности.
Очень важно пробудить у ребенка любовь и стремление к самостоятельному творческому движению. Надо научить его двигаться естественно и непосредственно, фантазировать, творчески отвечать на музыку движением.
Роль ребёнка (использование простейших движений самостоятельно во время занятий) может быть очень небольшой и очень простой, но важно само его участие в сотворчестве. На занятиях дается полный простор для самостоятельной работы занимающихся, создаются условия для самовоспитания.

Контроль

«Ахиллесовой пятой» занятий спортивной деятельностью является дозирования физической нагрузки. Поэтому на первых же занятиях проводится скрининг на предмет соответствия нагрузок возрастным и половым особенностям детей. С этой целью нами использованы методические рекомендации кандидата медицинских наук, доцента кафедры педагогики дополнительного образования ОГПУ Н.В. Сократова.
На занятиях аэробикой используется оперативный, текущий и поэтапный контроль за состоянием ребёнка. Оперативный контроль осуществляется после каждого занятия, текущий - после нескольких занятий, а поэтапный – после систематических длительных (на протяжении ряда месяцев) занятий.
Состояние здоровья детей контролируется медработниками образовательного учреждения, врачебно – физкультурного диспансера. На основании совместной деятельности решаются вопросы соответствия нагрузки функциональным возможностям организма ребенка, индивидуализации занятий и др.
Оперативный контроль в аэробике состоит из оценки самочувствия до, в процессе, после занятий (утомление, боли в мышцах), настроение, а также оценки частоты сердечных сокращений (ЧСС) до занятий и после. По внешним признакам также можно судить об индивидуальной переносимости физических упражнений. Нельзя игнорировать и ощущение боли в области желудка, сердца, суставах, головокружение, тошноты, возникновение одышки и др. Оперативный контроль состоит также из оценки ЧСС через 5 – 10 минут после окончания занятия. За это время он должен восстановится до показателей, примерно, равным исходным. Замедленное восстановление пульса указывает на чрезмерную нагрузку или нарушение резервных возможностей организма, что требует обязательной консультации врача – терапевта.


Приложение 2.

Календарно- тематическое планирование по курсу оздоровительная аэробика



занятия
Образовательная деятельность 1 год
-аэробика-


Теоретическая часть
время
Практическая часть
Знания, умения, навыки.
время

1
Стартовая диагностика
Техника Безопасности.

35 минут

2
Что такое аэробика? История аэробики
step, marsh,
10 мин
Строевые упражнения: направляющий, замыкающий, интервал.
Базовые шаги: v-step, marsh,
v-step
25 минут

3
Краткий обзор развития аэробики
Mambo
10 мин
Строевые упражнения: дистанция, предварительная и исполнительная команды.
Базовые шаги: Mambo
Mambo
25 минут

4
Гигиенические основы. Общий режим дня. Личная гигиена.
Step cross
10 мин
Строевые упражнения: повороты направо, налево, кругом, вполоборота.
Базовые шаги: Step cross, махи ногами.
Step cross
25 минут

5
Значение воды, водных процедур.
полька.
10 мин
Строевые упражнения: расчет, построение в одну шеренгу, построение в две шеренги.
Разнообразные виды передвижения: полька.
расчет, построение в одну шеренгу, построение в две шеренги.
полька.
Step cross
25 минут

6
Врачебный контроль, самоконтроль
подскок.
10 мин
Строевые упражнения: построение в колонну по одному, перестроение в колонну по два.
Разнообразные виды передвижения: подскок.
построение в колонну по одному, перестроение в колонну по два.
подскок.
25 минут

7
Рост, вес
скольжение, галоп.
10 мин
Строевые упражнения: движение строевым и походным шагом. Обозначение шага на месте. Остановка.
Разнообразные виды передвижения: скольжение, галоп.
движение строевым и походным шагом. Обозначение шага на месте. Остановка.
скольжение, галоп.
25 минут

8
Самочувствие, сон, аппетит
пони, ча-ча-ча, скрестный шаг, прыжки.
10 мин
Строевые упражнения: движение бегом, переходы с бега на шаг, с шага на бег, повороты в движении, перемена направления, захождение плечом
Разнообразные виды передвижения: пони, ча-ча-ча, скрестный шаг, прыжки.
пони, ча-ча-ча, скрестный шаг, прыжки.
пони, ча-ча-ча, скрестный шаг, прыжки.
25 минут

9
Физиологическая классификация спортивных упражнений
Step touch
10 мин
Базовые шаги: Step touch
Step touch
25минут

10
Врабатывание
Open Step.
10 мин
Строевые упражнения: движение в обход, противоходом налево, направо.
Базовые шаги: Open Step.
Open Step.
25 минут

11
Утомление
curl.
10 мин
Строевые упражнения: движение по диагонали, змейкой.
О.р.у: для шеи и туловища. Базовые шаги: curl.
движение по диагонали, змейкой.
Open Step.
25 минут

12
Восстановление
Knee up.

