Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной сферы старших дошкольников Маленькие следопыты в Сказочной стране


КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ)
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
«МАЛЕНЬКИЕ СЛЕДОПЫТЫ В СКАЗОЧНОЙ СТРАНЕ»
Цель:
Продолжить работу по развитию когнитивной сферы детей старшего возраста (развитие и коррекция внимания, памяти, мышления, восприятия, мыслительных операций).
Развивать коммуникативные навыки, способности к глубокому образному мышлению, умение устанавливать причинно-следственные связи, творческие способности.
Задачи:
повысить у детей самооценку, уверенность в себе;
формировать чувство принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации; гармонизировать потребность ребенка в социальном признании, учить осознавать свои эмоциональные ощущения.
Ожидаемые результаты:
Проявление познавательного интереса
Повышение прочности знаний, умений, навыков,
Коррекция внимания, памяти, мышления и других познавательных процессов.
№п/п Содержание занятия Время проведения Оборудование
1
1.1 Вступительная часть
Ритуал приветствияЦель: создание положительного, рабочего настроя в группе, благоприятной положительной атмосферы сотрудничества, хорошего настроения Дети встают в круг, взявшись за руки.
Психолог: Давайте поприветствуем друг друга улыбкой! Сегодня замечательная погода, надеюсь, что и настроение у всех тоже прекрасное.
1 мин1.2 Упражнение «Вход в «Сказочную страну»
Цель: развитие целеустремленности, повышение самооценки, развитие креативности мышления; подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.
Раздается телефонный звонок. Звонит неизвестный сказочный герой и приглашает ребят в Сказочную страну. Звонок прерывается, герой не успевает представиться.
Психолог: Кто же это звонил? (задумчиво) Даже не успел представиться!? Если нас приглашают, следует принять приглашение.
- Скорее всего, это будет необычное путешествие, поэтому необходимо быть очень внимательными, иметь хорошую память, не бояться опасностей, и суметь найти выход из любой трудной ситуации. Кто готов к этому путешествию, сделайте «домик». (Дети поднимают руки над головой в форме домика) Замечательно! Тогда в путь! А теперь давайте почувствуем, что мы — одна команда, ведь идти нам придется вместе.
Психолог: Кто догадался, как можно найти вход в Сказочную страну? (дети высказывают предположения) 2 мин1.3 Игра «Пары слов»
Цель: развитие внимательности, ориентировки в различных ситуациях
Психолог: В сказочной стране живут герои различных сказок. Они встречают нас (показывает картинки).  Предлагаю найти пары героев сказок.  Будьте внимательны!
ЗАДАНИЕ: найди пару сказочному герою. (картинки вырезаны в виде пазлов)
Золушка - Принц Заяц – Волк Чебурашка – Крокодил Гена Красная Шапочка-БабушкаДюймовочка – Ласточка
Муха-цокотуха – Комарик Винни Пух – ПятачокКрасная Шапочка - Бабушка
Молодцы. Вы хорошо знаете сказки. 5 минПарные картинки: Золушка - Принц
Заяц – Волк, Чебурашка – Крокодил Гена,
Красная Шапочка-Бабушка, Дюймовочка – Ласточка, Муха-цокотуха – комарик, Винни Пух – Пятачок, Красная Шапочка – Бабушка2
2.1 Основная частьУпражнение «Найди различия»
Цель: развитие концентрации внимания, умение находить различия в изображениях
Психолог: А вот и следы, о которых говорил неизвестный сказочный герой.
Кто нас первым встречает? Вы его узнали? (Картинка «Человек рассеянный»)
Психолог зачитывает четверостишие вместе с ребятами:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный с
С улицы Бассейной. (С.Я. Маршак)
Психолог: знаете, почему он так оделся? (Дети догадываются, что он невнимательный) Я надеюсь, что вы не такие.
Вопросы к детям:
- Левый ботинок обуваете на правую ногу?
- Рубашку наизнанку надеваете?
- Мы с вами провели много различных упражнений на внимание. Покажите, на что вы способны.
ЗАДАНИЕ: найти как можно больше различий между картинками. Для этого вам нужно быть очень внимательными.
(Дети находят и называют различия между картинками) 3 минИзображение сказочных следов
Картинка «Человек рассеянный»
Карточки на каждого участника «Найди отличия»
2.2 Упражнение «Волшебные превращения»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики
Психолог: Ребята, обратите внимание, следы продолжаются. По ним мы можем продолжить наше путешествие.
Дети находят конверт «Письмо от Незнайки».
Психолог: Незнайка пишет нам, что он мечтал стать художником, начал рисовать, а что из этого может получиться дальше, он не знает. Поможем ему?
ЗАДАНИЕ: превратить полукруг в рисунок: зонт, гриб, ежик, солнышко, каска, кепка, мышка, мячик, смайлик..Психолог: Что у вас получилось? (дети показывают свои работы) У вас очень хорошо развито воображение. 3 минИзображение сказочных следов
Конверт «Письмо от Незнайки» с заданием
Фломастеры, доска
2.3 Упражнение «Покажи без слов»
Цель: развитие невербальной коммуникации, творческого воображения, умения перевоплощаться
А вот интересно, сможете ли вы оживить какой-нибудь предмет или явление? Давайте попробуем. Я назову, а вы попробуйте изобразить то, что вы услышите. Сначала подумайте, как и что будете изображать.
