Проект модели организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 5-6 лет (старшая группа)


ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
ТЕМА
Проект модели организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 5-6 лет (старшая группа)
Автор проекта
Акимова Сабина Амировна, воспитатель, МБДОУ-Джалильский детский сад №6 «Теремок» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района РТ

Научный руководитель
Сафина Р.Н., доц. отд. общ. обр., к.п.н.
Казань, 30.03.2015 – 10.04.2015г.
Введение
Постановка проблемы ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяет образовательную область «Познание», содержание которой направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение ряда задач, среди которых: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Современная картина мира включает в себя представления о развитии бытия, о взаимосвязи и взаимодействии субъективной реальности. Она показывает, что в результате усложнения структуры и уровней организации материи из неживой природы возникает живая, а из этой последней — человек с его социальными проблемами. На передний план в формировании картины мира выдвигается задача его познания, а современная картина мира очерчивает постоянно расширяющееся поле познания и деятельности человека, рассматривая мир в единстве и целостности.
По мнению К.Д.Ушинского «картина мира является духовным образованием, «духовной призмой», через которую преломляется воспринимаемый человеком окружающий мир и вырабатывается отношение к нему»[19,11] . Е.Г. Андреевская рассматривает «картину мира» как «систему представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения (синтеза) научных понятий и принципов»[14,4].
Для качественного решения задач – формирования представлений о единстве организма и среды, роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды — необходимо учитывать особенности развития мышления детей пяти-шести лет. В связи с тем, что оно является наглядно-образным, педагогический процесс в дошкольном учреждении строится на наглядных и практических методах.
Представление о природе является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание успешно интегрируется с различными образовательными деятельностями.
Содержательные связи между разными образовательными деятельностями программы позволяют интегрировать образовательное содержание. Так, например, расширяя представления детей о природе, воспитывается гуманное отношение к живому, развиваются эстетические переживания, связанные с природой, решаются задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, дети учатся отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.
Следовательно, интеграция экологического содержания с другими образовательными областями программы обеспечивает расширение представлений ребенка о мире, обогащает его эмоциональный опыт при восприятии объектов природы. Предоставляет возможность переноса осваиваемых ребенком способов познания (наблюдения, сравнения, обследования, экспериментирования, моделирования, обобщения) в другие условия, способствует проявлению самостоятельности ребенка в деятельности, направленной на взаимодействие с природой, и творческой инициативы.
Как известно, детям необходимо познавать огромный и неизведанный мир, пропустив все через себя, исследуя и экспериментируя. Огромным потенциалом для изучения и познания целостной картины мира обладает художественно – познавательная литература.
Художественно – познавательная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, обладает не только интеллектуально-познавательной, но и эстетической ценностью.
В мире информационного взрыва, глобальной сети, высоких технологий книга утрачивает свою ценность. Привлекательность передачи информации – телевидения, необъятные просторы интерната, должны быть лишь ярким дополнением познавательного интереса к основному способу интеллектуального развития ребёнка.
Актуальность проекта: формирование целостной картины мира дошкольника определяется заказом общества, отраженном в ФГОС дошкольного образования и возросшими требованиями к познавательному развитию ребенка при поступлении в школу.Изучение методико-педагогической литературы по данной теме и педагогический опыт показал необходимость создания методики познавательного развития ребенка дошкольного возраста, отражающей содержание, формы, методы, средства, анализ процесса познания у дошкольника.
Цель проекта: изучить теоретически, обосновать методически и подготовить для практической реализации проект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 5-6 лет.
Задачи проекта:
1. Сбор необходимого научно-методического материала
2. Анализ содержания нормативно-правовых документов
3. Разработка плана мероприятий
4. Обозначение сроков реализации
5. Проверка эффективности проекта.
6. Подбор методик диагностик для определения эффективности проекта
7. Подведение итогов
Целевая группа проекта: дети 5-6 лет
Срок реализации проекта: 01.09.2014 – 01.06.2015
Место реализации проекта: МБДОУ-Джалильский детский сад №6 «Теремок» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района РТ
Этапы реализации проекта
1. Организационный этап – изучение, анализ, синтез методов и приемов, разработка проекта, составления плана мероприятий (сентябрь 2015);
2. Основной этап – реализация содержания проекта, выполнение плана мероприятия (октябрь – май 2016);
3. Заключительный этап – определение эффективности и корректировка целей и задач на будущее (июнь 2016).
