Статья Применение визуальных источников в обучении истории


Применение визуальных источников в обучении истории.
В китайском изречении «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я запомню. Вовлеките меня – я пойму» намечен путь, по которому, приходится двигаться современному педагогу, если он стремится достичь активизации мыслительной деятельности студентов. Как вовлечь студента, как заинтересовать его на уроках, при этом реализовав в полной мере новые требования ФГОС?
Хотелось остановиться на использовании в изучении истории средств мультимедиа, которые позволяют обеспечить наилучшую по сравнению с другими средствами обучения принцип наглядности. Использование мультимедийной установки на уроках истории определяется необходимостью визуализации материала. В зависимости от темы и объема материала на занятиях можно показывать интерактивные карты, мультимедийные презентации, интерактивные схемы, документальные фильмы или фрагменты, репродукции, фотографии и т.д.
Например, при изучении темы «Дворцовые перевороты в России», студентам демонстрируются портреты правителей изучаемого периода. А использование презентаций по сложным историческим темам таким как «Гражданская война в России», «Первая мировая война» способствуют систематизации материала. Анимированные карты по темам: «Смутное время», «Внешняя политики Петра I», «Отечественная война 1812 г.», «Внешняя политика во второй половине XVIII в» и др. помогают усилить обучающий эффект и обеспечить связь между разными предметами: историей и географией.
Обязательным является использование визуальных источников при изучении темы «Культура России» разных периодов. В таком уроке можно выделить следующие этапы:
организационный момент, объявление новой темы, например,
«Культура Древней Руси»;
просмотр презентации, знакомство с направлениями культуры;
студенты по ходу рассказа преподавателя записывают в тетради основные термины;
практическая работа, вопрос – размышление «Какие элементы Древнерусской культуры актуальны в наше время?»
К выполнению подобного задания студенты подходят творчески. Компетентностный подход учит искать множество вариантов ответов, формирует умение соотносить эпохи, ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать.
Современные технологии позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты документальных фильмов. Словом речь идет о методике, помогающей студентам воспринимать реальные события посредством кино. Разработаны несколько вариантов использования фильмов в учебном процессе. Вот некоторые из них.
1. Использование фильма в качестве изучения новой темы.
2. Использование фильма в качестве дополнительного и закрепляющего материала.
Так при изучении темы «Контрреформы Александра III», студенты смотрят документальный фильм «Царь – миротворец» и составляют вопросы к фильму. Целый раздел истории «СССР во Второй мировой войне» состоит из просмотра и анализа фильмов военной тематики «Не вдаваясь в первопричины», «Сталинград», «Курская буря» и выполнения заданий. Такая работа на уроке имеет также воспитательный аспект: формирование патриотического настроя и гордости за свою страну.
Особо следует отметить применение в обучении подлинных визуальных источников. Речь идет о музейных экспонатах. Посещение городских музеев: музея ПАО «Уралкалий», историко – художественного музея им. И. Коновалова, музея 10 Гвардейского Уральского Добровольческого танкового корпуса, пожалуй, наиболее интересны и незабываемы. Знакомство с фондами музеев помогают студентам глубже узнать историю Пермского края.
В результате таких экскурсий студентами были написаны исследовательские работы «История одной коллекции», «Трудовой подвиг березниковцев», защита которых успешно прошла в рамках ежегодной практической исследовательской конференции студентов «Проблемы городов Верхнекамья и пути их решения» и на встрече городского Совета ветеранов.
Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяю возможности преподавателя и студента.
Инновационные методы обучения, к которым относится визуализация материало позволяют обеспечить выполнение основных требований к уровню образования.