10 мин
Строевые упражнения: перестроение из колонны по одному в несколько колонн поворотом в движении.
Базовые шаги: Knee up.
перестроение из колонны по одному в несколько колонн поворотом в движении.

Knee up.

25 минут

13
Что происходит в мышцах при тренировках?
Step Knee
10 мин
Строевые упражнения: размыкание шагами.
Базовые шаги: Step Knee
Step Knee
25 минут

14
Боли, возникающие после тренировок
10 мин
Step Knee
Step Knee
25 минут

15
Диагностика.



25 минут



Образовательная деятельность 1 год
-Гимнастика(развитие гибкости и общефизической подготовки)-

№ занятия
Теоретическая часть
часы
Практическая часть
Знания, умения, навыки.
часы

16
Стартовая диагностика
Техника Безопасности.

35 минут

17
Для рук: поднимание и опускание рук вперед, вверх, назад в стороны;
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
35 минут

18
Упражнения на формирование осанки, совершенствование равновесия и ориентации в пространстве. Различные виды ходьбы (с носка, на носках, с поворотом кругом, высоким, острым, перекатным, пружинистыми шагами) и бега в чередовании с остановками на носках; упражнения на рейке гимнастической скамейки; выполнение упражнений с выключенным зрительным анализатором;
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
35 минут

19
движения прямыми и согнутыми руками в различном темпе;
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
35 минут

20
Гимнастическая скамейка: в упоре на скамейке - сгибание рук с поочередным подниманием ноги (правой, левой); сидя на скамейке - поднимание ног и наклоны туловища. Прыжки со скамейки вправо, влево, ноги врозь, ноги вместе.
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
35 минут

21
Упражнения на формирование осанки, совершенствование равновесия и ориентации в пространстве. Различные виды ходьбы (с носка, на носках, с поворотом кругом, высоким, острым, перекатным, пружинистыми шагами) и бега в чередовании с остановками на носках; упражнения на рейке гимнастической скамейки; выполнение упражнений с выключенным зрительным анализатором;
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
35 минут

22
круги руками в лицевой, боковой, горизонтальной плоскостях (одновременные, поочередные, последовательные)
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
35 минут

23
сгибание и выпрямление рук из различных положений, в разном темпе, с различными отягощениями,
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
35 минут

24
Упражнения вдвоем: из различных исходных положений - сгибание и разгибание рук, наклоны и повороты туловища, перетягивания и др. (с сопротивлением, с помощью).
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
35 минут

25
Поднимание ног в различных исходных положениях: стоя, сидя, лежа, в висах, упорах; то же с отягощениями, преодолевая сопротивление амортизатора или партнера.
35 минут

26
сгибание и разгибание рук в различных упорах (в упоре на стенке, на гимнастической скамейке, в упоре лежа;
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
35 минут

27
Удержание ног в различных положениях (вперед, в сторону и назад). Встряхивание расслабленными ногами. Различные сочетания движений ногами с движениями туловищем, руками (на месте и в движении).
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
прыжки толчком двумя ногами с поворотом на 180-360°
35 минут

28
сгибание и разгибание рук в упоре лежа, но с отведением ног (поочередно правой и левой) назад при сгибании рук;
35 минут

29
Махи ногами с опорой руками о гимнастическую стенку и без опоры руками.
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)

35 минут

30
сгибание и разгибание рук с опорой носками о гимнастическую скамейку или рейку гимнастической стенки),
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
35 минут

31
Пружинящие полуприседания в выпаде в сочетании с поворотом кругом.
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
35 минут

32
Прыжки на двух ногах, одной ноге, с одной ноги на другую, прыжки из приседа, прыжки через гимнастическую скамейку (сериями: слитно, толчком обеими ногами или одной).
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
35 минут

