Конспект НОД по развитию связной речи на тему Животные Севера и жарких стран старшая группа компенсирующей направленности для детей с ОНР


Конспект НОД для детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности
по лексической теме «Животные Севера и жарких стран»
Тема: Составление описательного рассказа о животных Севера и жарких стран с опорой на схему.
(связная речь)
Цель: Составление описательного рассказа.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
— систематизировать и закрепить знания о животных;
— учить составлять рассказы - описания с опорой на схему;
коррекционно-развивающие:
— закреплять у детей употребление существительных в винительном падеже;
— развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;
— закреплять употребление притяжательных местоимений;
― развивать общую моторику;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей интерес к окружающему миру, бережному и заботливому отношению к животным.
Оборудование: картинки с изображением животных, схема описания животных.
Предварительная работа: Беседы о животных разных стран. Чтение художественных текстов: «Разноцветная земля» Н. Сладкова, «Как Алёшка жил на севере» А. Членов, «Черепаха»
Б. Заходер, «Про слона» Б. Житков, «Во льдах» Н. Сладков, рассказы из книги «Книга джунглей» Д. Р. Киплинг, «Детки в клетки» С. Маршак; загадки о животных. Лепка «Зоопарк». Аппликация — «Моё любимое животное».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Раз, два, повернитесь и животных превратитесь. Изобразите: сердитого тигра; жирафа с большой шеей; веселую мартышку; спокойного, невозмутимого льва; быстрого северного оленя; неуклюжего пингвина. Молодцы!Раз, два, повернитесь и в детишек превратитесь.2. Объявление темы.
Логопед: Сегодня мы будем составлять рассказы – описания о животных Севера и жарких стран. (Картинки с изображением животных логопед выставляет на доску или наборное полотно.) Но прежде мы с вами поиграем.
3. Игра «Кто, где живёт» (по картинкам). Давайте теперь расскажем, где же живут эти животные и чем они питаются.Это слон, он живёт в жарких странах, а это белый медведь, он живёт на Севере.Слон питается травой, листьями, а белый медведь – рыбой и тюленями.Это жираф, он живёт в жарких странах, а тюлень на Севере.Жираф питается листьями с деревьев, а тюлень питается рыбой.Это тигр, он живёт в жарких странах, а морж живёт на Севере.Тигр питается мясом, а морж рыбой.Это олень, он живёт на Севере. А это верблюд, он живёт в жарких странах.Олень питается ягелем, а верблюд питается колючками. Молодцы! Игра «Четвёртый лишний».
Логопед: Я назову животных, а вы скажите кто лишний.
Слон, лев, тюлень, тигр; крокодил, морж, песец, пингвин; северный олень, песец, белый медведь, полярный волк; леопард, жираф, зебра, антилопа.
4. Работа со схемой.
Логопед: Сейчас вы превратитесь в писателей. Каждый выберет себе животное. О нём вам нужно будет составить рассказ.
Логопед выставляет схему описания животных и говорит детям, что обозначает каждый символ-фрагмент схемы.
Кто это? 2. Это зверь или птица? 3. Какие части тела у него есть? 4. Чем питается? (Травоядное или хищное?) 5. Где живёт? (Холодные или жаркие страны.) 6. Как называют детёнышей?

5. Составление рассказа.
Логопед: Послушайте, какой рассказ приготовила вам я. (Логопед для примера рассказывает по схеме, например, о жирафе.)
      Это жираф. Жираф – это животное. Жираф очень высокое животное. У него маленькая голова, короткие уши и небольшие рожки, большие глаза. У жирафа очень длинная шея, длинные ноги и длинный хвост. Жираф светло коричневого цвета с темно коричневыми пятнами. Жираф питается листьями, молодыми веточками деревьев, корой, цветами. Он травоядное животное. Жираф обитает в Африке или в Австралии. Детёныш у них жирафёнок (жирофята).6. Рассказы детей.
Дети поочерёдно выходят к доске и составляют рассказы, каждый о своём животном. Например: Это слон. Слон – это животное. У слона огромная голова с большими ушами, длинным хоботом. Слон серого цвета, у него толстые ноги, тонкий хвост с кисточкой на конце. У слона маленькие глаза. Слон питается листьями растений. Он травоядное животное. Слон живет в Африке. Детёныш у него слонёнок или слонята.    Это морж. Морж – это животное. Он большой. У него большая голова, маленькие уши, он гладкий. У моржа большие бивни и ласты. Он питается рыбой. Морж хищное животное. Он живёт на Севере. Детёныши у него моржонок или моржата.Молодцы, вы очень постарались и рассказы у вас получились хорошие!
Логопед: Ребята! Отгадайте загадку:
Стройный, быстрый.
Мех пушистый,
Рога ветвисты,
Бьет копытами цок-цок,
Снег летит, словно, песок,
Знают все кому не лень – Это (Северный олень.)
Логопед: Верно. Молодцы! Сейчас мы подуем на волшебную снежинку и превратимся в оленей. Метель, вьюга, закрути, нас в оленей преврати!
Физкультминутка «Олени». Выполнение движений по тексту стихотворения.
Как олени резво скачем Бег с высоким подниманием колен.
И попрыгаем, как мячик. Прыжки на месте на двух ногах.
Как метель мы покружились, Повернуться вокруг себя один раз.
А теперь – остановились. Остановиться.
Мы немного отдохнём Вдох – выдох 3 раза.
И затем пешком пойдём. Ходьба на месте.
Опустили руки вниз
И на льдинки все садись. Опустить руки.
Присесть на импровизированные льдинки.
После физкультминутки логопед предлагает детям составить ещё несколько рассказов.
7. Итог занятия.
Логопед: (подводит итог занятия): Понравилось вам быть писателями? О чём составляли рассказы? Где живут животные?