Проект самообразования на тему Диалоговое обучение на уроках биологии

ГУ « Школа-лицей №16 города Павлодара»

















Диалоговое обучение
как метод повышения
продуктивной деятельности
обучающихся.








Учитель биологии и химии
ЧАЙКОВСКАЯ ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА











Главная задача цивилизации-
научить человека мыслить.
Т.Эдисон







Цель работы:

Апробация новых подходов в преподавании и обучении, для повышения качества усвоения знаний школьниками ( на примере предмета биология).



Задачи:

Определить степень эффективности элементов диалогового обучения, через работу микрогрупп, для развития самостоятельного мышления школьников.
Изучить роль микрогруппы как режима работы, для повышения степени усвоения содержания биологии.
Изучить целесообразность применения различных систем оценивания и их роль в обучении школьников, как одного из основных педагогических механизмов.

















Алгоритм исследования



1.Подготовка учителя профессионала

2. Разделить учащихся по уровню обученности.


Ученики с хорошим уровнем ОУН, развитыми умениями проектной деятельности, адекватными коммуникативными техниками, продвинутого уровня знаний.
Ученики базового уровня, имеющие навыки воспроизведения текста, не умеющие в полной мере ставить вопросы, вести диалог, составлять тезисы и выступать с ними, но имеющие навыки коллективного творчества.
Ученики имеющие трудности в работе с текстами, определениями, ответами на вопросы, минимального уровня знаний, работающие по инструкции.


3.Разработать подробный план урока, включающий в себя критерии успеха ( с использованием технологии диалогового обучения).
































Основные знания умения и навыки,
необходимые учителю – профессионалу.

Знания
Умения и навыки
Социально-личностные качества

Теоретические
Психолого-педагогические
Содержание предмета и современных тенденций в области науки
Менеджмент в образовании
Нормативная база
Практические
Методы научно- педагогического исследования
Методы статистической обработки данных
Методика технологии преподавания предмета
Управлять:
Планировать
Организовывать
Реализовывать
Контролировать
Оценивать
Корректировать
Умственной деятельности:
Анализировать
Конструировать
Синтезировать
Устанавливать причинно-следственные связи
Обобщать
Делать вывод
Интегрировать
Рефлексировать
Профессиональные:
Наблюдать
Описывать
Распознавать
Экспериментировать
Исследовать
Коммуникативные:
Слушать и слышать
Отбирать информацию
Устанавливать связи
Работать в команде
Открытость
Доброжелательность
Толерантность
Любознательность
Психо-эмоциональная устойчивость
Равновесность прав и обязанностей

















Диалоговое обучение

Вместе с изменениями в процессе обучения происходят изменения и во взаимоотношениях учителей и учеников.
Учитель и учащиеся совместно организуют процесс обучения
Учащиеся являются активными партнерами
Учащиеся организуют совместную работу
Обучении осуществляется при исследовании и нахождении решений взаимосвязанных проблем
Особый акцент делается на обучение


РЕЗУЛЬТАТ:
Высокий уровень инициативы учащихся

Учащиеся сами организуют процесс обучения и преследуют свои собственные интересы.
Учитель вмешивается, только если это требуется.
Учащиеся мотивируют себя сами.
Процесс обучения носит исследовательский характер
Учащиеся сами управляют процессом обучения










Некоторые аспекты диалогового обучения :
Важно не прекращать задавать вопросы, любопытство имеет свою причину для существования. Структура вопросов от уровня мышления.

Уровень мышления
Вопросы

Знания и понимания
Что, кто, когда, пример, как по другому объяснить, опишите словами.

применение
Как это применяется, к чему это относится, в каких ситуациях.

анализ
Почему, как, какова причина, какие факты подтверждают вывод, каковы причины.

синтез
О каких событиях предсказывает теория, каковы собственные выводы на основе полученной информации.

оценивание
Это хорошо или плохо и почему, это целесообразно или нет и почему.