Основное содержание проекта
План мероприятий по реализации проекта
№ Наименование мероприятия Место проведения Срок проведения Ответственный
1 Изучение нормативно-правовых документов МБДОУ №6 «Теремок» Сентябрь – май
2014-2015г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А.
2 Сбор необходимой научно-методической информации МБДОУ №6 «Теремок» Сентябрь – май
2014-2015г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А.
3 Анализ содержания нормативно-правовых документов МБДОУ №6 «Теремок» Сентябрь – май
2014-2015г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А.
4 Разработка плана мероприятий МБДОУ №6 «Теремок» Сентябрь – май
2014-2015г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А.
5 Обозначение сроков реализации МБДОУ №6 «Теремок» Сентябрь – май
2014-2015г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А.
6 Подбор методик диагностик для определения эффективности проекта МБДОУ №6 «Теремок» Сентябрь
2014г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А.
7 Проведение педсовета МБДОУ №6 «Теремок» Сентябрь
2014г Заведующая
Воспитатель
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
8 Создание пакета нормативно-правовой документации, обеспечивающей сотрудничество с родителями в период введения ФГОС в ДОУ МБДОУ №6 «Теремок» Октябрь
2014г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
9 Организация развлечения «Дары осени» МБДОУ №6 «Теремок» Октябрь
2014г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
10 Проведение кустового методического объединения по теме развитие познавательно – речевого потенциала через поликультурное обучение детей двум языкам РТ МБДОУ №6 «Теремок» Ноябрь
2014г Заведующая
Методист
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
11 Родительское собрание на тему «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» МБДОУ №6 «Теремок» Ноябрь
2014г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
12 Привлечение родителей к участию конкурса «Сказка стучится в Новый год» МБДОУ №6 «Теремок» Декабрь
2014г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
13 Новогодний утренник «В гостях у Деда Мороза» МБДОУ №6 «Теремок» Декабрь
2014г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
14 Оформление выставок детских работ «Наша елочка» МБДОУ №6 «Теремок» Декабрь
2014г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
15 Развлечение, посвященное памяти поэта М.ДжалиляМБДОУ №6 «Теремок» Февраль
2015г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
16 Родительское собрание на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» МБДОУ №6 «Теремок» Февраль
2015г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
17 Праздник, посвящённый дню защитника отечества. «Будущие защитники» МБДОУ №6 «Теремок» Февраль
2015г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
18 Оформление  праздничных газет и поздравлений, посвященных дню защитников отечества МБДОУ №6 «Теремок» Февраль
2015г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
19 Оформление выставок детских рисунков на тему «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» МБДОУ №6 «Теремок» Март
2015г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
20 Праздник, посвящённый международному женскому дню «Мама, мамочка моя!» МБДОУ №6 «Теремок» Март
2015г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
21 Проведения праздника «Навруз» МБДОУ №6 «Теремок» Март
2015г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
22 Выпуск информационного стенда для родителей: «Чтобы не было беды» (информация для родителей и детей по ОБЖ)
МБДОУ №6 «Теремок» Апрель
2015г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
23 Развлечение «День смеха» МБДОУ №6 «Теремок» Апрель
2015г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
24 Праздник, посвященный 70 – летию Победы МБДОУ №6 «Теремок» Май
2015г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
25 Итоговое родительское собрание МБДОУ №6 «Теремок» Май
2015г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
26 Праздник, посвященный дню защиты детей МБДОУ №6 «Теремок» Июнь
2015г Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
Ресурсы
Условия Необходимо Имеется Источники Сроки
Нормативно-правовые:
Изучение и анализ содержания «Закона об образовании в РФ»
ФГОС ДО
СанПинСемейный кодекс
Конвенция о правах ребенка
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
+

+
+
+
+

+

www.consultant.ru30.03.2015-10.04.2015
Материально-технические:
Использование ТСО: просмотр слайд - фильмов
Использование аудиозаписей и технических средств обучения +
+ Кадровые:
Заведующий МБДОУ
Старший воспитатель
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Учитель-логопед
Инструктор по физической культуре
Воспитатель по обучению татарского языка
Педагог-психолог +
+
+
+
+
+
+
+ Научно-методические:
Изучение научно-методических пособий
Оформление подписки на журнал «Воспитание дошкольников»
Приобретение книг +
+
+ Руководство ДОУ Сентябрь 2014
Информационные:
Размещение информации на сайте ДОУ для родителей
Подготовка информационного материала для публикации на сайте Минобразования РТ
Подготовка стендового материала +
+
+ Руководство ДОУ 01.09.2014 – 01.06.2015
Мотивационные:
Повышение мотивации у педагогов через семинары, практикумы, курсы повышения квалификации
Повышение мотивации у родителей через привлечение их к совместной деятельности
Повышение мотивации у детей через привлечение к игровой деятельности
+
+
+
01.09.2014 – 01.06.2015
Организационные:
Проведение родительских собраний
Создание развивающей среды
Внедрение инновационных подходов +
+ + 11.2014
02.2015
05.2015
01.09.2014 – 01.06.2015
Финансовые:
Приобретение научно-методических пособий
Приобретение инвентаря
Приобретение технических средств
Приобретение интерактивной доски + +
+
+ Руководство ДОУ Октябрь 2014
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Сформированность у педагогов компетенций готовности к проектированию методической разработки по познавательному развитию детей 5-6 лет.
