Использование визуального материала на уроках немецкого языка


Эффективность использования визуального
материала на уроках немецкого языка
После успешного прохождения квалификационных испытаний в обучающем семинаре по подготовке членов предметных комиссий по проверке открытой части экзаменационных заданий государственной итоговой аттестации, мною была выбрана тема по самообразованию: «Эффективность использования визуального материала на уроках немецкого языка», так как задания на ЕГЭ по иностранному языку должны строиться на вербальных и визуальных опорах, ведь участники экзамена имеют разные виды мышления и памяти. И главная задача, которую я поставила перед собой в этом учебном году- это развитие коммуникативных умений и навыков. Устная речь отличается от письменной и имеет свою специфику, которая выражается в организации устного текста, стиле и языковом оформлении, а также в видах и особенностях речевых тезисов. Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией и конечной целью обучения устной речи является владение учащимися умениями неподготовленной спонтанной речи в рамках тем и ситуаций, предложенных в стандартах ФГОС и примерных программах. Моя тема «Эффективность использования визуального материала на уроках немецкого языка» выполняет все требования, которые поставлены перед учителем и учеником. Она не только актуальна для подготовки к экзамену, но также делает мои уроки интересными и увлекательными.  Если урок интересен  для учеников и для учителя,  тогда он современен в самом широком понимании этого слова. Чтобы заинтересовать ученика, побудить у него интерес к изучению предмета, необходимо прибегнуть к интересный, творческим и современным методам обучения. Учащимся нравятся творческие учителя, занимательные уроки. С помощью своей темы по самообразованию я реализую и требования ФГОС, т.к. одним из принципов стандарта является индивидуальный подход в обучении, и особенность восприятия материала у каждого ученика. Я стараюсь правильно, интересно преподносить и подавать учебный материал. Как это происходит на моих уроках? Использование визуального материала занимает важную нишу в построении моего урока, т.к. картинка или фото – это прежде всего носитель нужной, интересной и полезной информации на уроках немецкого языка. Картинка несет в себе страноведческий материал, понимание чужой и собственной культуры, художественное мастерство, тематическую направленность материала. Они являются необычным средством подачи материала, которые активизируют учебный интерес к изучению предмета. В зависимости от функций, которые они выполнят на уроке, существуют следующие виды:
- картинки, активизирующие учебный процесс в начале урока;
- картинки с глубоким изучением лексического материала (картинка-лексика-описание);
- картинки, как средство монологического и графического описания (Bilder beschreiben, in Bildern und mit Bildern handeln);
- коммуникативное описание (Bildart, Asthetik);
-картинки к текстам;
- инициирование и управление языковой коммуникации (Bildfolgen, Bildkollagen, Bild-Mind-Maps)
- картинки по мнемотехническими методу обучения;
- картинки с лексической и грамматической направленностью.
Существует огромное количество заданий с картинками, фотографиями, и я охотно их применяю на своих уроках следующие типы упражнений.
«15 картинок – одна история». Учащиеся получают 15 картинок, к каждой из них составляется предложение. Рассказчики должны прочесть предложения так, чтобы получилась история. Цель: работа в команде, умение правильно описать картинку, правильно подобрать лексику, чтобы получился связной текст.
«4 картинки - одна история». Учитель показывает группе первую картинку, они описывают ее. Через 5 минут появляется вторая картинка, и они должны уже свою завершенную историю продолжить, описывая вторую картинку. Потом появляется 3 и спустя 10 минут 4. В конце зачитывается описание всех картинок, которые должны быть связаны между собой одним текстом.
«4 ландшафта». Ученик выбирает ландшафт и пишет только четыре слова или четыре коротких высказываний. Соседу по парте показываются только слова или высказывания, по которым он должен сказать, какой ландшафт имелся в виду.
«Где они»? Используются картинки общественных или собственных зданий. Каждая пара выбирает себе картинку и составляет диалог, который мог бы состоятся в определенном месте на картинке. А другие должны угадать, где они находятся.
«Кто я»? Четыре портрета. Каждая группа выбирает один портрет и определяет характер и историю жизни.
«Что подходит друг другу»? Каждая группа выбирает картинку и пишет короткую историю. Картинки и истории собираются. На следующем уроке раздаются и учащиеся определяют текст к картинке.
«Картинка- 10 слов». Учитель раздает маленькие картинки, никто не должен их видеть. Каждый пишет только 10 слов (не используя прилагательные) к своей картинке на бумаге. Учитель собирает слова и картинки, потом раздает другим учащимся. С помощью этих слов ученик пытается написать описание и представляет свое описание так, чтобы можно было определить, что это за картинка.
«Только два предложения». Каждый получает 1 картинку и начинает ее описывать- 2 предложения и так, пока каждый не напишет по два предложения.
«Кто найдет картинку»? Каждая пара получает картинку, описывает ее. После того как учитель собирает их, учащиеся читают, а другие угадывают.
«Правильные вопросы». Класс делится на две группы. Учитель показывает картинку одной группе, другая группа ставит наводящие вопросы и должна угадать, что изображено на картинке.
Приложение 1 Vater und Sohn – eine Bildergeschichte von „e.o. plauen“

Приложение 2„Was ist das“?

Приложение 3 Kommunikativ in visuell gegebener

Приложение 4 Grammatik in Bildern

Приложение 5 Was ist das? Macht Plural

Приложение 6 Dialog zu den Bildern