Технологическая карта занятия по технологии по теме Устройство токарного станка по обработке древесины

Предмет «Технология»
Класс 6
Технологическая карта занятия
учителя технологии Шведова Михаила Юрьевича МОУ Петровской СОШ Ростовского МР

Раздел
Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов

Тема
Устройство токарного станка по обработке древесины

Цель
Изучить устройство токарного станка по дереву СТД-120  и познакомиться с принципом его работы

Задачи
Изучить историю, устройство, работу СТД. Уметь точить детали цилиндрической формы. Применять контрольно-измерительные инструменты при выполнении токарных работ. Соблюдать правила безопасного труда при работе на станке.

Основное содержание темы

Токарный станок для обработки древесины: история, устройство, оснастка, инструменты, настройка, приёмы работы. Современные СТД. Классификация. Получение и обработка детали цилиндрической формы. Контроль качества деталей. Правила безопасного труда при работе на токарном станке.

Термины понятия
Технологическая машина, машина-двигатель, ременная передача, вал, центр, подручник, бабка.

Планируемые результаты

Личностные
Метапредметные
Предметные

- познавательный интерес и активность к изучению темы;
-желание учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- ответственность при выполнении учебного задания в рамках парной и индивидуальной деятельности;
- осознание собственных достижений при освоении темы.
Познавательные:
-объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

Регулятивные:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности
-определение адекватных имеющимися организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной и трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
-выполнять учебное действие, используя план;
-выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания

Коммуникативные:
-формулировать понятные высказывания используя термины в рамках учебного диалога;
-работать в паре при выполнении заданий;
-выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникаций;
-представлять свою позицию в разработке проекта;
-конструктивно взаимодействовать при оценивании групповой работы.
в познавательной сфере:
-знать классификацию, устройство, правила настройки, работы на СТД-120М
- знать правила техники безопасности при работе на станке

в трудовой сфере:
- уметь подготовить заготовку для точения и закрепления на станке
- уметь точить детали цилиндрической формы
- уметь применять контрольно-измерительные приборы(кронциркуль, линейку, штангенциркуль)


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи
Ресурсы (дидактические материалы, МТО)

История, черчение, физика, ОБЖ, математика.
1. Материально-техническая база:
кабинет технологии;
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
верстак универсальный с инструментом для ручной обработки древесины
станок СТД-120М в комплекте с резцами – 4 шт.
Инструменты: -ножовка по дереву, дрель ручная, киянка, рубанок, линейка, кронциркуль, штангенциркуль

2. Дидактическое обеспечение:
учебник
рабочая тетрадь на печатной основе:
плакаты, презентации, вопросники, тестовые задания
учебно-техническая документация (УТД):
технологические карты (ТК):
инструкционные карты (ИК):
инструкционно-технологические карты (ИТК):
информационные карты (ИК):
образцы объектов труда;
материалы для контроля знаний учащихся:
карточки-задания:
3. Информационные ресурсы
Презентация


Формы организации познавательной деятельности
Методы обучения
Тип урока

Фронтальная, групповая, индивидуальная
Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (практическая) работа
комбинированный

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1 этап Самоопределение к деятельности
(организационная часть; актуализация знаний/проверка; определение темы, цели и задач урока)

Цели деятельности
Ситуативные задания
Планируемый результат

настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний
- создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания
предъявить задания, близкие жизненному опыту детей
зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний
- организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании
зафиксировать причину затруднения у учащихся
сформулировать и согласовать цели урока
организовать уточнение и согласование темы урока

приветствие
проверка явки учащихся
заполнение учителем классного журнал
- определение темы урока
- подведение обучающихся к постановке цели и задач урока
- эмоциональный настрой на урок и т.д.
активное слушание
выдвижение предположений о теме урока и т.д.
- построение понятных для собеседника высказываний
активизация имевшихся ранее знаний
активное погружение в тему
- высказывание различных вариантов решения проблемы
слушать вопросы учителя
отвечать на вопросы учителя
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы
формирование умения обобщать и классифицировать по признакам
- формирование умения находить ответы на вопросы
взаимодействие с учителем во время опроса
- участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений

