Конспект урока по технологии для 6 класса «Устройство токарного станка»


«№ 17 ұлттық өркендеу мектеп – кешені» ММ
ГУ «Средняя школа – комплекс национального возрождения №17»
Открытый урок на тему:
Устройство токарного станка по обработке древесины

Учитель технологии
Емельянова Е.Д.
Петропавл қаласы 2012 ж.

Тема: Устройство токарного станка для точения древесины
Цель:
• Развивающая: Развивать умения и навыки составлять кинематическую схему;
• Обучающая: Изучить устройство моделей токарного станка по дереву ТД – 120М, рассмотреть кинематическую схему станка;
• Воспитательная: Формирование творческого отношения к трудовой деятельности.
Оборудование: Токарные станки по дереву, заготовки, готовые изделия из древесины.
Ход урока
I Вводный инструктаж
1. Организационная часть: проверка явки учащихся, подготовки к уроку
2. Повторение пройденного материала
Беседа по вопросам:
• Назвать три составляющие машины и их составляющие
• Привести примеры цепной передачи
• Из каких звеньев состоит цепная передача?
• Чем отличается глянцевое соединение от шпоночного?
3. Сообщение темы и цели урока
Тема: Устройство токарного станка для точения древесины
Изложение программного материала
Иллюстрационный рассказ
Учитель: На предыдущих уроках Вы убедились, что изготовить деталь или изделие цилиндрической формы вручную – довольно сложная задача. Гораздо быстрее и проще сделать это на токарном станке по дереву.
Токарный станок предназначен для обработки заготовок из металлов и других материалов в виде тел вращения. На токарном станке производится основные операции: точение поверхностей, нарезание резьб, сверление, зенкерование, развертывание.
Главное движение (вращательное) осуществляется заготовкой, движение подачи (поступательное) – режущим инструментом.
История токарных станков по дереву уходит в далекую древность. Они использовались для изготовления посуды, деталей столов, стульев и других предметов домашнего обихода.
Различают следующие типы токарных станков:
― Винторезные
― Револьверные
― Карусельные
― Многорезцовые
― Центровальноотрезные
― С ручным приводом
― С ножным приводом
На современных промышленных предприятиях применяются станки различных конструкций и назначений, в том числе:
― Станки автоматы
― Станки с программным управлением (ПУ)
Подробнее с устройством таких станков некоторые из вас, кто выберет профессию «Станочника деревообрабатывающей промышленности» смогут ознакомиться в лицеях, колледжах, техникумах, университетах.
Школьные мастерские обычно оборудованы токарными станками моделей ТД – 120; СТД – 120М.
Далее учитель рассказывает об основных узлах станка ТД – 120 по рисунку и модели станка.
1. На направляющих станины установлена каретка с подручником и задняя бабка.
2. Задняя бабка состоит из выдвижной втулки, винтовой передачи, моховика и центра задней бабки (пиноли).
3. Шпиндель станка установлен в передней бабке на шарикоподшипниковых опорах.
4. Включение и выключение осуществляется кнопками «Пуск» и «Стоп».
? Рассмотрим различия станков СТД – 120М и ТД – 120.
Особенностью обоих станков является шпиндель, на который могут навинчиваться следующие детали:
― Патрон – применяется для крепления коротких заготовок
― Трезубец – применяется для крепления длинных заготовок с поджатием их центром задней бабки.
― Планшайба – применяемая для обработки заготовок небольших длин и большого диаметра. Крепление заготовки к планшайбе производится шурупами.
Учитель показывает образцы крепления. В начале заготовку обрабатывают на малой частоте вращения 710 - 770̊ в/мин, а уже чистовую обработку выполняют при частоте вращения 1000 - 1450̊ в/мин.
Регулировка частоты вращения осуществляется установкой ремней ременной передачи на шкивы различных диаметров.
Учитель демонстрирует схему скорости вращения шпинделя.
Обратимся к кинематической схеме станка.
Объяснение схемы:
1. Шпиндель приводится во вращение от электродвигателя через клиноременную передачу.
2. Винтовой механизм задней бабки преобразует вращения ручки моховика в поступательное движение центра задней бабки.
Инструктирование по правилам безопасности на токарном станке
1. Не включать станок без разрешения учителя;
2. Не включать станок без ограждений ременной передачи;
3. Не опираться на части токарного станка;
4. Не класть инструменты и другие предметы на станок;
5. Обо всех неисправностях в станке и электропроводке немедленно сообщать учителю.
II Текущий инструктаж
Практическая работа
Выполнение заданий:
1. Ознакомьтесь с устройством станка.
2. Убедитесь, что станок отключен. Переместите заднюю бабку в крайнее правое положение. Замерьте:
• Расстояние между центрами
• Расстояние от линии центров до станины
• Величина вылета патрона
3. Заполните таблицу:
Частота вращения шпинделя Расстояние между центрами (мм) Расстояние от линии центров до станины (мм) Величина вылета патрона
4.Поупражняйтесь в креплении заготовок на станке (в патроне, в центрах, на планшайбе).
III Закрепляющий инструктаж
Итоги:
А) Выставление оценок
Б) Анализ допущенных ошибок
В) Д/з тетрадь, спецодежда
Г) Уборка мастерской
Литература: Технология 6кл. (2003 г.). В.Д. Симоненко. Технология поурочные планы по учебнику В.Д. Симоненко 6кл. (2006 г.)