2. Сформированность у воспитанников коммуникативных способностей по познавательному развитию
3. Сформированность у родителей положительного отношения в совместной творческой деятельности по познавательному развитию.
Критерии эффективности проекта (методы диагностики)
Показатели развития (что оценивается) Игры и упражнения Содержание дидактического задания Критерий оценки
1. Сезонные изменения в природе 1.1. Закрепление и расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе.
Воспитание желания любоваться природой и беречь ее. Осень. Д/и «С какого дерева листочек?», «Какое время года?» «Лето-осень». Определять вид дерева по листку, развивать логическое мышление 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
1.2. Развитие умения различать (на ощупь, по вкусу) и правильно называть овощи и фрукты. Обобщить знания детей о процессе сбора урожая овощей.
«Овощной базар. Что растет на огороде?»
Д/и: «Что съел?», Сюж.ролевая игра «Магазин». Отгадывание загадок. Тренировать в умении классифицировать предметы по назначению, способствовать развитию логического и вариативного мышления 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
1.3. Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным. «Подготовка животных к зиме». Д/и «Кто где живет?». Чтение сказки А.Суконцева «Как ежик шубу менял» Закрепить полученные знания о животных 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
1.4. Расширение представлений о птицах. Вызвать стремление заботиться о них. «Перелетные и зимующие птицы». Рассказ Б.Скребицкого «Зимние гости». Д/и «Кто больше назовет птиц?», «Летает, не летает» Упражнять в умении классифицировать 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
1.5. Уточнение и расширение знаний детей о характерных признаках зимы; о многообразии и взаимосвязи природных явлений.
Воспитание любви к природе, желания любоваться красотой зимнего пейзажа «Зимние забавы детей». Беседа о безопасности в зимний период Развивать коммуникативные способности 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
1.6. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе «Ручейки поют, звенят». Д/и «Какое это время года?», опыты с водой Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
1.7. Уметь отличать времена года по различным, характерным только для конкретного времени года, природным явлениям. Закреплять знания о цветах «Полевые цветы». Дидактические игры «Цветы», «Травник», «Я знаю пять названий…», отгадывание загадок о летних явлениях природы Закреплять умение классифицировать и называть цветы 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
2. Мир предметов 2.1. Расширение представлений о транспорте «Транспорт». Игры детей с машинами, Наблюдения на прогулке, в быту. Сюж/рол. игра «Наша улица». Учить различать и классифицировать 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
2.2. Развитие познавательных, сенсорных способностей. «Мебель». Конструирование мебели. Игры в кукольном уголке. Рассматривание иллюстраций.
Д/и «Что лишнее?», «Тик-так – это не так». Развитие умения вычленять признаки предметов, определять материал, из которого изготовлена вещь. 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
2.3. Расширение представления детей о посуде, о материалах, из которых изготовлена посуда «Посуда». Игры в кукольном уголке, рассматривание предметных картинок, чтение художественной литературы.
Наблюдения в быту.
Д/и «Помоги», «Чего не стало?».
