Классный час. Царство-закон, царство-беззаконие.

Тема: ЦАРСТВО ЗАКОН, ЦАРСТВО БЕЗЗАКОНИЕ
Цели: дать понятие  терминов «закон» и «беззаконие», показать роль закона в обществе (оттенив его ситуацией беззакония), подвести детей к осознанию неразрывности прав и обязанностей.
 
                                 Ход занятия:
I. Орг. начало. Сообщение темы урока.
 - Сегодня  я хочу вам рассказать об  одном  царстве – государстве, под названием «ЦАРСТВО ЗАКОН».
- Как вы понимаете слово «закон».(ответы детей)
- К концу занятия мы попытаемся определить, кто из вас был ближе к истине.
II. Основная часть.
1.     Чтение сказки с периодическими беседами по содержанию.
         - В этом царстве жил мудрый и справедливый  правитель по имени Закон.Все жители этого царства знали, что нельзя просто так оклеветать человека, обидеть. Каждого из своих поданных защищает Его Величество Закон.
         В царстве есть главная книга, в которой записаны самые главные правила. Все обязаны их соблюдать.
       - Как вы думаете, какие законы здесь были?( Если обобщить, то законы должны оберегать жизнь и достоинство каждого человека).
- А в нашей стране где записаны законы?
    
        С утра до вечера можно слышать, как люди вежливо разговаривают друг с другом, можно видеть милые улыбки на лицах продавцов, водителей автобусов, детей, взрослых. Никто не позволяет себе действовать или вести разговор грубо, унижая достоинство другого человека
 
           - Нравится ли вам такой порядок?
          - Хотелось бы жить в таком государстве?
         - Что мешает нам вести себя так же?
 
       Есть здесь и другой закон, предписывающий беречь и преумножать красоту и порядок в царстве. Наверное, поэтому везде чисто и опрятно. Никто не позволяет себе сорить в подъездах домов, на улицах и в парках. Вдоль тротуаров тянутся аллеи цветов и причудливых кустарников. Кстати, многое сделали сами жители этого царства
 
      - А мы с вами можем сделать класс, школу, город лучше, чище, красивее? Как?
    - Как вы думаете, почему в царстве Закон такая хорошая жизнь?(Хорошие справедливые законы, и каждый житель соблюдает закон).
    - Что бывает, если кто-то нарушает закон? А если все жители нарушают закон?
    - Какой вывод можно сделать из всего сказанного?(Если все будут соблюдать законы, будут законопослушными, в жизни воцарятся мир и порядок и всем будет хорошо).
 
2.     Упражнение «Познай людей и самого себя»
 - Представьте, что вы оказались в царстве Закон. Подумайте, что вы будете чувствовать:
   *уверенность в своём будущем;
   * опасение за завтрашний день;
   *уверенность, что преступник будет наказан;
   *опасение за жизнь близких;
   * возможность честно трудиться.
 
      - Какой вывод можно сделать?
     - Что же такое «закон» ?
Закон – правило, соблюдение которого обязательно для всех. Соблюдение закона несёт благо людям.
 
3.     Противопоставление понятий «закон» и «беззаконие».
 
- Приятно ли там находиться, жить? Почему?( Люди были защищены справедливыми законами, были счастливы и уверены в будущем.)
 
     Но, увы, в царстве Закон случилось несчастье. Над страной пронесся ураган Беззаконие. Он смеялся над красивой и упорядоченной жизнью царства Закон и хотел все испортить и доказать, что лучше жить в беспорядке. Ураган Беззакония разрушил все на своем пути.
         Главную книгу царства, где были записаны самые справедливые законы, ураганный ветер разорвал в клочья и разметал по всему свету.
          Теперь в государстве, которое превратилось в царство Беззакония, люди уже не чувствовали  себя защищенными, как раньше. Они жили в постоянной тревоге за своих детей, за свое и их будущее. Здесь больше не было порядка и справедливости Закона. Здесь царствовали Чудо-юдо по прозванию Беззаконие со своими слугами. Оно само не ведало, что творило. Оно не любило людей. Оно было ленивым и своенравным.
          Теперь в государстве без закона никто не задумывался над вопросом:»Что можно делать, а что нельзя?»
 
    - К чему это привело?
   - Может ли человек осуществлять свои права в царстве Беззаконие?
 
        В царстве Беззаконие не стало основного закона дороги-правил дорожного движения. Ни одного знака, ни одного светофора
          Чудо-юдо по прозванию Беззаконие отменило и закон, который давал право иметь жилище и обеспечивал его неприкосновенность.
 
         - Хотели бы вы ездить по дорогам, где отсутствуют ПДД?
       - Почему следует выполнять ПДД?(Они созданы для нашей безопасности. Этот закон обязателен для всех – пешеходов и водителей.)
      - Как вы думаете,что произошло, когда отменили закон о жилище?
    - Что нужно предпринять, чтобы не было этого беспорядка?
 
         И тогда жители царства решили собрать всю свою храбрость и, объединившись, свергли Чудо – юдо  Беззаконие и его слуг. Люди вновь зажили счастливо и спокойно.
 
   - Почему люди свергли власть Беззакония?
  - Хотели бы вы жить в царстве Беззаконие?
 - Что нужно делать, чтобы наша жизнь не была похожа на жизнь в царстве Беззакония?
 
4.     Составление правил для классного коллектива.(работа в группах)
 
1.     Закон «00»(точного времени).
2.     Закон вежливости.
3.     Закон поднятой руки.
4.     Закон уважения старших.
5.     Не навреди себе,не навреди другим.
6.     Сказал – делай, не уверен – не обещай, ошибся – признайся.
7.     Не выдавай чужую тайну.
8.     Не будь ленивым, а будь трудолюбивым.
9.     Умей трудиться – умей и веселиться.
10.  Закон грубости.
11.  Закон непослушания.
12.  На зло отвечаю  злом.
13. Закон грязнуль.
 
III. Подведение  итогов.
 
       - Что такое «закон»? «беззаконие»?
      - Есть ли справедливость там, где нет законов?
      - Кто стремится к беззаконию?
 
Отсутствие законов не прибавляет человеку свободы и спокойствия. Чтобы не нарушили твоих прав, следует уважать права других и соблюдать законы.
 

15