Создание атмосферы сотрудничества.
Оценивание по критериям

Одна из центральных идей оценивания для обучения заключается в том, что у ученика и учителя должно быть общее понимание целей обучения определенной части работы, поскольку только тогда они могут понять оценивания уровня, которого они достигли. Наличие четких критериев, по которым измеряется успех, улучшает надежность проставления отметок учителем, обеспечивая меньшее влияние личностных факторов. ( приложение 1)



Методы диалогового преподавания

Взаимное оценивание в парах.
Самая простая форма взаимного оценивания заключается в том, чтобы дать ученикам задание для самостоятельного выполнения в течение пяти минут, а затем разделить их по парам, чтобы они обменялись работами и оценили друг друга. Обратная связь устная, преподносится в поощряющей форме. Процесс оценивания работы своего сверстника имеет ряд сильных преимуществ, ученики видят альтернативные способы ответа на вопросы или решения задачи, готовые решения и должны тщательно это изучить, пока выставляют оценки, видят в каких случаях ,повышаются или понижаются оценки. Данный метод показывает ученикам, как избежать ошибок и как их исправить, но и дает понимание, что можно вообще избежать. Показывает ученикам, что достижения в учебе зависят не от врожденного таланта, а от должного выполнения работы.



Взаимное оценивание в группах
Ученики делятся на группы по три , четыре ученика в каждой, им раздаются вопросы, которые они должны выполнить сначала по одиночке ( к примеру в течении пяти минут), затем сравнивая свои ответы , обсуждают и пытаются прийти к согласию. Используется групповая идея « лучшего ответа»



Разъяснения учеников
Этот метод дает ученикам возможность получать навыки быстрее и делать меньше ошибок, несмотря на использование большего количества шагов.
Учитель показывает как это делается и объясняет.
Ученики разделяются по парам.
Учитель заранее готовит два перечня заданий с полностью отработанными примерами ответов. Ученики самостоятельно изучают примеры ответов
Каждый ученик разъясняет свой перечень заданий партнеру, указывая на то , что было сделано и почему.
Затем ученики практикуются в выполнении заданий самостоятельно обычным способом.

Идея данного метода в том, что каждая ступенька метода помогает ученикам осмысливать метод путем его выражения своими словами.


Оценивание учениками специальных ошибок
Ученики делятся по парам, им предоставляется набор готовых ответов, содержащих специальные ошибки. Каждый из учеников имеет разные примеры. Ученики работают самостоятельно чтобы найти: что неправильно, почему это неправильно, как это исправить. Каждый ученик в паре разъясняет ошибки в каждом задании своему партнеру. Если ученик заметил ошибку, которую пропустил партнер, он на нее укажет.

Это развлекательное задание и полезное упражнение для прививания учеников от типичных ошибок и неправильного понимания. Такие задания полезны в конце тем, для того чтобы обнаружить и исправить устойчивые ошибки в понимании.
Преимущество данного задания в том , что при помощи оценивания они больше понимают, больше размышляют о собственном обучении, они связывают успех со старанием и использованием правильно подобранной стратегии, а не с врожденными способностями.


Самооценивание
В конце изучения темы учащимся целесообразно напомнить о целях . задачах, критериях оценивания. Затем учащихся нужно попросить, просмотреть свою работу и оценить себя относительно следующего: что они изучили, узнали, могут делать, что им необходимо еще выполнить на практике.
Ученики используют данную информацию для составления индивидуального плана действий. Данный план реализуется на следующем уроке.




Преимущества самостоятельной оценки своих знаний

1.Заставляет учащихся осознать цели и знакомит их с особенностями работы, отвечающей требованиям.
2.Помогает им выработать решения как развиваться далее, т.е определять пробел знаний.
3. Способствует тому , чтобы учащиеся брали на себя ответственность за собственное обучение.
4. Учащиеся размышляют над собой, как над обучающимися и учатся учиться.
5. Такая оценка заставляет учащихся понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий, применения правильных методов. Когда учащиеся понимают это они мотивированны на совершенствование.
















Методы диалогового обучения способствуют развитию. Ведь обратную связь не должен обеспечивать только учитель, что в действительности, часто ее лучше предоставляет одноклассник. Это потому, что одноклассники и самооценка являются мощными способами уточнения целей , стимулом взять на себя ответственность за их обучение. А учитель тем временем , создает в ученике веру в то, что учиться лучше возможно.



Результат исследования:


1.Диалоговое обучение позволяет формировать и развивать речевые навыки, самостоятельность, раскрывает творческий потенциал, раскрепощает, снимает страхи перед новым, повышает мотивацию к обучению.
2. Использование новых подходов в обучении улучшает качество усвоения знаний.
3. Использование различных оценок для обучения повышает степень усвоения содержания, т.е. не запоминают механически, а усваивают для применения.