Игра-эксперимент «Удивительное стекло». Развитие сенсорных способностей, мышления, памяти.
Обогащение и активизация словаря. 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
2.4. Развитие представлений детей об одежде. Уточнение и активизация в речи названий и назначения одежды «Одежда и головные уборы». Рассматривание иллюстраций. Игры с куклами.
Наблюдения в быту.
Д/и «Помоги», «Чего не стало?», «Назови предмет». Развитие внимания, мышления, памяти.
Активизация и обогащение словаря. 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
3. Вместе весело живется 3.1. Формирование представления о семье; развитие умения называть своих ближайших родственников «Моя семья». Рассматривание семейных фотографий.
Беседы о членах семьи. Игра-эксперимент «Узнай все о себе». Чтение стихов о членах семьи Развитие мышления, памяти, элементов связной речи 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
3.2. Продолжение знакомства детей с детским садом и его сотрудниками «Детский сад». Экскурсия по детскому саду.
Рисование на тему «Наш детский сад». Расширение знаний об окружающем мире.
Развитие умения ориентироваться в помещениях детского сада. Формирование диалогической речи детей. 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
3.3. Ознакомление детей с разными профессиями. «Труд взрослых». Наблюдение в быту. Рассматривание иллюстраций.
Сюж.рол. игра «Почта».
Д/и «Кому что нужно для работы?», «Вам письмо». Расширение знаний детей об окружающем мире. 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
3.4. Уточнение названий улиц, на которых живут дети. Расширение представлений о достопримечательностях города.
Воспитание любви к родному городу. «Наш город». Целевая прогулка в парк. Изготовление из бумаги домов для игры «Наша улица». Формирование умения ориентироваться в ближайшем окружении.
Развитие внимания, мышления, памяти. 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
Реализуемость данной методической работы в игровой форме, разработанные в соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, «Занятий по ознакомлению с окружающим миром» Дыбиной О.В., «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О.А, «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Затулиной Г.Я.
Данный выбор был определен рядом факторов:
- задания являются тестами для дошкольников с 5 до 6 лет, что отвечает цели настоящего исследования;
- данные задания позволяют нам подвести детей к пониманию явлений природы, закономерностей ее изменений, воспитывать любовь к природе, окружающем их мире, культуру поведения на природе, в общественных местах
- закреплять умение детей быть внимательными к окружающим, воспитывать уважение к труду, потребность в трудовых действиях, стремление оказывать помощь окружающим.
В дальнейшем необходимо ребенку дать возможность проявить свои способности в разных видах деятельности, что является важным показателем развития творческой инициативы дошкольника.
Основная литература
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ;
Конвенция о правах ребенка;
Устав МБДОУ Джалильский детский сад №6 «Теремок» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района РТ
Основная образовательная программа МБДОУ №6 «Теремок» Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: мозаика-синтез, 2010;
Афонькина Ю.А., Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Средняя группа М.: Учитель, 2013;
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию / - М.: Детство-пресс, 2011;
Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет М.: Учитель, 2014;
Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников: учеб.-метод. пособие / М.: Центр пед. образования, 2013. – 368 с;
Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / М.: Сфера,2011. –144 с.
Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе /– М.: Мозаика-Синтез, 2011;
Зверева-Андреевская Е.Г. Окружающий мир. Экологический альбом для дошкольников/- М. Ювента, 2010
Ефанова З.А. Познание предметного мира. Комплексные занятия. Программа "От рождения до школы". Средняя группа / М.: Учитель, 2013;
Ефанова З.А., Познание предметного мира. Комплексные занятия. Средняя группа / М.: Учитель, 2013. - 127с.;
Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа) / - М.: Центр педагогического образования, 2012;
Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / М.: Учитель, 2014;
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания/ М.: Фаир-Пресс, 2014;
Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003;
Черноиванова Н.Н., Бабчинская В.Ю. Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе "От рождения до школы" ФГОС ДО / М.: Учитель, 2013
Дополнительная литература
1. Дошкольное воспитание: Профессиональный журнал - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2013;
2. Ребенок в детском саду: Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений - М.: Воспитание дошкольника, 2014;
3. Обруч: Научно-популярный журнал – М.: Издательство Линка-Пресс, 2014;
4. Воспитатель ДОУ: Журнал - М.: ООО "Творческий Центр Сфера", 2013.