33
Круги руками из различных исходных положений в лицевой и боковой плоскостях (одновременные, поочередные, последовательные) без отягощений и с отягощениями.
Пластика (мосты, выпады, шпагаты
35 минут

34
Для шеи и туловища: наклоны, повороты, круговые движения головой и туловищем в основной стойке, в стойке ноги врозь, в стойке на коленях, сидя на полу (скамейке)
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
35 минут

35
Для ног: сгибание, разгибание и круговые движения стопами. Полуприседания и приседания в быстром и медленном темпе; то же на одной ноге с одновременным подниманием другой вперед или в сторону (с опорой и без опоры).
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
35 минут

36
Выпады вперед, назад, в сторону, вперед наружу (и внутрь), назад наружу (и внутрь).
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
35 минут

37
Круги руками из различных исходных положений в лицевой и боковой плоскостях (одновременные, поочередные, последовательные) без отягощений и с отягощениями.
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
35 минут

38
Дополнительные (пружинящие) движения туловищем вперед в сторону.
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
прыжки толчком двумя ногами с поворотом на 180-360°
35 минут

39
Наклоны с поворотами: наклоны вперед, назад, с поворотом туловища в различных стойках, в седе на полу и гимна Пластика (мосты, выпады, шпагаты)стической скамейке.

прыжки толчком двумя ногами с поворотом на 180-360°
35 минут

40
Для шеи и туловища: наклоны, повороты, круговые движения головой и туловищем в основной стойке,
35 минут

41
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
35 минут

42
Выпады вперед, назад, в сторону, вперед наружу (и внутрь), назад наружу (и внутрь).
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
35 минут

43
Круги руками из различных исходных положений в лицевой и боковой плоскостях (одновременные, поочередные, последовательные) без отягощений и с отягощениями.
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
35 минут

44
Дополнительные (пружинящие) движения туловищем вперед в сторону.
Пластика (мосты, выпады, шпагаты)
прыжки толчком двумя ногами с поворотом на 180-360°
35 минут

45
Наклоны с поворотами: наклоны вперед, назад, с поворотом туловища в различных стойках, в седе на полу и гимна Пластика (мосты, выпады, шпагаты)стической скамейке.

прыжки толчком двумя ногами с поворотом на 180-360°
35 минут

46
Для шеи и туловища: наклоны, повороты, круговые движения головой и туловищем в основной стойке,
35 минут

47
диагностика.
35 минут



Образовательная деятельность
-Хореография-

№ занятия
Теоретическая часть
часы
Практическая часть
Знания, умения, навыки.
часы

48
Стартовая диагностика
Техника Безопасности.

35 минут

49
1, 2, 3, 5 позиции
35 минут

50
Полуприседание (деми плие) в 3 позиции.

35 минут

51
Приседание (гран плие) в 3 позиции.

35 минут

52
Выставление ноги на носок (батман тандю) в различном темпе

35 минут

53
Полуприседание (деми плие) в 3 позиции.

35 минут

54
Выставление ноги на носок (батман тандю) в различном темпе

35 минут

55
Приседание (гран плие) в 3 позиции
35 минут

56
Махи ногами на высоту 45 градусов (батман тандю жете).

35 минут

57
Полуприседание с выставлением ноги на носок (батман тандю сутеню).

35 минут

58
Приседание на одной ноге, другая согнута (прижата) к щиколотке ( батман фондю).

35 минут

59
Нога согнута, колено в сторону, носок у щиколотки опорной ноги спереди или сзади ( сюр ле ку де пье)

35 минут

60
Резкое сгибание ноги в положение сюр ле ку де пье и разгибание на 45 градусов
( батман фраппе).

35 минут

61
Нога согнута, колено в сторону, носок у щиколотки опорной ноги спереди или сзади ( сюр ле ку де пье)

35 минут

62
Круги ногой на полу (рон де жамб пар тер).

35 мин

63
Подъём на полупальцы (ревеле).

35 мин

64
Махи ногами 90 градусов и выше в 3 и 5 позициях (гран батман жете).

35 мин

65
Поднимание ноги вперед, в сторону, назад в 3 позиции (батман девелопе).

35 мин

66
диагностика.
35 мин










13PAGE 147815


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа город Шарья Костромской области


13PAGE 15


13PAGE 142215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915