Рефлексия исследования

Благодарна за исследование, которое подтолкнуло меня пересмотреть свои взгляды на процесс обучения, как с позиции учителя, так и с позиции учащегося. И в частности пересмотреть формулировки вопросов, разнообразить содержание заданий с использованием таксономии Блума, чтобы они были интересны и актуальны для ребят, находились в зоне их ближайшего развития. Поняла, что необходимо дать возможность каждому ученику индивидуально «проживать» процесс обучения, самостоятельно оценивать свои достижения. На данный момент у меня стирается стереотип, шаблон организации занятий. И для себя я вывела следующую закономерность: я меняю стратегии преподавания меняется характер обучения ребят, они сразу же откликаются».





















Рекомендации

В ходе данного исследования проводилась апробация новых подходов в преподавании и обучении, для повышения качества усвоения знаний школьниками ( на примере биологии). Вместе с изменениями, которые произошли в процессе обучения, изменились и взаимоотношения учителя и ученика. В результате данной работы, могут быть предложены рекомендации, для дальнейшего их использования в педагогической практике, как моей лично , так и других педагогов. Данные рекомендации направлены на увеличение доли самостоятельности в обучении, и повышения эффективности данного обучения.

1.Составить алгоритм своей деятельности, т.е. четко отобрать дидактические приемы и средства обучения, руководствуясь их оптимальной эффективностью ( в том числе, не секрет, что сейчас очень модно говорить, об использовании дистанционных образовательных технологий, т.е. обучение, в любом географическом пункте, тем самым происходит обучение в удобное для учеников время, т.е. успешное обучение.),поэтому возможно использование приемов дистанционного обучения.

2. Создать такую образовательную технологию, которая будет сочетать в себе индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая физиологическую и социальную природу каждого ученика, и одновременно развивать учения обучаться в « диалоге» с одноклассниками, с педагогом.

3.Разработать « нормокомплект», т.е. уровня базовых знаний на выходе каждой темы, ознакомить учащихся с « нормокомплектом»

4.Индивидуальное учебное планирование ( как по вариативности содержания, так и по темпу реализации).Сокращения срока обучения по каждой теме, зависит от имеющихся знаний, умений и навыков конкретного ученика, которые получены ранее. ( Например: по принципу составления определителей для растений).

5.Осуществлять контроль знаний посредством:
а) текущей аттестации ( с использованием тестеров и программированной оценки)
б) промежуточной аттестации ( само- и взаимооценивание)
в) итогового оценивания ( комплексная оценка) ,тестирование, экзамен, защита проекта, выдвижение гипотез и их доказательства.

6. Создание атмосферы сотрудничества на уроке:
доброжелательность, эмоциональная комфортность, поддержание интереса, стимулирование самостоятельной деятельности посредством любых форм поощрения, формирование « родственных» отношений на уроке и вне урока.

7.Пересмотреть акценты в каждом этапе урока: например-
а) на этапе контроля знаний чаще и эффективнее использовать само- и взаимооценку.
б) контролировать усвоение вопросов темы, только у тех учащихся ,которые испытывают затруднения. Для себя составить анализ и систематизировать ошибки ( очень помогает в дальнейшем).
в) на этапе изучения нового материала , обращаться с вопросами ко всем ученикам ( а, не только сильным или быстро реагирующим), обращаться к ученикам по имени, привлекать учащихся к подготовке урока.
г) на этапе закрепления, в ходе самостоятельной работы, инструктировать о рациональных путях выполнения заданий только при необходимости, стимулировать самостоятельные действия. Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным разделам темы, стремясь меньшим числом заданий, достичь большего эффекта. Включать задания по поиску ошибок. Учить учащихся планировать работу, чувствовать временной хронометраж. Организовывать самостоятельную работу и вне урока.

8. Создать в классе малые микрогруппы ( по 4-5 человек0 постоянного состав, в которой ученики сами определяют роль каждого в процессе обучения, вначале учитель может сам определить ведущего, затем учащиеся сделают это сами. Когда группа « сработается», можно периодически группы смешивать.

9. Стать партнером для учащихся в процессе обучения.

Если следовать данным рекомендациям при обучении учащихся с 6 класса( биология) с долей самостоятельности на уроке 30 – 40 % (потому что, это начальный курс изучения биологии), то к 10 классу доля самостоятельности в обучении будет составлять 90 %. А задача учителя будет, грамотно поставить проблему, создать оптимальные условия для эффективной работы учащихся и не мешать ученикам в разрешении проблемы.


15