Урок по технологии «Современные технологические машины. Устройство токарного станка по дереву» (7 класс)







Технология
Урок в 7 экспериментальном
классе








Учитель Терентьев В.Б.










Розовская СОШ
2010-2011




Урок № 13 (7 класс)
Тема урока «Современные технологические машины. Устройство токарного станка по дереву»
Цели урока:
способствовать формированию у учащихся знаний о современных технологических машинах и технологических процессах современного производства;
познакомить с устройством и назначением токарного станка. Показать преимущество обработки цилиндрической детали на токарном станке над ручной работой;
познакомить с основными частями токарного станка, инструментами для чернового и чистового точения и способами обработки древесины;
научить школьников выполнять точение заготовок из древесины резцами различного профиля;
создать условия для запоминания принципов техники безопасности при работе на станке;
способствовать развитию у школьников качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда.

Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- из каких основных частей состоит любая технологическая машина;
виды механических передач;
преимущество токарного станка перед ручной обработкой;
что является рабочим органом в станке.
Учащиеся должны уметь:
выполнять точение цилиндрических деталей из древесины лиственных пород.
выполнять меры предосторожности при работе на токарном станке.
Инструменты (подручные средства):
- токарный станок, специальные резцы для чернового и чистового точения - токарные стамески;
- эталон изготовляемой детали;
заготовки, подготовленные к закреплению в центрах токарного станка;
таблица и инструкция по технике безопасности при работе на токарном станке по обработке древесины.

Ход урока
Пояснить принцип работы токарного станка.
Назвать и показать основные части токарного станка по обработке древесины.
Назвать и показать приспособления, применяемые для закрепления заготовки.
Объяснить определяется выбор приспособления, применяемого для закрепления заготовки Рассказать как нужно подготовить заготовку к точению.
Рассказать о видах и назначении резцов (стамесок) для чернового и чистового точения древесины, приемах точения. Что основными инструментами для точения служат резцы: полукруглая стамеска - для чернового точения и косая стамеска - для чистового.
Токарную стамеску держат двумя руками, передвигая по подручнику. За первый проход снимают стружку толщиной 1-2 мм серединой лезвия полукруглой стамески. Дальнейшее точение выполняют боковыми частями лезвия при движении стамески как влево, так и вправо.
После 2-3 мин работы следует остановить станок и проверить крепление заготовки.
Когда до достижения требуемого диаметра остается снять 3-4 мм, начинают чистовое точение. Косую стамеску устанавливают на ребро тупым углом вниз. Стружку срезают средней и нижней частью лезвия.
Косая стамеска используется также для подрезания торцов. Её ставят острым углом вниз и по риске делают неглубокий надрез. Затем, отступив немного вправо или влево (в зависимости от того, какой торец подрезают), наклоняют стамеску и срезают на конус часть заготовки. Эту операцию повторяют несколько раз, пока не останется шейка диаметром 8-10 мм.
Контроль диаметра цилиндрической детали осуществляют кронциркулем (или штангенциркулем) после остановки станка, причем в нескольких местах.
Прямолинейность поверхности выявляют линейкой или угольником на просвет.
Изготовление деталей, имеющих несколько цилиндрических поверхностей, выполняют в определенной последовательности.
Сначала с помощью полукруглой стамески заготовке придают цилиндрическую форму. Затем, выключив станок, выполняют разметку по длине с помощью линейки и карандаша. Включив станок, по линиям разметки косой стамеской делают неглубокие надрезы и начинают обработку отдельных участков. В процессе точения периодически контролируют качество и размеры цилиндрической поверхности.
Шлифуют детали шлифовальной шкуркой при наибольшей частоте вращения шпинделя, полируют - бруском более твердой древесины.
Затем деталь снимают со станка и отрезают притгуски ножовкой. Торцы зачищают напильником и (или) шлифовальной шкуркой.
Рассказать об организации труда и правилах безопасности труда при работе на токарном станке по обработке древесины, рациональном размещении инструмента, правилах бережного обращения с инструментом, приспособлениями и токарным станком.
Закрепление нового материала. Вопросы:
1.Назовите и покажите основные части токарного станка по обработке древесины? 2. Назовите и покажите приспособления, применяемые для закрепления заготовки? 3.Чем определяется выбор приспособления, применяемого для закрепления заготовки? 4. Как нужно подготовить заготовку к точению? 5. Какой инструмент используется для токарных работ? 6. В какой последовательности изготавливают цилиндрические детали? 7. Как производится черновое и чистовое точение?
Домашнее задание
Ответить на вопросы в рабочей тетради (с. 47).































Самоанализ урока технологии

Тема урока: «Современные технологические машины. Устройство токарного станка по дереву»
Тип урока: комбинированный.
Структура урока: 1) введение и организация урока;
передача-усвоение новых знаний;
организация самостоятельной работы-демонстрации учащихся;
закрепление прочности знаний;
краткая заключительная часть урока.
При планировании урока были учтены возможности класса: активность, находчивость, умение работать самостоятельно.
Перед учащимися поставлены основные задачи изучения темы урока. Обеспечивалась должная научность, доступность изложения материала, связь его с жизнью. На уроке сочетались словесные, наглядные и практические методы обучения. Применялись способы поддержания внимания и активизации учеников, их работоспособности. По ходу объяснения проверялась степень понимания учениками нового материала.
На уроке учитывались индивидуальные интеллектуальные особенности учащихся. Использовалась работа в парах.
Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративный (рассказ, инструктаж, демонстрация), репродуктивный (практическая работа), методы учета и контроля (контроль со стороны учителя, самоконтроль).
. Класс в целом справился с поставленными задачами, дети показали успешное овладение содержания урока.