2 этап Учебно-познавательная деятельность
(изучение учебного материала, его закрепление)

Цели деятельности
Учебные задания
На знание (З), понимание (П), умение (У)
Планируемый результат

Блок А (название)

организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
- организовать фиксацию преодоления затруднения
зафиксировать алгоритм выполнения настройки станка и алгоритм работы на станке
- организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах)
- организовать усвоение правил техники безопасности при работе и после работы на станке

эвристическая беседа(З,П)
Немного из истории токарного станка ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) (З)
- ответить на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по истории токарного станка(полученные баллы занести в лист результатов работы на уроке или тетрадь)
- рассказ о СТД-120М, его устройстве, принципе действия (З,П)
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] станков по дереву (З)
- примеры деталей, изделий, которые можно изготовить на СТД([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Презентация)
- работа с учебником и рабочей тетрадью(выписать из учебника в рабочую тетрадь основные части СТД-120М)
- выполнить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по устройству СТД-120М(полученные баллы занести в лист результатов работы на уроке или тетрадь)



восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
-осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
- формирование умения работать в парах, в группах
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме
развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации
- развитие умения строить простые рассуждения
- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
- применение на практике и последующее повторение нового материала
- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Блок Б (название)

зафиксировать алгоритм выполнения настройки станка и алгоритм работы на станке
- организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах)
- организовать усвоение правил техники безопасности при работе и после работы на станке

- пользуясь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по технике безопасности, найти наиболее опасные места при работе СТД
- определить, какие действия обучающегося могут привести к получению травмы
- баллы, полученные при контрольном опросе, занести в оценочный лист или тетрадь
- формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

3 этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность
(вводный инструктаж, самостоятельная практическая деятельность)

Цели деятельности
Варианты заданий
Планируемый результат

тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке
проверить умения работать учащихся по алгоритму
организовать самостоятельную работу учащихся

Вводный инструктаж по ТБ
Текущий инструктаж. Порядок настройки, работы
сообщение учащимся названия практической работы;
разъяснение учащимся задач практической работы;
ознакомление учащихся с объектом труда - образцом;
ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК)
предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы);
инструктаж по технике безопасности.

Практическую работу проводим по партам, т. е. по 2 ученика: первый выполняет настройку и подготовку станка к работе, второй в это время, готовит на верстаке заготовку для получения цилиндрической детали и закрепления ее на станке
выполнение целевого обхода с целью предупреждения ошибок. Контроль правильности выполняемой работы, настройки станка, крепления заготовки и обработки ее.

Самостоятельная работа учащихся по УТД.
Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
Формирование новых умений:
проверка организованности начала работы учащихся;
проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
Усвоение новых знаний:
проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией
. Целевые обходы:
инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
рациональное использование учебного времени учащимися.
оценка самостоятельной работы ученика учителем: настройка станка, закрепление заготовки, правила работы, правила ТБ, самостоятельное исправление ошибок



проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся
- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
- применение на практике полученных знаний и последующее повторение
самоконтроль выполнения задания
- взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
- усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации
умение структурировать знания
выбор наиболее эффективных способов решения задач
установление причинно-следственных связей
построение логической цепи рассуждений
выдвижение гипотез; их обоснование

4 этап Рефлексивная деятельность
(заключительный инструктаж, итоги урока, анализ урока учителем)

Цели деятельности
Самоанализ и самооценка ученика
Планируемый результат

организовать самопроверку самостоятельной работы
по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок
организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы
организовать проведение самооценки учениками работы на уроке
по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

Заключительный инструктаж учителя:
анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
разбор типичных ошибок учащихся;
вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
- повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
- применение на практике полученных знаний и последующее повторение
самоконтроль выполнения задания
- взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность


Цели деятельности
Самоанализ и самооценка учителя
Планируемый результат

организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока

анализ выполнения поставленной цели урока
разбор недостатков
вскрытие причин допущенных ошибок;


объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке
-выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся


Приложение/Презентация Microsoft Office PowerPoint.ppsИстория СТД.pptxЫ Заголовок 1®ђ Заголовок 2®ђ Заголовок 3®ђ Заголовок 415