(Голодный злой волк, Веселый воробей, Сонный ребенок, Ленивый кот, Трусливый заяц, Волны, Мудрая Змея, Легкая Бабочка)
- Молодцы, ребята. Вы можете стать не только хорошими художниками, но из вас могут получиться настоящие артисты театра и кино. 2 мин2.4 Упражнение «Гости бабы Яги»
Цель: развитие слуховой кратковременной памяти
Дети по следам подходят к избушке на курьей ножке. Выходит Баба - Яга. (Игрушка – кукла)
Психолог: Куда это ты Бабуся-Ягуся собралась?
Баба – Яга: Ой, не помню! Кажется в школу! Нет, в магазин! А, вспомнила, на почту!
Психолог: А зачем?
Баба – Яга: Кажется, хлеба купить! Ой, нет, вспомнила, пригласительные билеты гостям отослать. А ребят из детского сада, кажется, я уже по телефону я уже пригласила!?
Психолог: Уважаемая Баба-Яга, да у тебя совсем плохая память. Приходи на наши с ребятами занятия – и память у тебя станет великолепной.
Баба Яга: И не подумаю! Не нужна мне память. Все, что мне необходимо запомнить я записываю на листочек. Вот они все 10 приглашенных гостей!
Баба Яга называет гостей по списку:
1.Леший
2.Кощей Бессмертный3.Царевна – лягушка4.Красная Шапочка
5.Буратино
6.Мальвина
7.Водяной
8.Спящая Красавица9.Мальчик с пальчик
10.Снежная Королева
Баба Яга: Вот видите, мне память совсем не нужна, записала все на листочек и живу себе спокойно.
Психолог: А ты можешь без бумажки повторить весь свой список?
Баба-Яга: Зачем? Я лучше по бумажке. Ой, я забыла, куда ее положила! Что же мне делать? Памяти - то у меня совсем нет.
Психолог: А вот у наших ребят есть. Давайте поможем бабушке вспомнить, кого она должна пригласить в гости.
ЗАДАНИЕ «Назови гостей Бабы Яги» (Дети называют всех героев, указанных в списке)
Психолог: Ребята, как вы думаете, зачем нужна в жизни память?
Дети: Без памяти очень трудно жить.
Баба-Яга: Я буду тренировать свою память
Психолог: Я научу вас тренировать свою память. 6-7 минКартинка: Избушка Бабы Яги, Игрушка – кукла Баба Яга, картинка Комната Бабы Яги,
Список-листок

Набор мелких картинок для игры
2.5 Упражнение «Цепочка»
Цель: тренировка слуховой памяти Ребенок произносит по очереди любое слово, следующий называет услышанное слово и придумывает свое, и т.д. 1 мин2.6 Упражнение «Комната Бабы Яги»
Цель: тренировка зрительной памятиПсихолог прикрепляет на магнитную доску картинку «Комната Бабы Яги». Психолог: посмотрите внимательно на картинку и запомните все, что на ней изображено?
Психолог закрывает картину. Дети отвечают на вопросы психолога (что, где находится).
Затем создают по памяти похожую картину с помощью мелких картинок 5-6 минМагнитная доска
Набор мелких картинок
2.7 Упражнение«Все мы можем показать»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Развитие двигательных способностей ребёнка (ловкости, быстроты, координации равновесия)
Коррекция межполушарных взаимодействий.
Психолог: в гостях всегда весело. Давайте повеселимся!
Раз, два, три, четыре, пять
Можем все мы показать:
Это локти – их коснемся,
Вправо, влево повернемся.
Это плечи – их коснемся,
Вправо, влево повернемся.
Если мы вперед нагнемся,
То коленей мы коснемся.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все мы можем показать!
Затем психолог предлагает сделать упражнения с закрытыми глазами 2 мин2.8 Упражнение
«Портрет любимого Кота» (Танграм)
Цель: развитие зрительно-моторной координации
Психолог: в гостях принято дарить подарки. Давайте приготовим сюрприз для Бабы-Яги.
ЗАДАНИЕ: сложить из геометрических фигур портрет Кота. Дети собирают портрет кота. Психолог просит назвать, какие знакомые фигуры были использованы.
Психолог предлагает «сфотографировать» на память изображение Кота. (дети делают из пальчиков «фотоаппарат» и «щелкают затвором») 5 минОбразец игры «Танграм» Кот, набор геометрических фигур
3
3.1
3.2 Заключительная частьИтог занятияРефлексия Психолог: Наше путешествие в Сказочную страну закончилось. Расскажите, что вам понравилось и запомнилось. Что было особенно интересно?
Все были сегодня внимательны? Кто хочет похвалить себя? Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.
(Дети высказываются по поводу путешествия) Психолог благодарит за активное участие каждого ребенка. 3 мин4 Ритуал прощания: Психолог: Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу самую добрую улыбку.
До встречи! 1 минВсего: 40 мин