Конспект ООД по познавательному развитию (подготовительная группа) «В царстве часов»


КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности
для детей с нарушением зрения
«В царстве часов»
Воспитатель: Акинина В.Н.
Программное содержание:
Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время.
Учить чётко и последовательно излагать свои мысли.
Развивать исследовательский интерес и любознательность.
Развивать связную речь у детей.
Воспитывать интерес к познанию.
Способствовать формированию коммуникативных навыков.
Предварительная работа: Знакомство с часами. Изучение энциклопедии. Загадывание загадок
Словарная работа: часы солнечные, водяные, механизм, циферблат.
Материал и оборудование: запись звуков, часы, Магнитофон, карандаши, фонарик.

Ход занятия:
Во время игры включаю запись звука часов. Дети обращают внимание, что звучит.
Воспитатель: Сейчас мы присядем на ковёр.
- Давайте представим, что мы дома и только начинаем просыпаться. Магнитофон с записью звуков (крик петуха, звонок будильника, бой курантов)
Воспитатель: - Какие звуки вы услышали?
Дети: - Крик петуха, звонок будильника, сигнал радио, бой часов и т.д.
Воспитатель: - Вот какое разнообразие звуков. Как вы думаете, что общего у этих звуков?
Дети: - Эти звуки будят нас утром. Они выполняют роль будильника.
Воспитатель: - А будильник, это что такое?
Дети: - Это часы, которые заводят вечером, чтобы они разбудили нас утром.
Воспитатель: А как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время?
Дети: - По звёздам, по солнцу, по растениям и т.д. (показ слайдов)
Воспитатель: - А вы хотите побольше узнать о часах? Тогда предлагаю отправиться в далёкое прошлое.
Воспитатель: - Вот мы с вами и попали в Египет (показ слайда), древние египтяне изобрели первые часы, где стрелкой работала тень (показ слайда). Опыт с часами. Фонарь – это Солнце, Солнце движется и тень от палочки показывает время.
Воспитатель: - Какие часы придумали древние египтяне? Дети: - Солнечные часы.
Воспитатель: - Всегда ли можно определить время по этим часам?
Дети: - В пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца.
Воспитатель: - А как вы думаете, какие часы придумали люди позднее? Ответы детей.
Воспитатель: - За солнечными часами люди изобрели водяные часы, которые не зависели от солнечного света.( Показ слайда)
Воспитатель: - В водяных часах время текло, переливаясь из одного сосуда в другой. Как вы думаете, удобны ли такие часы в использовании?
Дети: - Вода вливалась из сосуда, заканчивалась и её надо было подливать.
Воспитатель: - Правильно, “водяные часы” требовали постоянного контроля со стороны людей. Поэтому одновременно с “водяными” существовали “песочные” часы, устроенные по такому же принципу. (Показ слайда)
Воспитатель: - Песочные часы используются и сейчас. А где мы можем сейчас встретить такие часы? А кто в нашем детском саду пользуется такими часами?
Дети: - В медицинском кабинете. Наша медсестра пользуется такими часами, когда греет нам горло или нос.
Воспитатель: - Чем неудобны в использовании такие часы?
Дети: - Песочные часы надо часто переворачивать, даже чаще, чем подливать воду в водяные часы.
Воспитатель: - Мы говорим, что в водяных часах время…(текло), а в песочных часах…(пересыпается). Поэтому на смену песочным часам пришли восковые свечи (показ слайда). Почему люди перестали использовать свечи, как часы?
Дети: - Огонёк в таких часах можно легко задуть. Или потушить мог ветер или дождь.
Воспитатель: - Уже намного позднее появились механические часы. Усовершенствованный механизм таких часов люди используют и сейчас. (Показ слайда).
Воспитатель: Сначала механические часы были больших размеров и располагались на самых высоких башнях в городе, откуда их было видно и слышно всем жителям города. Сохранились такие часы и в нашем городе. Вот послушайте как они звучат. (Включается запись боя Кремлевских курантов) Вы узнали их?
Дети: Это кремлевские куранты на Спасской башне Кремля. (Показ слайда)
Воспитатель: - Внутри часов работает сложный механизм. Видите сколько там разных деталей? Показ разобранного будильника. - Слышите, как они тикают? Давайте и мы с вами превратимся в часы.
Физминутка:
- Тик – так, тик – так, (наклоны головы то к одному, то к другому плечу).
Все часы идут вот так Тик – так.
Смотри скорей, который час (раскачивания в такт маятника)
Тик – так, тик – так, тик- так.
Налево – раз, направо – раз (наклоны головы то к одному, то к другому плечу)
Мы тоже можем так.
Тик – так, тик – так, тик – так.
Воспитатель: - Почему часы называют механическими?
Дети: - Внутри у таких часов разные винтики, пружинки, болтики, большие и маленькие.
Воспитатель: - Что мы видим, глядя на часы? Дети: - Циферблат. Стрелки – маленькую и часовую, цифры.
Воспитатель: - Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы. (Показ слайда) В каких современных приборах вы встречали электронные часы?
Дети: - В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере.
Воспитатель: - Чем отличаются механические часы от электронных?
Дети: - У электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Электронные часы не могут работать без электричества. - Подумайте, что произойдёт в нашей жизни, если исчезнут часы? Ответы детей.
Воспитатель: - Будем надеяться, что часы всегда будут с нами, потому что часы – наши верные помощники во всех делах. - Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали, выполняли задания, но время не стоит на месте, оно бежит очень быстро, и может, кто-то из вас придумает новые часы и их будут называть “космические”.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать часы - либо те о которых мы говорили сегодня, либо придумать свои